1. Социальная война
  2. Ситуация в Африке
Алексей Бобров / ИА Красная Весна /
Почти все марокканские государственные институты погрязли в круговороте коррупции и административной халатности или самодовольства

Коррупция и халатность. Трагедия в Танжере вскрыла изнанку экономики Марокко

К. Гейслер. Наказание кнутом в присутствии крестьянского схода. Раскрашенная гравюра XVIII века.
К. Гейслер. Наказание кнутом в присутствии крестьянского схода. Раскрашенная гравюра XVIII века.
К. Гейслер. Наказание кнутом в присутствии крестьянского схода. Раскрашенная гравюра XVIII века.

8 февраля на одном из множества подпольных предприятий города Танжер произошла трагедия, унесшая жизнь 28 рабочих. О реалиях современного капитализма, когда рабочие вынуждены трудиться в нечеловеческих условиях, о безответственном поведении транснациональных корпораций, использующих этот труд, и о коррупции чиновничьего аппарата королевства Марокко рассуждает марокканский политический аналитик Самир Беннис на страницах издания Morocco World News.

Трагедия в Танжере, унесшая жизни 28 рабочих 8 февраля, отражает глубину коррупции в Марокко. Почти все марокканские институты, включая выборные и неизбираемые должности, местные советы и государственные администрации, погрязли в круговороте коррупции и административной халатности или самодовольства.

В Марокко ничего не происходит без ведома местных властей, поэтому владелец нелегального текстильного предприятия не должен стать козлом отпущения.

Независимо от объема ремонтных работ, которые человек хочет провести в своем доме или магазине, первым об этом узнает местный делегат (мокадем), отвечающий за доведение информации обо всех мероприятиях по соседству до высших органов власти.

Учитывая это, владелец нелегальной текстильной фабрики не должен нести единоличную ответственность за трагический инцидент в Танжере. В равной степени ответственны за это мокадем, паша и каид (должности госчиновников в королевстве Марокко — прим. ИА Красная Весна), которые, скорее всего, знали о существовании завода.

Поэтому власти не должны просто отделаться привычным, зачастую пустым лозунгом, что «расследование продолжается, чтобы пролить дополнительный свет на трагедию». Вместо этого они должны подвергнуть самым суровым наказаниям любого, кто намеренно нарушил трудовое законодательство. Что, в свою очередь, привело к трагедии, которая потрясла марокканцев и привела к потере их близких.

Подотчетность должна распространяться и на тех корпоративных участников, которые соглашаются сотрудничать с подобными предприятиями для минимизации своих расходов и в погоне за прибылью.

Только в одном Танжере на 500 текстильных фабриках нелегально трудятся 80 000 рабочих. В основном это женщины, которые вынуждены работать в неблагоприятных условиях по 12 часов в день и шесть дней в неделю без какого-либо соблюдения трудового законодательства и действующих в стране мер по охране здоровья.

Ради получения дополнительной прибыли эти корпоративные деятели не только эксплуатируют работников этих фабрик, выплачивая им суммы намного ниже минимальной заработной платы Марокко, которая составляет каких-то 296 долларов в месяц. При этом они оправдывают свое постыдное обращение с работниками. Многие заводы расположены в подвалах или гаражах многоквартирных домов в жилых районах, где условия труда экстремальны и вредны для здоровья. Рабочие трудятся без перерывов под присмотром охранников, которые не дают им даже поднять головы.

Это дает нам представление об условиях труда десятков тысяч текстильщиков в Танжере и других марокканских регионах.

Коррупция и административное самодовольство, несомненно, сыграли ключевую роль в создании Танжерской трагедии. Тем не менее дискуссия не должна непропорционально сосредотачиваться на административной коррупции, которая способствует возникновению таких скандальных происшествий и позволяет недобросовестным предпринимателям открывать такие фабрики по эксплуатации человека.

Да, необходимо срочно разоблачить то, как коррупция и административное попустительство прямо или косвенно содействуют бездушным предпринимателям в эксплуатации беззащитных и перегруженных работой сотрудников, не имеющих контрактов, и в полном пренебрежении порядочностью и другими основными человеческими ценностями.

Но в ходе дискуссии следует также обратить серьезное внимание на бесчеловечные условия труда на почти всех текстильных фабриках Танжера.

Многие сообщения указывают на то, что труд на текстильных фабриках является современной формой рабства, где рабочих эксплуатируют до мозга костей под угрозой вычета из заработной платы. Это подталкивает многих работников к превышению и без того уже изнурительных 12 часов работы в день только для того, чтобы оправдать требования своих работодателей и избежать увольнения.

Если марокканцы серьезно настроены на то, чтобы избежать повторения трагедии в Танжере, пустые осуждения и обычное зрелище выражения сожаления и озабоченности в социальных сетях не будут иметь большого значения. Если что-то и может послужить стране, то это, прежде всего, привлечение к ответственности нашего правительства и выборных должностных лиц.

Помимо борьбы с коррупцией во всех ее проявлениях и сурового наказания недобросовестных менеджеров, которые ставят под угрозу жизнь людей, государство должно приложить усилия для защиты прав сотен тысяч уязвимых работников, которых жадные инвесторы считают всего лишь инструментами быстрой наживы.

Следует также серьезно обсудить вопрос о корпоративной социальной ответственности испанских текстильных фирм, являющихся основными клиентами марокканских текстильных фабрик. На протяжении многих лет появлялись бесчисленные сообщения о злоупотреблениях и бесчеловечных условиях, в которых страдают марокканские рабочие, а крупные текстильные группы, такие как Inditex (владелец брендов Zara, Massimo Dutti, Mango Dolce & Gabbana и Pull & Bear), Cortefiel или El Corte Ingles, ничего не предпринимают, чтобы заставить своих поставщиков улучшить условия труда.

Как сообщает Morocco World News, почти три миллиона марокканцев, работающих в сером секторе экономики, всё еще находятся под угрозой новой катастрофы, если не будут приняты существенные меры по устранению административного бездействия и наказанию некоторых работодателей за бессовестное пренебрежение здоровьем и состоянием своих работников.

После краткого необходимого этапа общественного возмущения марокканцы должны начать серьезную дискуссию о коренных причинах таких трагедий и способах их решительного устранения. От правительства и местных чиновников марокканцы должны требовать большего, чем просто указание пальцем и обвинение третьих лиц.