В Германии всё более системно борются с инакомыслием

Может ли закрытие счета в банке быть не следствием судебных решений, а политически мотивированным действием для осуществления давления на оппозицию, СМИ или общественных деятелей? Оказывается, что в Федеративной Республике Германия (ФРГ) это не только возможно, но и приобретает черты системного явления. Эти методы применяют уже во многих западных странах, и они получили название — «дебанкинг».
Все, кто затрагивают чувствительные для власть имущих проблемы, оказываются под угрозой остаться без банковского счета. Причем государственные структуры ФРГ дистанцируются от контроля за подобными явлениями. В результате некоторые журналисты за освещение нелицеприятных для немецких властей вопросов оставались без средств к существованию и без возможности работать по профессии.
Немецкая газета Berliner Zeitung подробно осветила данную тему. ИА Красная Весна представляет перевод статьи Йоханнеса Ширрмайстера «Систематическое запугивание: когда банковские счета аннулируются по политическим причинам», опубликованной 26 ноября.
То, что раньше казалось исключительной случайностью, теперь выглядит как закономерность: политическая активность, за которой вскоре следует аннулирование счета банком. Без уведомления, без обоснования, без предупреждения.
СМИ в Германии теперь регулярно сообщают о подобных случаях, и, вопреки ожиданиям, задокументированные примеры можно найти во всем политическом спектре: от левых публицистов и консервативных каналов до произраильских организаций, пропалестинских инициатив и критиков мер по борьбе с коронавирусом.
Дискриминация в отношении партии, находящейся под защитой конституции?
«Альтернатива для Германии» (AfD) считает себя наиболее пострадавшей партией. Ее представитель по финансовой политике Кай Готтшальк собрал многочисленные случаи аннулирования счетов членов партии, районных ассоциаций или парламентских фракций. Банки отвергают политические мотивы и вместо этого ссылаются на свои собственные ценности, такие как толерантность и верность конституции. Что именно имеется в виду? Неясно.
На самом деле за последние годы были закрыты счета множества отделений партии AfD на всех уровнях — от местных и районных объединений до земельных объединений и федеральной партии. В некоторых случаях это происходило очень близко к моменту проведения общественных дебатов или подачи петиций. AfD рассматривает это как дискриминацию в отношении партии, защищенной конституцией, и теперь призывает к законодательному запрету «политически мотивированного дебанкинга» в Бундестаге. Но что такое дебанкинг и действительно ли государство может использовать этот метод для подавления нежелательной критики?
Bafin не видит доказательств структурной проблемы
Федеральное ведомство финансового надзора Германии (Bafin) в ответ на запрос Berliner Zeitung отвергло призывы к ужесточению правил. В ведомстве заявили, что банки «в основном свободны решать, с кем они поддерживают деловые отношения в рамках требований законодательства». Аннулирование является гражданско-правовым вопросом между банком и клиентом.
Это основано на статье 675h Гражданского кодекса Германии (BGB), которая позволяет банкам расторгнуть рамочное соглашение о платежных услугах, заключенное на неопределенный срок, с уведомлением за два месяца — без объяснения причин. Безакцептное расторжение возможно только при наличии «важной причины», такой как серьезное нарушение договора, подозрение в мошенничестве или отмывании денег или значительная угроза деловым отношениям. При этом в федеральном ведомстве отметили, что не фиксируют данные об аннулировании счетов и «не видят необходимости в мониторинге».
Аннулирование счетов по всему политическому спектру
Хронология, проанализированная онлайн-журналом Multipolar, показывает, что несколько случаев аннулирования счетов произошло в период, когда в СМИ появились сообщения, петиции или онлайн-кампании. Журнал Multipolar был основан в 2020 году журналистами Паулем Шрайером и Штефаном Коринтом, а также политологом Ульрихом Тойшем и финансируется в основном за счет пожертвований читателей.
Составленный Multipolar обзор документирует тот факт, что в последние годы счета многих журналистов, политических деятелей и частных лиц с самыми разными политическими взглядами были аннулированы без транспарентных оснований. Это ни в коем случае не затрагивает только одну сторону политического спектра, а скорее демонстрирует широкую, многослойную картину.
Социалистические партии и левые издатели
Например, деловые отношения с Марксистско-ленинской партией Германии (MLPD) были прекращены в нескольких случаях: в 2017 году Deutsche Bank и Postbank закрыли все счета партии на федеральном, земельном и местном уровнях. По данным MLPD, в 2021 году последуют дальнейшие аннулирования со стороны Commerzbank. Также это затронуло и левых публицистов из [околопартийной] среды.
