1. Мироустроительная война
Максим Карев / ИА Красная Весна /
Компьютерная система, которая за все это QR-хозяйство отвечает,  заодно собирает данные о перемещении вас и ваших спутников по заведениям общепита. А это, на минуточку, вторжение в частную жизнь. В ее самых интимно-личных аспектах

Почему столичный мэр Собянин внезапно отменил QR-коды

Франсиско де Гойя. Глупость страха. 1819
Франсиско де Гойя. Глупость страха. 1819

Сегодня, 16 июля, как гром среди ясного неба, прозвучали слова московского градоначальника Сергея Собянина о том, что с 19 июля отменяются QR-коды для посещения кафе и ресторанов. Аналогичное решение озвучил и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев в своем Telegram-канале.

Впрочем, судя по лицу Собянина во время его доклада пред светлыми очами премьер-министра Мишустина, решение далось мэру нелегко. Очень. То есть это прекрасное во всех смыслах известие самого мэра явно не радовало. Обоснование отмены кодов в устах мэра было уныло дежурным и невнятным. В своем выступлении он особо подчеркнул, что отмена QR-кодов стала возможной, во-первых, благодаря ускорению темпов вакцинации, а во-вторых, давлению со стороны бизнеса и общественности, которые «замучали» мэрию жалобами. Среди авторов обращений Собянин выделил Федерацию рестораторов и отельеров. Вроде как перевел стрелки.

Отмена QR-кодов обрадовала и москвичей, и жителей Подмосковья, и гостей столицы, а пуще всего владельцев кафе и ресторанов, которые пострадали от собянинского коврового QR-кодирования более всех. Коды были введены всего две недели назад, но уже успели вызвать бурную реакцию общества. В интернете появились остроумные частушки, изумительный по точности мем «QR-постные», которым окрестили счастливых обладателей собянинских «аусвайсов».

Звал миленок меня в бар,
Показал мне свой QR.
Я в ответ на это дело
Показала антитело.

Я гуляю в маске
Строю девкам глазки,
Девки мне во след кричат:
Предъяви сертификат!

Вот такие вот дела:
У меня антитела!
Привилась вакциною
С верой в медицину я.

Особо ушлые представители бизнеса, которых злые языки уличили в связях со структурами Сбербанка и его главой — цифровизатором всея Руси Германом Грефом — даже предложили наносить код на тело в виде татуировки. В ответ наиболее прогрессивная часть общества задалась вопросом на какую именно часть тела следует наносить штрих-коды, чтобы в полной мере выразить свою гражданскую позицию по отношению к QR-кодам, карантину, вакцинации и московской власти.

Так что же стало той соломинкой, которая переломила спину собянинскому QR-верблюду? Вернее куаркодилу.

Это, во-первых, жалобы московского развлекательно-поедательного бизнеса, о которых упомянул мэр. Судя по опубликованной статистике, наибольшие материальные потери понесли дорогие рестораны, которые никогда не работали навынос и не могли быстро переориентироваться на новый лад, в отличие от бюджетных кафешек и забегаловок. Да и публика, которая ужинает и обедает в престижных столичных заведениях, ценит не только меню, но и соответствующую обстановку и конфиденциальность. А это, как вы понимаете, вопрос деликатный.

На первый взгляд кажется, что отмену QR-кодов пролоббировали рестораторы, поскольку у них есть прямой финансовый интерес. Но если вдуматься, то можно обнаружить еще нескольких интересантов, которые предпочли остаться в тени.

Вторая гирька в пользу отмены «крокодирования» граждан — это влиятельные посетители дорогих ресторанов, которые хотят вкушать вкусную и изысканную пищу в привычном режиме — без вакцинации и посторонних глаз. Ведь QR-код нужно не просто показать на входе, но и проверить его подлинность. Это означает, что компьютерная система, которая за всё это хозяйство отвечает, собирает данные о перемещении вас и ваших спутников по заведениям общепита. А это, на минуточку, вторжение в частную жизнь. В ее самых интимно-личных аспектах.

