Киргизия неожиданно отказала турецкой компании в совместном владении аэропортами «Манас» и «Ош»

Охота за международными аэропортами Киргизии — кто победит?

Георгий Нисский. Аэропорт. 1961
Георгий Нисский. Аэропорт. 1961

Правительство Киргизии, которое никак не могло определиться, на сколько лет заключить соглашение с турецким холдингом YDA Group о передаче во внешнее управление двух международных аэропортов «Манас» и «Ош», вдруг заявило о расторжении практически состоявшейся сделки.

Ситуация с аэропортами изначально выглядела двояко. Сначала киргизские власти объявили о намерении провести открытый конкурс на модернизацию стратегических объектов. Заинтересованность в проекте выразили девять компаний: две турецкие — YDA Group и ICTAS, две южно-корейские — Korea airports corporation и Incheon International Airport, немецкая Munich Airports, французская EGIS, индийская GMR Group, аргентинская Corporation America airports, а также российский холдинг Airports of Regions. В качестве фаворита назывался крупнейший аэропортовый холдинг Азии, корейская Incheon Airport.

Представители вышеназванных компаний даже приняли участие в инвесторской конференции совместно с руководством аэропорта «Манас», чиновников из министерств и государственных органов Киргизии. Однако вскоре список претендентов на совместное владение резко сузился до одного турецкого кандидата. О прямых переговорах с турецкой компанией YDA 29 июня заявил председатель правительства Киргизии Акылбек Жапаров на заседании парламента.

Сразу пошли разговоры о масштабных преференциях для YDA Group. В проект меморандума планировалось включить освобождение турецкого инвестора от уплаты НДС, таможенных платежей и налога на прибыль сроком на 10 лет. За это компания намеревалась за сумму, по разным оценкам, от $450 млн до $1 млрд произвести ремонт инфраструктуры аэропортов, возвести новые здания грузового и пассажирского терминалов, складов, обеспечить аэропорты транспортом и оборудованием, а главное, построить новую взлетно-посадочную полосу.

В Киргизии были готовы пойти инвестору навстречу и продлить срок совместного владения еще на 10 лет: с 29 лет до 39 лет. Это объяснялось тем, что за тридцать лет турецкий инвестор не успеет окупить вложенные средства и получить с объектов достойную прибыль.

Также в документе оговаривалось, что в случае, если YDA Group в первые десять лет изыщет в пользу киргизского государства определенную сумму, то прибыль от владения обновленными аэропортами в дальнейшем будет делиться пополам.

Почему же Киргизия решила довериться именно турецкому холдингу? В Бишкеке объясняли обращение за помощью к Турции распространенной международной практикой, по которой «все мировые аэропорты-гиганты» строились и работают по такой схеме, а Анкара в этой области — передовик. Действительно, турецкая сторона давно практикует совместное управление модернизированными аэропортами.

Так, в 2007 году турецкая компания TAV Urban Georgia «подмяла» под внешнее управление два грузинских аэропорта — в Тбилиси и в Батуми. Подобные соглашения есть у Турции с Тунисом, Северной Македонией, Саудовской Аравией. Та же YDA Group на принципах государственно-частного партнерства инвестировала средства в ряд объектов в Татарии. Турецкие компании были задействованы в реконструкции объектов к тысячелетию Казани, в частности, мечети Кул Шариф, здания Казанского кремля, в строительстве нового терминала аэропорта «Даламан».

Но есть в истории турецкого влияния и темные стороны. В 2020 году турецкий холдинг TAV Airports Holding вместе с партнером по консорциуму выкупил 100% акций международного аэропорта Алма-Аты всего за $415 млн. И именно в ходе беспорядков в Казахстане в январе 2022 года на взлетно-посадочную полосу захваченной воздушной гавани бывшей казахской столицы были доставлены иностранные боевики.

«Сейчас следствие показывает, что аэропорт был захвачен для того, чтобы обеспечить проход через него граждан, прилетевших из одного центральноазиатского города, это были подготовленные боевики, командиры», — заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

«Это была тщательно спланированная операция, по своей сути террористическая, с привлечением боевиков из-за рубежа», — прокомментировал тогда ситуацию Токаев. При этом он не стал акцентировать внимание на том, кто стоял за переброской в страну наемников, так сказать, во избежание всякого рода дипломатического «недопонимания».