В конце мая 2025 года Postbank аннулировал бизнес-счет издания Mehring-Verlag. Вскоре после этого управляющий директор Вольфганг Циммерманн лишился своего личного счета. Пострадала и Партия социалистического равенства (SGP): после того как Postbank аннулировал ее счет в 2024 году, она тщетно пыталась открыть новый счет в более чем десяти банках, включая Berliner Sparkasse, который обязан придерживаться принципа равного обращения.
Когда репортаж становится риском для банковского счета
Аннулирование счетов затрагивает и работников СМИ во всем журналистском спектре. В 2025 году GLS Bank расстался с журналистом-фрилансером и культурологом Айей Веласкес, которая стала известна благодаря своим расследованиям и публикации так называемых файлов RKI — утечек протоколов Института Роберта Коха, связанных с пандемией коронавируса, — и использовала свой бизнес-счет для финансирования своей работы.
Deutsche Bank прекратил деловые отношения после 45-летнего сотрудничества с журналом Israel heute, который когда-то основал человек, переживший Холокост. Почти в то же время австрийский Raiffeisenbank также объявил о прекращении сотрудничества.
Пострадала также журналистка и публицист Габи Вебер, чей личный счет был аннулирован компанией Comdirect в феврале 2025 года. Журналистка, которая с 1980-х годов вела репортажи из Южной Америки для ARD и других вещательных компаний, в течение многих лет использовала этот счет для сбора пожертвований на свои дорогостоящие судебные процессы по вопросам свободы информации.
Среди них — иски против центральных государственных учреждений, таких как Федеральная канцелярия, Федеральная разведывательная служба и немецкий Бундесбанк, которые она использует для проведения своих расследований в области международной политики и деятельности спецслужб.
Дело Хусейна Догру: от журналиста до объекта санкций
Дело берлинского журналиста Хусейна Догру было особенно серьезным: как гражданин Германии он попал под полномасштабные санкции против России в мае 2025 года в рамках 17-го пакета санкций ЕС.
ЕС обосновал это тем, что он сеет «этническую, политическую и религиозную рознь» своими репортажами о движении солидарности с Палестиной и критическими высказываниями в адрес режима, тем самым поощряя так называемую «российскую дестабилизационную деятельность». В качестве «доказательств» ЕС использовал сообщения с его личного аккаунта X и его страницы в Red Media на такие темы, как наращивание вооружений, война на Украине и протесты в поддержку Палестины.
Санкции имели жизненно важные последствия: Догру сообщил, что временами он «оставался без денег». Кроме того, ему фактически запретили работать, поскольку медийным организациям запрещено нанимать его на работу или предоставлять ему финансовые средства. Даже трудовые отношения с ежедневной газетой Junge Welt, которая навела справки, были признаны Федеральным министерством экономики неприемлемыми в связи с «запретом на предоставление ресурсов».
От правых популистов до критиков системы
Это также затронуло и продолжает затрагивать критикующие правительство СМИ. Например, интернет-канал Kontrafunk потерял свой счет в Volksbank Pirna. Журнал Compact, который ассоциируется с правым популистским и ультраправым спектром, был аннулирован несколькими сберегательными банками (Sparkassen) в 2024 году. Такие платформы, как Apolut, EingeschenktTV и Report24, которые часто распространяют контент, критикующий меры по борьбе с коронавирусом, также регулярно сообщают о блокировке или потере счетов для пожертвований.
Интернет-блогеры, такие как Борис Райтшустер и Хадмут Даниш, также столкнулись с блокировкой или аннулированием счетов.
Целенаправленная дебанкизация критиков коронавирусной истерии?
Во время протестов против жестких антикоронавирусных мероприятий несколько видных критиков этих мер были лишены своих аккаунтов. Например, в мае 2022 года банк Volksbank am Württemberg прекратил деловые отношения с основателем движения «Кверденкен» Михаэлем Балльвегом и закрыл несколько его счетов, через которые, как утверждается, ранее поступило около 1,3 млн евро (115 млн руб.) пожертвований.
По словам его адвокатов, представитель банка позже объяснил в суде, что банк отреагировал на жалобы других клиентов.
У адвоката Маркуса Хайнца, одного из самых заметных участников движения «Кверденкен» («ковид-скептики» — прим. ИА Красная Весна), за последние годы было аннулировано несколько счетов: в 2020 году счет Comdirect, в январе 2021 года частный счет в Deutsche Kreditbank (DKB) и, наконец, в июне 2022 года счет юридической фирмы в GLS Bank. Аннулирование счета GLS произошло всего через два дня после того, как адвокат Чан-Чжо Цзюнь публично привлек внимание банка к деловым отношениям с Хайнцем в Twitter; однако банк не стал комментировать возможную подоплеку.
