1. Политическая война
  2. Выборы в Грузии
Софья Милус / ИА Красная Весна /
До начала СВО «Грузинская мечта» особо ничем не отличалась от других прозападных партий и в целом устраивала Запад. Ее антизападный разворот произошел не из-за скрытых симпатий к России, как утверждают в оппозиции и на Западе, а из-за чувства самосохранения

Куда приводят мечты? Грузия готовится к судьбоносным выборам

Изображение: religion.gov.ge
Святой Георгий Победоносец. Грузинская икона
Святой Георгий Победоносец. Грузинская икона

26 октября в Грузии состоятся парламентские выборы. Впервые они пройдут в условиях острой конфронтации властей страны с Западом. О планах прозападной оппозиции устроить майдан правящая партия «Грузинская мечта» заявляет не первый год, но в этот раз угроза беспорядков и переворота после выборов всерьез нависла над страной.

Резкий разворот правящей партии

Весной 2024 года правящая партия приняла закон об иноагентах, который является сильно смягченной версией американского закона FARA. Закон не предполагает запретов на деятельность иноагентов и существенно не повлиял на расклад политических сил перед выборами.

Против этого закона в Грузии проходили масштабные протесты. В итоге правящая партия потеряла поддержку существенной части прозападно настроенного населения. Немалая часть молодежи, которая в силу возраста еще не была политически активной при приходе к власти Михаила Саакашвили, в этот раз была мобилизована на протесты против правящей партии.

В этой ситуации «Грузинская мечта» решила резко изменить свою риторику. Партии власти пришлось переориентироваться на антизападную консервативную часть населения, интересы которой в парламенте сейчас не представляет ни одна политическая сила.

Правящая партия объявила, что намерена получить не меньше 60% голосов в парламенте, чтобы провести конституционные изменения. Основой предвыборной программы был объявлен законодательный запрет пропаганды ЛГБТ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), укрепление и защита статуса семьи и церкви, а также обещание устроить «Нюрнбергский процесс» над партией Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД) за совершенные преступления против народа.

Лидеры правящей партии стоят на позиции, что после «революции роз» правительство Саакашвили управлялось извне иностранными силами, что привело к нападению Грузии на Южную Осетию в 2008 году.

Основатель и почетный председатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили 21 октября в интервью рассказал, что высокопоставленный западный чиновник предлагал предыдущему премьер-министру Ираклию Гарибашвили начать войну с Россией. На вопрос Гарибашвили, сколько по его мнению Грузия сможет продержаться, чиновник ответил — три-четыре дня.

«Экс-премьер спросил: „И ради этих трех-четырех дней вы нас уничтожаете?“ — Ему ответили: „Так вас три-четыре миллиона. За три-четыре дня всех ведь не убьют. Потом можете начать партизанское движение в лесу. Мы вам поможем и будете воевать оттуда», — рассказал Иванишвили.

Несмотря на фактический переход к антизападной позиции, премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе постоянно обещает привести страну к членству в ЕС к 2030 году, «сохранив достоинство и ценности».

При всем этом руководство правящей партии утверждает, что за попытками заставить Грузию ввести антироссийские санкции и втянуть ее в войну с Россией стоит не весь Запад, а некая отдельная западная «партия глобальной войны», за которой стоят западные олигархические круги. «Грузинская мечта» это делает, чтобы полностью не разрывать отношения с Западом.

Проводником интересов «партии глобальной войны» в Грузии, по мнению руководства страны, является прозападная оппозиция во главе с «Единым национальным движением», которая после прихода к власти приведет Грузию не в ЕС, а к войне с Россией и катастрофе.

До начала СВО «Грузинская мечта» мало чем отличалась от других прозападных партий и в целом устраивала США и ЕС. Ее антизападный разворот по сути произошел не из-за скрытых симпатий к России, как утверждают в оппозиции и на Западе, а из-за чувства самосохранения и желания удержаться у власти.

Остановка евроинтеграции и угроза участи Белоруссии

Дерзкое поведение Грузии изрядно вывело из себя руководство Евросоюза. 4 октября ЕС прекратил все встречи с представителями власти Грузии, а 17 октября Евросовет объявил о фактической остановке процесса евроинтеграции Грузии.

По мнению посла ЕС Павла Герчинского, если правительство Грузии будет следовать нынешнему курсу, то «Грузия не станет членом Евросоюза ни сегодня, ни завтра, ни в 2030 году». А посол Германии Петер Фишер заявил, что Грузия «не может делать всё, что хочет, и вступить в Евросоюз».

17 сентября американский аналитический центр «Институт Маккейна» опубликовал отчет с оценкой предвыборной ситуации в Грузии. Этот аналитический центр, названный в честь сенатора-республиканца Джона Маккейна, входит в состав Университета Аризоны, а его заявленной целью является предоставление американским лидерам рекомендаций по принятию решений.