Но данный факт, хорошо известный киргизской стороне, не помешал всерьез обсуждать вопрос о передаче двух основных аэропортов страны — в столице Бишкек и втором по величине городе Ош — в руки турецкого бизнеса.

Турция давно не скрывает, что под «песню» о едином тюркском пространстве давно и надежно запускает щупальца своего влияния в Среднюю Азию и Поволжье, стараясь финансово повязать власти данных регионов. А сейчас, когда с приходом к власти президента Киргизии Садыра Жапарова отношения между Бишкеком и Анкарой начали оттаивать, глава турецкого государства Реджеп Тайип Эрдоган не преминул воспользоваться открывшимися возможностями.

Еще 9 июня 2021 года, в ходе второго международного визита (первый был в Москву) действующего президента Киргизии Садыра Жапарова в Анкару, тот призвал турецкие авиалинии использовать международный аэропорт «Манас» в Бишкеке как транспортно-логистический центр в Азии и гарантировал льготный режим при реализации этого проекта.

При этом вопрос передачи аэропортов «Манас» и «Ош» турецкой компании TAV Airports Holding, которая управляет 17 международными аэропортами в различных странах мира, обсуждался еще в ноябре 2017 года. Но сделка так и не состоялась.

Сорвалась она и 2022 году. 9 июля глава правительства сообщил, что турецкий инвестор не смог предложить выгодные условия, поэтому Киргизия отказывается от соглашения по аэропортам «Манас» и «Ош» в связи с тем, что оно не в полной мере отвечает интересам страны.

«Мы готовы сотрудничать с любым инвестором, который сможет за два года полностью модернизировать оба аэропорта», — заявил глава кабмина Киргизии Акылбек Жапаров, не упомянув ни о каком совместном владении собственностью Киргизии.

Параллельно Агентство по инвестициям при президенте Киргизии приступило к переговорам о модернизации аэропорта в городе Раззаков с турецкой компанией Yapı Merkezi İnşaat ve Sanayi A.Ş. Во встрече с инвесторами приняли участие главы аэропортов «Манас» и «Ош».

Интерес Турции к воздушным гаваням Киргизии понятен. Средняя Азия является стратегическим плацдармом, в объектив которого попадают сразу несколько ключевых стран региона — Китай, Индия, Иран, Афганистан и Россия. Любой аэропорт (в идеале — бывшая американская военная авиабаза на территории аэропорта «Манас») в Киргизии вместе с аэродромами Грузии и Казахстана открыли бы для Турции небывалые возможности. Особенно в части контроля за странами с тюркским населением.

Но Турция не единственный мировой игрок, который «положил глаз» на центральноазиатский регион. После избрания президентом США Джо Байдена несколько поменялся подход США к внешней политике региона и Вашингтон начал сворачивать силы на Ближнем Востоке и Средней Азии. Самым ярким примером такого ухода США стал вывод военных из Афганистана.

Появилось много желающих занять высвободившиеся ниши. А поскольку ближневосточные нефтегазовые державы Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ, благодаря резкому скачку цен на нефть, получили новые экономические и политические возможности, то их компании вполне могли бы побороться за право управления аэропортами Киргизии с турками.

Так, к примеру, произошло в Афганистане, когда талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) после захвата власти за неимением грамотных специалистов, решили передать в руки иностранных компаний управление своими аэропортами. Первоначально помощью в запуске аэропорта в Кабуле занимались Катар и Турция. Однако как Турция ни пыталась заключить соглашение об управлении аэропортом, Кабул и Анкара никак не могли договорится о том, как будет обеспечена безопасность иностранных специалистов. Талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) никак не соглашались на наличие турецких военных в центральном аэропорте. Турция несколько раз объявляла, что вот-вот будет заключено соглашение, однако ситуация изменилась.

Сейчас Кабул серьезно обсуждает сделку по управлению центральным аэропортом с эмиратской компанией GAAC. С GAAC уже подписано соглашение по обеспечению безопасности аэропортов Кабула, Кандагара, Герата и Мазари-Шарифа, воздушных судов и пассажиров, а также по контролю и проверке багажа в соответствии с международными стандартами. А сейчас идут переговоры об управлении воздушным пространством. Как пишет Sputnik Афганистан, «коммерческую выгоду управление кабульским аэропортом практически не дает — здесь важны разведанные о том, что ввозят в страну и вывозят из нее». Переговоры с Катаром и Турцией по аэропортам талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) свернули.