Пострадали даже отдельные люди. Например, все счета в DKB были аннулированы для солдата немецкой армии Александра Биттнера и его семьи после его ареста за отказ от вакцинации против коронавируса и неуплату штрафа. Пострадавшие, как минимум, прослеживают эту связь.
Хронология свидетельствует о методичности воздействия, от которого могут пострадать как политические инакомыслящие — от крайне левых до крайне правых, — так и журналисты, активисты и частные лица. Даже сберегательные банки, на которые распространяется требование о нейтралитете, аннулировали счета политических деятелей, а в некоторых случаях, к продолжению ведения счета их вынудило только решение суда. Причем в аналитическом обзоре Multipolar, четко прослеживается, что ряд аннулирований счетов произошел вскоре после определенных сообщений в СМИ, публикации петиций или начала интернет-акций.
Международный контекст: замороженные счета в Канаде
Взгляд за границу показывает, какое значение в политических конфликтах может иметь доступ к финансовой системе. В Канаде правительство премьер-министра Джастина Трюдо использовало Закон о чрезвычайном положении в феврале 2022 года, чтобы принять меры против продолжавшихся несколько недель протестов «Конвоя свободы».
На основании этого закона банковские счета участников и сторонников могли быть временно заморожены, краудфандинговые фонды заблокированы, а потоки платежей прерваны. Эти меры были направлены на прекращение блокады Оттавы, которая была квалифицирована как угроза общественному порядку и гарантиям экономического обеспечения.
Этот пример показывает, что финансовые меры в принципе могут играть роль при осуществлении государственных решений. В Германии такого чрезвычайного инструмента не существует; тем не менее пример Канады приведен для международного сравнения, чтобы проиллюстрировать важность прозрачных и юридически защищенных правил доступа к банковским услугам.
Слабая реакция медиа-ассоциаций — четкое предупреждение от PEN
В то время как политические споры по поводу категоризации продолжаются, реакция медиа-ассоциаций на удивление сдержанна. Такие организации, как Немецкая ассоциация журналистов, «Репортеры без границ» (организация, признанная нежелательной в РФ) и европейские институты свободы прессы, практически не отвечали на запросы «Multipolar», а если и отвечали, то, как правило, в виде формальных, выраженных в юридическом стиле заявлений.
В отличие от них, четкую позицию в ответ на вопросы онлайн-журнала Multipolar заняла ассоциация авторов PEN International, которая назвала произвольное закрытие счетов независимых СМИ или журналистов «косвенной формой цензуры» и «серьезным вмешательством в свободу прессы». Ограничение доступа к финансовым услугам может фактически заставить замолчать критические голоса.
Серая зона между свободой договора и демократическим разнообразием
Хотя базовые счета призваны предотвратить полное исключение людей из платежных операций, они работают исключительно на бескредитной основе и не защищают от потери бизнес-счетов — часто существенных для финансируемых за счёт пожертвований СМИ, ассоциаций или политических партий.
Случай бельгийского бывшего лоббиста Фредерика Балдана показывает, насколько далеко идущими могут быть такие вмешательства: когда он подал судебный иск против председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен в рамках разбирательства «Pfizer-gate» (дело о переписке Урсулы фон дер Ляйен с генеральным директором компании Pfizer — прим. ИА Красная Весна), несколько его счетов, включая счета его несовершеннолетнего сына, были закрыты.
PEN International и различные пострадавшие СМИ предупреждают, что сочетание свободы договора, общественного давления и инструкций по борьбе с отмыванием денег создает серую зону, в которой политически нежелательные голоса могут оказаться под финансовым давлением. С другой стороны, орган финансового надзора Bafin не видит необходимости в дополнительном регулировании и отсылает к разъяснениям в гражданском суде.
Наличные деньги как единственная гарантия финансового доступа
Продолжающаяся цифровизация платежных операций, вплоть до планируемого введения цифрового евро, еще больше обостряет дискуссию. Будучи единственным законным платежным средством, наличные деньги остаются последней гарантией доступа к финансам, который никому невозможно воспретить.
Хотя цифровые альтернативы, такие как цифровой евро, открывают новые возможности, их техническая реализация также вызывает вопросы. Каждый цифровой платеж неизбежно оставляет следы из данных и требует использования счетов или цифровых кошельков, которые могут подкачать в случае блокировки счета.