Без солидарности трудящихся трудовой героизм совершенно невозможен, также как он невозможен без наполнения труда смысловым содержанием

Массовые трудовые подвиги невозможны без солидарности трудящихся — интервью

Новосибирск стал одним из двух десятков городов России, по праву удостоившихся почетного звания «Города трудовой доблести». Состоялись торжественные мероприятия, посвященные этому знаковому событию и отсылающие к героическому наследию времен Великой Отечественной войны, которым богат сибирский мегаполис. Но остался открытым вопрос, как обеспечивать трудовую связь поколений.

Почетное звание Новосибирск получил за массовый трудовой героизм его жителей в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Своим самоотверженным трудом горожане внесли огромный вклад в достижение победы над фашизмом, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции.

При этом вопросы трудового героизма, трудовой доблести выходят за рамки исторического периода Великой Отечественной войны. Какое значение имеет труд в жизни человека, и как обеспечить историческую преемственность разных поколений жителей города, обсудил корреспондент ИА Красная Весна с режиссером, куратором проекта военно-исторического клуба «Живая история» Ольгой Дегтярёвой.

ИА Красная Весна: Какие мероприятия наряду с присвоением городу звания «Город трудовой доблести» еще хотелось бы увидеть или предложить?

— Было бы очень хорошо, чтобы наши граждане — школьники, да и взрослые — знали имена тех людей, которые стяжали эту трудовую доблесть.

Если присваивается звание с опорой на историю Великой Отечественной войны, то нужно, чтобы люди знали и помнили тех, кто тогда стоял у станков — взрослых и подростков, мальчишек и девчонок. В каких районах они жили? Как они трудились? Как они вообще выжили? Хочется, чтобы их помнили, уважали. Тех, кто еще жив, нужно окружить вниманием и заботой, общаться с ними, поздравлять с праздниками. Тогда это действительно будет наполнено смыслом.

Многих градообразующих предприятий, которые тогда стяжали городу эту трудовую доблесть, не осталось. Поэтому память и уважение у нас, к сожалению, относятся только к прошлому. А нужно окружить заботой тех людей, кто обеспечивал фронт всем необходимым, показать их. Хорошо бы сделать действующие экспозиции в музеях, организовать встречи с людьми, интервью, программы по телевидению. Этого, на мой взгляд, не хватает. Современная молодежь может не понять, — о какой трудовой доблести вообще может идти речь, если сегодня, в принципе, многие после вузов не могут устроиться на работу. Нужно развивать этот проект, объяснять, работать с людьми.

ИА Красная Весна: Если не дать развития этому начинанию, а лишь провести запланированную установку памятной стелы, то будет ли сохраняться позитивный патриотическо-воспитательный эффект?

— Я думаю, что нет. Потому что понимание назначения этой стелы быстро сотрется из памяти. Также как у нас сейчас многие, к сожалению, не понимают, что такое Вечный огонь. Когда видишь, что его оскверняют, и не один раз, становится ясно, что люди не понимают его смысла. Считают, что можно смеяться, хохотать, веселиться, бросать монетки. Это является совершенно невероятной дикостью — бросать монеты на место памяти, на площадку Вечного огня. Вместо того, чтобы прийти туда и просто преклонить голову, помолчать, вспомнить подвиги людей, мысленно послать им какое-то приветствие, сказать «спасибо».

Такое же ощущение возникает, когда возле памятников, например, на Монументе славы, молодые люди катаются на роликах. Ясно, что они не понимают смысл установленных там больших пилонов с длинным списком имен сибиряков, ушедших на фронт и не вернувшихся оттуда.

Без воспитательной функции все это пустое, все это не нужно, так как превращается в «ура-патриотизм», патриотизм ради патриотизма. В котором нет ни малейшей любви к Родине, ни уважения к ее истории. Когда мы обращаемся к исторической памяти, мы должны насыщать ее, воскрешать эту память о людях. Обязательно рассказывать об их трудовом пути. Если этого нет, то зачем тогда мы все это делаем?

ИА Красная Весна: Как Вы думаете, что могут сделать граждане самостоятельно для исправления этой ситуации по собственной инициативе, чтобы не дожидаться новых официальных начинаний? Что можно сделать, кроме проявления активности в интернет-голосовании за присвоение Новосибирску звания города трудовой доблести? Ведь клик «мышкой» в интернет-голосовании совершенно несоразмерен трудовому подвигу предков.

— Это элементарно! Вот история каждого дома. Я не беру сейчас новостройки, но в Новосибирске достаточно зданий, напоминающих о том историческом периоде! Например, в Дзержинском, Калининском районе, частично в Заельцовском районе. В центре у нас таких зданий достаточно, например, на улице Урицкого есть еще довоенные дома.

В них жили люди, труженики, которые, так или иначе, отличились на каких-то предприятиях. Возможно, даже были героями социалистического труда. А может быть и не были героями, но просто честно и достойно выполняли свой трудовой долг: строили страну, которую мы унаследовали. Они создали те блага, которые используются на протяжении жизни нескольких поколений.

Начать элементарно с увековечивания их имен. Чтобы люди, живущие в каждом конкретном доме, знали, что здесь жил и трудился такой-то работник, например, «Сибсельмаша» или завода им. Чкалова. Начать хотя бы вот с этого, с малого. Для такой работы, на самом деле, много не надо. Достаточно вместе со старшим по дому провести поквартирный опрос, на котором люди проголосуют за установку стелы или памятной таблички.

Можно это делать в каждом поселке, в каждой деревне. И это будет правильно, потому что везде жили и трудились люди. Нужно, чтобы не терялась эта слава, чтобы она длилась, и чтобы люди помнили. Требуется работа на уровне школы, на уровне детских садиков, на семейном опять же. Нужно наполнять всё это смыслом, передавать и хранить наши традиции, нашу память, нашу историю. Тогда она не прервется.