В отчете, который глава парламента Грузии Шалва Папуашвили назвал «классическим примером пособия для спецслужб, где напрямую расписан план беспорядков», подробно излагаются шаги, которые должен совершить Запад перед выборами и сразу после них. И судя по итогам месяца, прошедшего с момента публикации отчета, события развиваются точно по описанному плану:

— Необходимо ввести санкции в отношении лидеров «Грузинской мечты», проголосовавших за закон об иностранных агентах. Госдеп США ввел санкции в июне и сентябре, пока что это в основном персональные визовые ограничения.

— Конгресс США должен принять закон, который призовет правительство «Грузинской мечты» к «ответственному поведению». В ноябре в США планируется принятие двухпартийного законопроекта «Акт грузинского народа», который предполагает наказание властей Грузии за «антидемократические» действия и долгосрочную финансовую поддержку местных НКО.

— Приостановка безвизового режима для граждан Грузии. 20 сентября посол ЕС Павел Герчинский подтвердил рассмотрение этой меры.

Лидеры США и ЕС должны публично заявить о своих серьезных сомнениях по поводу легитимности избирательного процесса в Грузии. 8 сентября помощник госсекретаря США Джеймс О’Брайен заявил, что из-за принятого в Грузии закона об иноагентах и его влияния на организации, занимающиеся наблюдением, «выборы не будут свободными и честными», и «они не будут восприняты как свободные и честные». Такую же оценку дала предвыборная делегация ПАСЕ.

В докладе также описаны шаги, которые Запад должен предпринять после выборов в зависимости от их результатов. В случае победы «Грузинской мечты» группы наблюдателей должны заявить о серьезных нарушениях, а Запад должен их поддержать и осуществить давление на правительство Грузии. Именно в этом случае высока вероятность запуска майданных событий.

В случае победы прозападной оппозиции и отказа «Грузинской мечты» передать власть предлагается прекратить международную помощь и сотрудничество с правительством Грузии, ввести санкции, а также отозвать статус кандидата в ЕС.

20 октября посол ЕС в Грузии Павел Герчинский уже заявил, что если выборы в Грузии не будут признаны «справедливыми и свободными», то Грузию ждет участь Белоруссии — страна подвергнется международной изоляции и санкциям.

Попытки объединения прозападной оппозиции

Прозападную оппозицию на выборах представляют четыре основные коалиции, способные преодолеть пятипроцентный барьер: «Единство — национальное движение», «Коалиция за перемены», «Сильная Грузия» и «Гахария — За Грузию». Большинство этих политических сил так или иначе связаны с партией Михаила Саакашвили, являются ее разрозненными осколками и сателлитами. Власти называют эти партии «коллективным» «Единым национальным движением».

Согласно отчету «Института Маккейна», возглавляемую партией Саакашвили коалицию «Единство — национальное движение» избиратели «боятся больше, чем Россию», поэтому она имеет «ядовитый характер», вредит делу объединения оппозиции, тем самым помогая «Грузинской мечте».

В отчете говорится, прозападная оппозиция убеждена, что грузинские избиратели рассматривают выборы как референдум о прозападном курсе страны. В то же время приводится мнение местных организаций, что «главными проблемами для большинства грузин являются экономика и рабочие места, а не членство в ЕС», а отклик у них находит послание «Грузинской мечты» против санкций из-за понимания зависимости грузин от торговли с Россией. Кроме того, в докладе признается убедительность для избирателей заявления «Грузинской мечты» о том, что «победа оппозиции означает войну».

Главную роль в деле объединения разрозненной прозападной оппозиции взяла на себя Саломе Зурабишвили, бывшая гражданка Франции и бывшая работница МИД Франции, а ныне президент Грузии. Она была избрана в 2018 году при поддержке «Грузинской мечты», но постепенно ушла в оппозицию.

В Грузии парламентская форма правления, поэтому полномочия президента сильно ограничены. Несмотря на это, Зурабишвили перед выборами развернула активную политическую деятельность против властей, а «Грузинской мечте» не хватает голосов для объявления импичмента.

Еще в мае 2024 года Зурабишвили предложила прозападным партиям присоединиться к «Грузинской хартии», представляющей из себя план действий по возврату Грузии на путь евроинтеграции в случае победы оппозиции. Этот план предполагает создание временного правительства, проведение всех реформ, которые потребует принять ЕС, и проведение досрочных парламентских выборов.

Зурабишвили фактически открыла предвыборный штаб в президентском дворце и непрерывно проводит переговоры с лидерами оппозиции, занимается вопросами формирования состава временного правительства и согласования кандидатуры нового премьер-министра. Впрочем, некоторые оппозиционные лидеры уже высказались, что премьер-министром после выборов должна стать сама Зурабишвили.

Подготовка «майдана» и «антимайдана»

Прозападная оппозиция каждый раз после выборов пытается устроить беспорядки и штурмом взять парламент, но до недавних пор она не получала поддержки среди широких слоев населения. Впервые за несколько лет весенние протесты против закона об иноагентах были намного масштабнее, чем обычные акции оппозиции.

