Власти успокаивают граждан, заявляя, что изменение законодательства — это обычная практика, которая никак не связана с событиями, произошедшими после выборов

Что власти Белоруссии хотят от нового закона о национальной безопасности?

Отто ван Веен. Заговорщики. Клавдий Цивилис с батавами на лесной поляне. 1600-1613
Отто ван Веен. Заговорщики. Клавдий Цивилис с батавами на лесной поляне. 1600-1613
Отто ван Веен. Заговорщики. Клавдий Цивилис с батавами на лесной поляне. 1600-1613

В Белоруссии вот уже больше полугода как прошли выборы президента и страну начало лихорадить от протестного движения. Оппозиция долго не унималась, Запад регулярно обвинял действующую власть в терроре над гражданами.

Период массовых протестов закончился. Но в апреле был раскрыт заговор против президента республики Белоруссия, и это дало новый виток развитию событий.

В ответ на эти события 17 мая Александр Лукашенко подписывает указ об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности.

Изменения в законодательстве

Итак, согласно доработанному закону о национальной безопасности, белорусским военнослужащим при выполнении своих задач, в зависимости от сложившейся обстановки, разрешается применять оружие, военную технику, а также различные подручные средства.

При этом в законе указано, что военнослужащие должны «стремиться» причинить как можно меньше вреда гражданам и имуществу. А также в случае причинения вреда здоровью, пострадавшему должна быть немедленно оказана помощь. Но военнослужащие не несут никакой ответственности в случае причинения вреда.

Помимо этого военнослужащим дается право при задержании граждан проводить без каких-либо документов досмотр личных вещей и транспорта. Также они могут пресекать проведение видео- и фотосъемки.

Военнослужащим внутренних войск разрешили применять более жесткие меры для стабилизации обстановки и обеспечения безопасности в стране.

Таким образом, изменения закона теперь позволяют правоохранителям более просто и быстро сворачивать массовые протесты.

Причины изменений

Как заявляют сами представители власти, закон принят с целью усовершенствования законодательства и необходим для сохранения безопасности внутри страны. Председатель комиссии парламента Сергей Рачко считает, что в изменении данных законов нет ничего особенного. Это обычная практика, что после принятия закона есть период, когда закон применяется на практике, после чего в него вносятся необходимые уточнения.

Данные меры отчасти связаны с событиями, которые произошли в Белоруссии 9 августа 2020 года. После президентских выборов в Белоруссии оппозиционеры стали проводить регулярные несанкционированные акции протеста, поводом для которых стали якобы сфальсифицированные результаты выборов.

По словам председателя белорусского ЦИК Лидии Ермошиной, в нынешнее время выборы перестали быть внутренним делом самих государств, теперь они являются «поводом для неприкрытого международного вмешательства в дела государства».

30 апреля министр иностранных дел Владимир Макей заявил, что после выборов была осуществлена попытка госпереворота. Акции, которые Запад называет борьбой граждан Белоруссии за демократию, были совсем не мирные, это были «насильственные акции протеста». Происходили «нападения на сотрудников органов охраны правопорядка, угрозы в адрес членов семей государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов, включая детей». Было совершено восемь актов терроризма. В том числе поджоги зданий, подрывы автомобилей.

Ровно за месяц до принятия закона Лукашенко заявил о подготовке покушения на него и его детей. По его словам, «поставить задачу устранить президента — запомните! — не может дать никто, кроме высшего политического руководства». Помимо этого покушение готовилось и на других представителей власти.

После этого 9 мая был подписан декрет о защите суверенитета и конституционного строя, согласно которому в случае гибели президента власть незамедлительно переходит в руки Совета Безопасности, а в стране вводится чрезвычайное положение.

Дополнительные меры и реалии жизни

17 мая в паре с законом о национальной безопасности был подписан документ о государственной защите, в котором говорится, что защитные меры могут быть применены к любому лицу, которому угрожает опасность в связи с его служебной деятельностью. А степень защиты, в соответствии с данным законом, может дойти до того, что человеку, которому необходима защита, могут сменить внешность.

Власти Белоруссии активно занимаются усилением безопасности страны. При этом они успокаивают граждан, заявляя, что это обычная практика, которая никак не связана с событиями, произошедшими после выборов.

Они утверждают, что «основная цель предполагаемых изменений — это создание законодательства, которое будет соответствовать реалиям жизни». Власти не говорят, что реальность Белоруссии так изменилась, что теперь под нее надо подстраивать законодательство. Белоруссию лихорадит, и в этих условиях сдержать суверенитет страны может только сила, на что и делают акцент власти Белоруссии.