Вообще, нужно прививать уважение к человеческому труду. У нас сейчас складывается обстановка, когда уважения к труду, как таковому, нет вообще! Никто не задумывается о том, что значит выпечь булку хлеба. Сколько для этого необходимо совершить действий? Сколько людей в этом задействовано? Начать с таких простых вопросов. Каждый может рассказать в своей семье, кто, где, когда и как трудился. Важно закреплять понимание ценности работы, понимание, что работа — это не просто зарабатывание денег. Нужно обязательно объяснять, что ты трудишься для большего: новые поколения людей будут оценивать тебя по твоему труду.

Раньше были традиции — изначально оценивать человека по его делам. Нужно, чтобы люди осмысленно жили и выбирали себе профессию. Чтобы они в этой профессии тоже действовали осмысленно. Кем бы ты ни был, начиная от водителя транспорта и заканчивая гуманитарными профессиями, — ты несешь большую ответственность перед людьми, перед самим собой, перед обществом и перед будущими поколениями!

ИА Красная Весна: Сейчас в Новосибирске будут решать — где установить стелу «Города трудовой доблести». Как Вы считаете, в каком месте стоит ее установить?

— Думаю, что это должно быть рядом с градообразующим предприятием. Просто ставить ее в центре города не имеет особого смысла. Нужно, чтобы люди обратились к истории градообразующих предприятий и, возможно, стоило бы поставить несколько стел в тех местах, где стяжалась трудовая слава. Важно, чтобы у этого памятного знака было духовное наполнение и понимание — почему он здесь установлен.

Если ставить рядом с предприятием, то становится понятно, что оно выпускало определенную продукцию для фронта, какие люди там трудились, как многим они жертвовали для победы нашей страны над врагом. Сразу поднимается целый пласт определенных социально-нравственных знаний, которые как раз и формируют позицию и отношение человека к жизни.

ИА Красная Весна: Стела должна нести в первую очередь смысловую нагрузку, а не только декоративно-архитектурную?

— Обязательно. Без смысла делать вообще ничего не нужно. Зачем «бессмысленно и беспощадно» говорить слова или снимать фильмы? Стела должна стоять, должен быть человек, должна быть история. Должно быть понимание вклада тружеников тыла в Победу. Только благодаря размышлению об этом начинается становление гражданского самосознания в обществе. Люди начинают сравнивать себя и военное поколение, начинают задумываться, как тяжело доставалась людям Победа.

Сейчас говорят «совок», неуважительно называя эпоху Советского Союза. А ведь именно тогда совершались достижения и открытия, ставшие основой величия нашей страны. Поэтому нам нужно ценить и уважать тех людей, которые это сделали, а также самим стремиться создать и оставить после себя какое-то важное, наполненное смыслом, наследие. Без этого невозможна сознательная и созидательная жизнь. В противном случае жизнь сведется к потреблению ради потребления, но это быстро надоедает, происходит пресыщение, возникает скука. Кроме того, темп и скорость жизни в обществе становятся такими, когда у нас нет времени ни на что.

ИА Красная Весна: Что касается огромного значения труда в жизни человека, то тут хотелось бы обсудить один важный момент. Отмечавшийся в Советском Союзе 1 мая праздник «Международный день солидарности трудящихся» в современной России переименован в праздник «Весны и труда». Но возможен ли массовый трудовой героизм без солидарности трудящихся?

— Нет, конечно, без солидарности трудящихся трудовой героизм совершенно невозможен, также как он невозможен без наполнения труда смысловым содержанием. Возможно, из названия убрали «солидарность», так как это элемент борьбы, коммунистическое наследие. Но на самом деле солидарность трудящихся, — это понимание, что результаты твоего труда повлияют на другого человека, который стоит вместе с тобой на конвейере или у станка. Если деталь изготовлена неправильно, с браком, то на следующем этапе производство затормозится. Если взять солидарность в медицине, то и здесь врачам нужна взаимная ответственность, поддержка, понимание.

Вообще, солидарность везде должна проявляться, во всем. Ответственность и солидарность. Без солидарности, — что же это за труд тогда у нас будет, — каждый сам по себе, для себя. Тогда это не труд, а один сплошной индивидуализм. Все мы так или иначе взаимосвязаны — все сферы жизни взаимосвязаны, люди между собой взаимосвязаны. Общество не может быть без солидарности. В любом обществе мы ищем единомышленников, тех, кто с нами солидарен в том или ином вопросе. Без этого невозможны массовые трудовые подвиги.

Например, на строительстве Новокузнецкого металлургического комбината был человек, которого назвали «человек-экскаватор» за то, что он вручную, одной лопатой выкопал несколько тонн земли под котлован Кузнецкого комбината. И люди в едином порыве, чтобы помочь и быстрее построить, видя, что один человек может столько, шли за ним. Без солидарности вообще невозможны ни труд, ни жизнь человека, ни какое-то взаимодействие.

Самый главный вопрос: зачем нужен труд? Он нужен для создания чего-то нового, для развития. И интеллектуальный труд, и физический. Без объединения усилий вообще невозможно создавать что-то новое и тем более развиваться.

ИА Красная Весна: Получается, что, когда речь идет о солидарности, то тема труда уже выходит за рамки прямых трудовых отношений и переходит в сферу общественных отношений?

— Да, совершенно верно. Солидарность — очень широкое и емкое понятие, которое характеризует здоровые, добрые отношения людей практически во всех областях жизни. Солидарность нам необходима.

Изображение: Иван Бевзенко. Молодые сталевары. 1961
Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER