Что предлагает жертвам школьной травли южнокорейский сериал «Слава»?
![Арнольж Бёклин. Остров мертвых. 1880–1886](/static/files/9c2873cebab5.jpg)
Американская компания Netflix — один из ключевых кинопроизводителей на Западе. Платформа задает тренды, которым следуют миллионы зрителей. Netflix снимает сериалы, в которых продвигает идеологию ЛГБТ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), антиутопические идеи, предоставляет «развлекалово» и т. д. Но есть и кое-что посерьезнее.
Сериал «Слава» (другое название — «Триумф», русскоязычные зрители дали ему название «Триумф мести») вышел чуть более года назад. Два сезона по восемь серий: первая часть вышла на ресурсах Netflix 30 декабря 2022 года, вторая — в марте 2023 года. Сериал быстро завоевал популярность, набрав более 600 миллионов часов просмотра и став третьим успешным проектом компании в первом квартале 2023 года. «Слава», конечно, уступила «Игре в кальмара», тем не менее, сериал получил заметный успех.
«Слава» — корейский сериал, «дорама». Дорамы в последние несколько лет являются наиболее популярным видом теле- и вебпродукции во всем мире. Таким образом, сериал нацелен на определенную аудиторию с уже сформировавшимся вкусом. Он полностью спродюсирован корейской компанией Hwa&Dam Pictures и является оригинальным продуктом Netflix. Значит, шефство над смысловой линией сериала принадлежит именно Netflix.
Сюжетная и смысловая линии
Главная героиня — Мун Дон Ын — женщина, которая в детстве пережила травлю со стороны группы школьников из обеспеченных и статусных семей. Обидчики преследовали ее везде: в школе и дома. Ее тело покрыто шрамами от щипцов для завивки волос и утюга.
Когда Мун Дон Ын еще не стала жертвой травли, внимание группы обидчиков было направлено на другую девочку. Героиня была молчаливым наблюдателем издевательств, но не встала на защиту слабого — она знала, что следующей жертвой станет она. Мун Дон Ын не захотела рисковать своим благополучием ради другого и позже сильно об этом пожалела: школьница погибла, упав с крыши здания. После этого садисты выбрали в качестве игрушки саму Мун Дон Ын.
Когда героиня пытается обратиться за помощью к классному руководителю, тот агрессивно отстаивает позицию подростков-садистов (а точнее — их влиятельных родителей), называя издевательства «дружеской оплеухой». Но Мун Дон Ын сопротивляется, и тогда учитель начинает ее избивать. Девушке приходится бросить школу, пережить предательство родной матери, несколько попыток самоубийства, уйти работать на текстильную фабрику. При этом ей удается самостоятельно выучиться, сдать выпускной экзамен и вступительные экзамены в университет — она собирается стать преподавателем.
Но делает она это не из желания сеять «разумное, доброе, вечное». Девушка видит смысл своего существования только в мести главной обидчице, которая жгла ее в детстве утюгом и щипцами, а потом написала в социальных сетях о своей мечте — стать любящей матерью и доброй женой. Мун Дон Ын намерена получить должность классного руководителя в классе, где учится ее дочь. Обидчица должна постепенно лишиться любви своей дочери (ей предстоит узнать, чем занималась любимая мать), мужа (узнает, что жена изменила, а ребенок — не от него), лишиться карьеры (в Южной Корее карьера разрушается, когда становится известно, что человек занимался травлей) и репутации.
![Мун Дон Ын после издевательств](/static/files/ba2bd1cac555.jpg)
Мир, в котором живет Мун Дон Ын и ее сверстники, окончательно лишен благодати. В нем нет справедливости, веры, настоящей любви, в нем нет света. Он принадлежит тем, кто имеет силу и влияние. Ни дети, ни взрослые не признают тех, кто не обладает достатком и связями.
Жизнь в сериале античеловечна: если ты беден, тебе нет смысла жить. Главный бог — деньги и власть. Дети в таком мире могут либо принимать эти правила — этому учат родители — либо превращаться в маргиналов. Дети богатых родителей оказываются в заложниках у своих родителей. Так, главной садистке сериала мать с детства вбивает в голову, что главное в жизни — выдержать конкуренцию среди своих сверстниц и иметь безукоризненную репутацию. Мать воспитывала свою дочь как дорогой товар и отказывала ей в человеческих чувствах.