Что если внезапно выяснится, что некий элитарий Х частенько проводит время в компании некой очаровательной гражданки Y, посещая с ней рестораны и останавливаясь в гостиницах, при том что у Х есть законная супруга Z? Впрочем, может возникнуть и более пикантная ситуация, когда на месте гражданки Y окажется, хм, гражданин Y, то есть особь того же пола, что и сам Х. Это ведь так современно… А как быть, если гражданин(ка) Y при этом еще несовершеннолетний? О какой конфиденциальности вообще может идти речь? Сплошной урон для репутации и прекрасные возможности для шантажа элитария Х.

Собственно, какие гарантии дает мэрия Москвы в плане защиты таких данных? Вопрос для элитариев непраздный. Особенно для тех, кому есть, что скрывать. Ведь специалист, который администрирует указанную систему QR-кодов, имеет полный доступ ко всем указанным данным и вполне может воспользоваться возможностью подправить свое материальное положение. Ибо человек, как известно, слаб. А власть эту слабость своими непродуманными действиями еще и провоцирует. Кроме того, не стоит забывать, что «утечки» из различных баз данных с персональной информацией пользователей далеко не редкость. Этим грешит даже упомянутый выше Сбербанк, а что говорить о системе, которую неизвестно кто сваял для мэрии Москвы. И как именно он ее «сваял» — это отдельный вопрос.

А что делать, если гражданин Х — спецслужбист, высокопоставленный чиновник или даже чей-то агент-информатор? Ну, на худой конец, просто иностранный топ-менеджер?

Представители этой «социальной» группы очень сильно заинтересованы в том, чтобы никаких QR-кодов, по крайней мере для них лично — не было. И это не конспирология, а обнародованные ведущими российскими СМИ факты. Которые до сих пор никто не опровергал.

Не далее как 1 июля РБК сообщило, что, согласно данным его источников в ФСБ и ФСО, сотрудники этих служб не могут получить QR-коды, так как не все ведомственные клиники связаны с ЕМИАС. Еще один источник, близкий к силовым структурам, пояснил, что данные сотрудников ФСБ и ФСО не вносят в реестр вакцинированных. И это логично, учитывая высокую вероятность утечек этих данных.

Что характерно, в связи с данной ситуацией посчитал нужным выступить пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Есть ли трудности с получением QR-кодов? Да, они есть, да, система работает пока, наверное, не должным образом». То есть, грубо говоря, спецслужбистам был предоставлен демократический выбор а-ля Собянин — либо не ходи в кафе и сохраняй конфиденциальность, либо вакцинируйся и жди, когда данные утекут, а тебя спалят.

Прошло две недели и… проблема с выдачей QR-кодов так и не была решена до конца.

Утром 16 июля Песков заявил, что власти Москвы знают о проблеме получения QR-кодов экспатами и она в данный момент решается. Причем проблема эта известна как минимум с конца июня. А тут, как бы в ответ на заявление Пескова, Собянин взял и решил проблему, рубанув сплеча. После чего получил похвалу из уст пресс-секретаря президента: «Это хороший пример гибкости и эффективности в реализации особых полномочий в рамках пандемии».

Пример взаимодействия Кремля и Москвы, конечно, хороший, а заодно и вопрос о поддельных QR-кодах решили. Как мы видим, никто в защиту QR-кодов голоса не подал, а в Кремле их отмену, наоборот, поддержали, устав намекать, что пора бы уже окончательно решить проблему и перестать мучить москвичей.

Таким образом, наиболее убедительной кажется версия, согласно которой QR-коды сильно осложнили жизнь неких уважаемых людей, и они попросили столичные власти решить вопрос быстро и надежно. А Песков подтвердил, что Собянин правильно понял сигнал и правильно среагировал.