Отмена Евросоюзом безвизового режима с Грузией болезненно ударит по широким слоям населения, потому что немалая часть грузинских граждан ездит на заработки в ЕС. В этой ситуации страну ждут еще более масштабные протесты, перерастающие в беспорядки. И в этом случае силовики могут отказаться их подавлять.

Силовым ядром майдана в таком случае могут стать вернувшиеся с Украины грузинские боевики, а также украинские иммигранты. О том, что СБУ занимается их вербовкой для участия в грузинском майдане, уже пишут СМИ.

Одним из ключевых слагаемых успешного майдана, согласно методичкам, является предательство чиновников и силовиков. Обученные на Западе грузинские силовики ранее справлялись с подавлением беспорядков, но это происходило до введения США персональных санкций.

Лидеры «Грузинской мечты» постоянно обещают, что Грузия уладит отношения с Западом после президентских выборов в США и окончания конфликта на Украине, потому что у США «сменятся интересы». Однако этот вариант и население, и чиновники, и силовики могут счесть слишком ненадежным.

4 октября посол США в Грузии Робин Данниган ответила, что руководству Грузии не следует рассчитывать на смену президента США, потому что «между демократами и республиканцами существует подлинное единство в том, что касается процессов, идущих в Грузии, и действий ее нынешнего правительства».

В общем «Грузинская мечта» находится в очень тяжелой ситуации. На Западе уже заявили, что выборы не будут «свободными и демократичными». Победу на выборах правящей партии сулят только опросы, проведенные проправительственными центрами.

Член исследовательской службы Европарламента Анна Каприле заявила, что опросы населения дают взаимоисключающие результаты, но, по прогнозу более надежных организаций, самостоятельно сформировать правительство не сможет ни одна партия, и потребуется создание коалиции.

Но с кем «Грузинской мечте» вступать в коалицию?

На данный момент единственная политическая сила в Грузии, которая в случае разворачивания «оранжевого» сценария может выводить многотысячные митинги против майдана и прозападного курса, — это партия «Консервативное движение». Она выступает за налаживание добрососедских отношений с Россией и за защиту традиционных ценностей.

Власти Грузии весной дважды отзывали регистрацию партии и пытались не допустить ее участия в выборах. В итоге «Консервативное движение» впервые примет участие в выборах, объединившись с парламентской партией «Альянс патриотов».

Осенью 2023 года «Консервативное движение» создало широкое патриотическое движение «Антимайдан» для организации гражданского сопротивления «майданным» событиям. США уже ввели персональные санкции против Константина Моргошия, основателя и спонсора партии «Консервативное движение» и телеканала «Альт-Инфо». Это говорит о том, насколько опасной политической силой его расценивают США.

Отдельно стоит сказать о позиции Грузинской православной церкви, которая имеет огромный авторитет и влияние на общество. Церковь не отмалчивается, а делает осторожные заявления. Весной в момент разгара протестов против закона об иноагентах Патриархия поддержала этот закон. А 22 октября она заявила, что Церковь не является политической стороной в процессе, но поддержит ту партию, которая выступает за долгосрочный мир и поддержку традиционных ценностей, то есть явно не «коллективное» ЕНД.

Надо понимать, что среди духовенства, как и во всем грузинском обществе, кипят нешуточные страсти относительно предстоящих выборов. Среди священнослужителей есть и сторонники Михаила Саакашвили, и немалое число сторонников «Консервативного движения». 17 октября в кафедральном соборе имени Архангелов в Тбилиси состоялся молебен за мир и единство Грузии в связи с угрозой «майдана» после выборов, в нем приняли участие съехавшиеся со всей страны священнослужители и лидеры «Консервативного движения» и «Альянса патриотов Грузии».

Изображение: © ИА «Альт-Инфо»
Молебен за мир и единство Грузии в кафедральном соборе имени Архангелов в Тбилиси с лидерами партии «Консервативное движение» и «Альянс патриотов Грузии», 17 октября 2024 года
Молебен за мир и единство Грузии в кафедральном соборе имени Архангелов в Тбилиси с лидерами партии «Консервативное движение» и «Альянс патриотов Грузии», 17 октября 2024 года

Насколько «Консервативное движение» сможет мобилизовать своих сторонников на сопротивление майданным событиям и решится ли «Грузинская мечта» ради сохранения власти обратиться за поддержкой к «Консервативному движению» — во многом зависит от результатов выборов и дальнейших действий «Грузинской мечты».

Исход выборов трудно спрогнозировать из-за сильной смены расклада сил. В любом случае, после выборов Грузию ждет эскалация ситуации. Если победит «коллективное» «Единое национальное движение», то страна сразу будет развернута против России, а градус русофобии властей резко увеличится. Если победит «Грузинская мечта», то начнутся протесты по «цветному» сценарию при мощной поддержке Запада.

По мнению «Грузинской мечты», 26 октября выбор будет делаться между миром и войной, а по мнению прозападной оппозиции — между Западом и Россией. Но все политические силы Грузии едины в оценке, что предстоящие выборы являются судьбоносными для страны.