Получается, что у детей есть всего три пути: сохранить положение в обществе, выживать на грани нищеты и превратиться в маргинала.
Для Южной Кореи тема травли детей в школе очень болезненна, и целый сериал по ее поводу возник не случайно. По данным старшего научного сотрудника отдела политики министерства образования страны Ким Ен Юн, с волной травли детей страна впервые столкнулась в начале 1990-х годов. До того издевательства не носили массового характера, черту словесных оскорблений чаще всего не переступали.
В 90-е годы школы захлестнула волна насилия. В стране различаются не только физическое и сексуальное насилие, но еще словесное насилие и кибертравля. После 2000-х годов в Южной Корее стали фиксировать все больше случаев физического насилия и издевательств.
Наиболее подвержены такому поведению подростки 13-15 лет. Сейчас аудитория «дорам» во многом находится в этой возрастной категории. В министерстве образования страны убеждены, что одной из основных причин травли является конкуренция в обществе. Так, например, в Южной Корее один из самых высоких конкурсов в университетах, а среди их выпускников — за рабочие места.
«Они просто соревнуются. Даже если они играют вместе, они думают, что должны быть лучше», — цитирует эксперта The New York Times.
Согласно данным автономных комитетов по противодействию школьному насилию, количество случаев школьной травли только в период с 2013 по 2016 год увеличилось на треть — с 17 749 до 23 673 случаев. Позже к этому числу добавилось кибернасилие, которое сейчас стало серьезной проблемой. «Слив» личной информации в интернете может заставить ребенка покинуть школу, а то и довести до самоубийства. Процент детей, которые сталкиваются со школьной травлей почти каждый день, увеличился с 9,1% до 17,16%.
Человек в таком мире оказывается в заложниках. Он выстраивает отношения с социумом двумя способами: или он садист, который причиняет другим боль, или он жертва, терпящая издевательства.
![Героиня сериала «Слава»](/static/files/6bf04464a857.jpg)
Эти «заложники» выстраивают между собой связи. В сериале показаны примеры соединения нескольких жертв насилия именно на основании наличия травмирующего опыта. В сериале показаны и те, кто искренне помогает слабому: уволенная медсестра, пожилая женщина, благодарившая главную героиню за свое спасение. Но это исключения, сериал транслирует, что человеческие проявления недолговечны, мир их уничтожит. У зрителей сериала возникает одно чувство — полная безнадежность.
Есть ли место в таком мире для настоящей любви и верности? Молодой врач Чжу Ёчон появляется в жизни Мун Дон Ын во время ее учебы в университете. У него возникают сильные чувства к девушке, однако он быстро понимает, что она будет использовать его только для своей главной цели — мести. У врача свой травматический опыт и свое желание мстить. Он соглашается помогать Мун Дон Ын. Между ними возникает особая, патологическая связь.
«Мне не нужен возлюбленный. Мне нужен палач, который бы станцевал танец с мечом ради меня», — говорит героиня. Она знает, что погибнет после осуществления мести, потому что иного смысла жить не останется.
Образы в сериале, которые беседуют с нами
«Слава» говорит со зрителем на определенном языке образов и символов. Многие образы и символы более близки восточному зрителю. Один из них — танец с мечом, содержание которого героиня противопоставляет «спокойной любви» (семья, дом, благосостояние).
Танец с мечом — это традиционный танец для разных восточных культур, в том числе и корейской. Он известен также под названием Geommu (Геомму) и восходит к около 660 году нашей эры, ко времени поздней истории Трех королевств Кореи. Согласно легенде, Корея была поделена на три королевства: Силла, Пэкче и Когуре. У мальчика из Силлы по имени Хванчан был удивительный, необычный талант к танцу с мечом. Он принес ему известность даже во вражеском королевстве Пэкче. Однажды король Пэкче пригласил его ко двору, чтобы мальчик продемонстрировать свое великое мастерство. Подросток выступил и во время танца убил короля перед собравшимися соратниками и подданными. Хванчан тут же был казнен военными Пэкче.
Герой легенды тоже вел себя как шахид. Ему выпала уникальная возможность максимально близко подобраться к врагу и убить его, и он пошел на это, зная о неминуемой гибели.
