Израиль завис над бездной. Что происходит в стране
Раскол израильского общества, политический кризис и волна эскалации на Западном берегу — все беды, терзавшие поодиночке израильское государство, теперь пришли вместе. По словам президента страны Ицхака Херцога, Израиль завис над бездной.
Страсти разгорелись вокруг судебной реформы, инициаторы которой хотят ограничить полномочия верховного суда и наделить кнессет возможностью отменять его решения.
Тему судебной реформы используют израильские СМИ, ориентированные на современные западные ценности как оправдание протестов, атакующих действующее правительство Биньямина Нетаньяху.
Принявшее правый уклон израильское правительство пытается повернуть вектор движения в консервативную, местами и религиозно-ортодоксальную сторону. Эти попытки встречают яростное сопротивление либералов, активно использующих зарубежную (прежде всего американскую) поддержку.
Неоднозначно в этом процессе выглядит фигура министра финансов Бецалеля Смотрича, который своими высказываниями подливает масла в огонь межэтнических столкновений и добавляет Израилю международных проблем.
Так, после нападения на израильтян в палестинском населенном пункте Хувара и ответных погромов, устроенных еврейскими поселенцами, Смотрич заявил, что Хувара «должна быть стерта с лица земли».
Израилю стоило немалых сил, чтобы дезавуировать это высказывание. Однако еще не перестали в израильский МИД поступать ноты, осуждающие провокационное высказывание израильского министра финансов, как Смотрич дал новый повод для нападок на себя, новое правительство и государство Израиль.
Выступая в Берлине, Бецалель Смотрич заявил, ни много ни мало, о том, что «палестинского народа не существует». По его словам, палестинец — это определение места проживания на землях древней Палестины, а вовсе не принадлежность к народу, имеющему многовековую культуру и собственный путь в истории региона.
Помимо молодежи, которая везде и всегда обладает повышенным протестным потенциалом, к выступлениям против консервативного правительства стали подключать израильских военных, причем как ветеранов, так и служащих кадровых частей.
Глава совета поселения Эфрата Одед Равиви, которого называют «теневым министром иностранных дел Израиля», обратился к протестующим резервистам с требованием отозвать угрозы об уходе со службы в случае принятия законов о правовой реформе, свернуть протест и вернуться в строй.
Раскол общества происходит на фоне раскола в правящих кругах. Министр национальной безопасности Израиля Итамар Бен-Гвир потребовал уволить генерального прокурора страны Гали Бахарав-Миару, обвинив ее в предвзятости в пользу левых представителей политического спектра.
И новый удар — откуда не ждали: социологическое агентство Gallup опубликовало опрос сторонников Демократической партии США, согласно которому впервые в истории большинство демократов поддерживает не израильтян, а палестинцев.
Симпатии демократов к Израилю на протяжении десятилетий колебались между 50% и 60%. Теперь же, по данным Gallup, 49% сторонников Демократической партии США уже в большей степени симпатизируют палестинцам, и лишь 38% — Израилю.
Фоном всех баталий, идущих на политическом фронте, продолжаются теракты и нападения на израильских солдат. И в этом ряду происходит уже совсем странный случай.
Устроивший взрыв террорист пробрался в Израиль, согласно официальной версии, не через тайные подземные туннели, как считалось ранее, а просто перелез по приставной лестнице через «непроникаемую» стену, защищенную электронными системами безопасности и охраняемую вооруженными наблюдателями с караульных вышек. Как говорится в сообщении Армии обороны Израиля, «террорист перелез через стену с привязанной к телу взрывчаткой и большой сумкой с оборудованием в руках».
В момент, когда израильское общество как никогда нуждается в консолидации, 7-й канал израильских национальных новостей публикует материал о новом «исходе» евреев из Израиля под заголовком «По мере продвижения судебной реформы некоторые критики предпочитают покинуть Израиль».
Статья начинается словами: «Никогда в истории не было такого высокого спроса на эмиграционные услуги». Авторы убеждают читателей, что «эмиграция больше не считается формой социального предательства в Израиле», и «ехать надо сейчас, потому что в будущем переезд может стать еще дороже».
По итогам, складывается впечатление, что США уже не очень нуждаются в таком форпосте на Ближнем Востоке, каким ранее был Израиль. И, судя по происходящему, не против его расшатать.
Кроме того, отход от консервативного образа жизни в сторону либеральной повестки не может в итоге не сказаться на боеспособности Израиля, находящегося во враждебном окружении. Что также вызывает ряд вопросов о будущем страны.