Канадские законодатели сочли эвтаназию лучшим средством от депрессии?
17 марта 2021 года королева Великобритании одобрила поправки к закону, и правительство Канады объявило, что изменения в канадском законе о медицинской помощи для смерти (MAID), то есть эвтаназии, официально вступили в силу. Новая версия статьи 241.2 уголовного кодекса Канады включает изменения в правах, процедурных гарантиях и структуре для сбора данных и отчетности федерального правительства при эвтаназии.
В уже принятом законе неизбежная смерть в обозримом будущем исключена из необходимых для эвтаназии показаний. Для получения права на эвтаназию, согласно исправленному закону, пациент должен иметь право на получение медицинских услуг, финансируемых федеральным правительством Канады, провинцией или территорией, то есть должен быть гражданином Канады или постоянным жителем на законных основаниях.
Кроме того, требующий такой процедуры должен быть не моложе 18 лет и психически дееспособным. Это означает способность самостоятельно принимать решения о медицинском обслуживании. Кроме того, он должен иметь тяжелое и неизлечимое заболевание, в кодексе указано, что психическое заболевание не может таковым считаться. Также желающий эвтаназии должен сделать добровольный запрос на MAID, который не является результатом внешнего давления или влияния, и дать информированное согласие на получение MAID.
Однако на официальном сайте правительства Канады, где информируется о новом законе, сказано также: «Канадцы, единственным медицинским состоянием которых является психическое заболевание и которые в остальном соответствуют всем критериям приемлемости, не будут иметь права на участие в программе MAID до 17 марта 2023 года».
Иными словами, с 17 марта 2023 года в Канаде будет разрешена эвтаназия на основании диагноза психиатра для людей, единственным основным заболеванием которых является депрессия, биполярное расстройство, расстройство личности, шизофрения, посттравматическое стрессовое расстройство или любое другое заболевание или душевный недуг.
На том же сайте прямо сказано: «Если психическое заболевание является единственным медицинским состоянием, заставляющим вас рассмотреть возможность участия в программе MAID, в настоящее время вы не имеете права на получение MAID. Согласно новым изменениям, внесенным в закон, исключение будет действовать до 17 марта 2023 года».
И далее: «После 17 марта 2023 года люди с психическим заболеванием в качестве единственного основного заболевания будут иметь доступ к MAID, если они отвечают всем требованиям приемлемости, а практикующие врачи соблюдают меры безопасности, установленные для этой группы людей».
Канадская газета National Post взяла интервью у голландского психиатра Сиско ван Вина. Он пояснил, что при неизлечимой онкологии, которая является одним из показаний к эвтаназии, «внутри тела есть что-то, что можно увидеть»: опухоли и ткани, которые можно измерить, отсканировать или проколоть, чтобы идентифицировать клетки внутри и помочь определить прогноз.
Он напомнил, что депрессию и другие психические заболевания на скане увидеть нельзя, за исключением деменции, когда визуализация может показать структурные изменения мозга. «В психиатрии на самом деле всё, что у вас есть, — это история пациента, то, что вы видите своими глазами, то, что вы слышите и то, что говорит вам семья», — сказал ван Вин.
Большинству психических расстройств не хватает «прогностической предсказуемости», что делает определение момента, когда психическое страдание становится непереносимым и по существу неизлечимым, особенно сложным. Некоторые говорят, что это практически невозможно. Вот почему ван Вин говорит, что впереди трудные обсуждения, поскольку Канада приближается к легализации смерти людей с психическими заболеваниями, чья психологическая боль стала для них невыносимой.
В Нидерландах MAID для неизлечимых психических страданий регулируется законом с 2002 года, и новое исследование, проведенное ван Вином и его коллегами, подчеркивает, насколько сложным это может быть. Статья опубликована 4 апреля 2022 года в журнале Canadian Medical Association Journal.
В статье подчеркивается проблемность определения «тяжкого и непоправимого» в психиатрии. Более того, невозможно утверждать наверняка (в отличие от онкологии), что психическое заболевание абсолютно неизлечимо и что сделано все возможное.
«Я думаю, что в марте 2023 года будет много неопределенности в отношении того, как применить это, — сказал газете доктор Грейнн Нейлсон, бывший президент Канадской психиатрической ассоциации и судебный психиатр из Галифакса. — Я надеюсь, что психиатры будут действовать осторожно и тщательно, чтобы удостовериться, что MAID не используется как что-то вместо равноправного доступа к хорошему уходу».
Как пишет National Post, у канадских специалистов в области психического здоровья мнения сильно разделились. Психическое заболевание никогда не бывает неизлечимым, утверждает одна сторона. Всегда есть надежда на излечение, всегда есть что-то еще, что нужно попробовать, факт психического заболевания не должен становиться оправданием эвтаназии.
Насколько сложна проблема и какие диагнозы могут стать основанием для эвтаназии, показала скандальная статья доктора Дженнифер Гаудиани и коллег в Journal of Eating Disorders от 15 февраля 2022 года. Статья вызвала возмущение среди некоторых ее коллег из-за предложения людям с тяжелой, стойкой анорексией — «терминальной» анорексией — разрешить доступ к эвтаназии.
Доктор Блейк Вудсайд, профессор кафедры психиатрии в Университете Торонто и бывший директор крупнейшей в Канаде программы по расстройствам пищевого поведения в больницах заявил, что, по его опыту, большинство людей с таким диагнозом все-таки излечимы. Он привел в пример исследования по глубокой стимуляции мозга при тяжелой анорексии. Из 22 человек с историей болезни не менее 10 лет и по крайней мере с тремя безуспешными попытками интенсивного лечения треть выздоровела, у другой трети было некоторое значительное улучшение, при этом, по утверждению врача, в остальном стимуляция мозга на них не сказалась.
Вудсайд также отметил, что психические заболевания у бедных людей чаще находятся в запущенной форме, и если будет введена эвтаназия только на основании психиатрического диагноза, это неизбежно приведет к большому числу бедных людей, сводящих счеты с жизнью, и особенно бедных женщин, которые часто в жизни предпринимают попытку хотя бы одного суицида. Он подчеркивает, что в большинстве случаев эта одна неудачная попытка так и остается единственной. Но в случае эвтаназии все такие попытки станут удачными.
Напомним, устранением психически неполноценных, с их точки зрения, занимались нацисты в середине XX века, и это было осуждено на трибунале в Нюрнберге. Но законодателей Канады, это, по-видимому, не смущает, как не смутило и нидерландских законодателей.
Это и есть обратная сторона «гуманного» и «цивилизованного» Запада, в который до недавнего времени шла Россия. И на самом деле нет ничего удивительного в том, что перенявший нацистские практики коллективный Запад в едином порыве поддержал нацистов на Украине.