Еще одним образом, близкой душе Мун Дон Ын, стала китайская настольная игра в го. Это логическая игра, основанная на выстраивании стратегии по захвату территорий противника и его обрушению. Целью игры является захват бо́льших площадей, чем у соперника. Героине сериала очень понравилась эта игра, потому что она напоминает ей молчаливое сражение длиною в 18 лет.
Сама внешность главной героини вызывает мысли о луне и смерти. Белоликая, с большими темными глазами, прямыми черными волосами, она как яд проникает в бытие группы своих обидчиков. Она приходит к ним и ночью, и днем, и ее появления наводят на них ужас.
![Один из визитов Мун Дон Ын к своей обидчице](/static/files/f2527c24e038.jpg)
Потому и возникает вопрос о назначении сериала: чего в нем больше — желания опереться на национально значимые образы, чтобы в них найти силу для сопротивления, или утонуть в смаковании травмы и тяги к смерти? Так выглядит гамлетовская коллизия в южно-корейском понимании.
"Слава" — это наживка для детей с травматическим опытом, которых окунут в инфернальность, которая особенно хорошо ощущается в первой половине сериала. Героиня — сильная, решительная, но свою детскую травму она не преодолеет. Интересен разговор героини со своей сообщницей, пожелавшей накормить ее вареным яйцом. Она объясняет, что внутри яйца находится птенец, есть жизнь, он может разбить скорлупу и освободиться. На что героиня меланхолично замечает: «Птица никогда не выберется из яйца, потому что вы ее сварили». Выхода нет. А если нет, то и в самом деле сопротивление бесполезно.
Волк или овца
![Героиня сплетается с образом змеи, луны и Трубы Дьявола](/static/files/fc013c194b2b.jpg)
Героиня одержима ненавистью и одновременно вызывает сочувствие. Зритель не может не испытывать жалости, глядя на мучения подростка, над которым издеваются сверстники. Теперь она волевая, красивая и решительная женщина, которая заявляет: «Иногда ненависть похожа на вожделение — от нее невозможно избавиться».
Картина снята так, чтобы зритель «клюнул» на призыв темной силы, очень сладкий для тех, кого переломала жизнь и кто не видит в ней просвета. В этом главная трагедия: дети живут в полной уверенности, что другого пути нет.
Сериал о сильном человеке, пережившем травлю, получает много внимания. После выхода «Славы» в социальных сетях быстро набрал популярность тэг #TheGloryThai, под которым подростки, дети и взрослые стали рассказывать свои истории травли в школе, семье и на работе. Количество откликов росло, как снежный ком, многие жертвы обнаруживали вдруг, что они не одни, но сериал предлагает лишь один выход — месть. Одержимость ею означает растворение в пустоте. И это прежде всего пустота беззакония.
Создатели сериала промолчали (и это совершенно логично) о том, что борьбу можно вести, опираясь не на ненависть или месть, а на любовь. Мун Дон Ын не хочет менять порядок вещей, она не верит в такую возможность.
В конце сериала обидчики наказаны, а пострадавшие от рук негодяев либо получают деньги, либо избавляются от угнетателей, либо все же обретают небольшую частицу человеческого тепла. Однако путь героини не изменился: теперь она берется помогать в отмщении своему молодому человеку, отца которого зарезал серийный убийца.
А что дальше? Неужели, свершив новую месть, героиня остановится? Конечно, нет. Вокруг слишком много тех, кому надо помогать мстить.
![Что она может передать детям, если не опыт мести?](/static/files/cd6b0857c741.jpg)
Сериал убеждает тех, кто прошел через травлю, унижение, не получил любви, что есть только один выход — стать сильным и в ответ "сожрать" обидчика. Ты либо овца, либо волк. Иного не дано. Нет героя!
Но существует другая борьба, за что-то высшее: другой мир, другую жизнь. Эта борьба основана на чувстве любви. Так у Христа. Так у героя повести Антуана де Сент-Экзюпери «Военный летчик», которому нужно победить самого себя, дабы совладать с поражением внутри. Отказываются от мести граф Монте-Кристо из одноименного романа Александра Дюма, Сильвио из пушкинского «Выстрела», Сотников из повести советского писателя Василя Быкова.