Неделя в Москве: Собянин признался в любви к москвичам — неубедительно
Главным событие минувшей недели стал VIII по счету Московский урбанистический форум — 2018 (МУФ). Официальные порталы правительства Москвы уже подвели итоги мероприятия, подведем их и мы.
Первый Московский урбанистический форум прошел в 2011 году. Он был создан частными лицами при поддержке правительства Москвы как отраслевое мероприятие, на котором обсуждаются вопросы градостроительства, архитектуры, экономики и стратегического планирования городов. Тогда же пути частников и мэрии разошлись, и все последующие форумы мэрия проводила сама, а помогало ей в этом небезызвестное КБ «Стрелка».
Стараниями чиновников отраслевой конгресс превратился в пафосное мероприятие, ставшее одним из знаковых событий летнего сезона. Вдумайтесь, в 2018 году форум посетили более 30 официальных делегаций, шесть мэров крупнейших мегаполисов и выступило 300 спикеров, среди которых 120 — иностранцы. На площадках МУФ состоялось 70 мероприятий деловой программы и 100 — фестивальной.
У Москвы денег как грязи, и вряд ли стоило бы обращать внимание на очередной помпезный чиновный междусобойчик с привлечением заграничных «звезд». Если бы звучащие на МУФ заявления потом не претворялись «железной рукой» мэрии в жизнь, зачастую вопреки интересам обычных горожан. Поэтому рассмотрим сделанные на форуме заявления и попытаемся понять, как они отразятся на жизни рядовых москвичей.
Тем, кто интересуется градостроительной проблематикой, я предлагаю посмотреть видео версию форума, размещенную на портале стройкомплекса Москвы. А здесь предлагаю обсудить высказывания самого главного человека в столице — нашего мэра Сергея Собянина. Тем более, что он вновь выдвинул свою кандидатуру на пост градоначальника, объяснив это тем, что многое осталось недоделанным, и он очень хочет довести начатое до конца.
В выступлении градоначальника обратили на себя внимание неоднократные апелляции к слову революция: если ему верить, то всё, что ни делают столичные власти — революционно. И неожиданные признания в любви к москвичам, ради которых и осуществляются эти революционные преобразования. На мой взгляд, мэр в своих признаниях оказался совершенно неубедительным, скорее это было похоже на реверанс в сторону будущих избирателей.
Покончив с лирикой, мэр быстро перешел к осуществляемым преобразованиям и цифрам, доходов, расходов окупаемости проектов, то есть всему тому, что по-настоящему дорого российскому чиновнику. Признаться, нужно быть оголтелым ретроградом, чтобы не признавать некоторых достижений команды Собянина, которые, безусловно, есть. Вот только при ближайшем рассмотрении оказывается, что преобразования идут в интересах узких страт населения и в угоду отжившим свое урбанистическим теориям. Но обо всем по порядку.
Считая это неопровержимым материальным достижением, Собянин рассказал о целях, задачах и достижениях программы благоустройства. Но тут смотря с чем сравнивать, если с эпохой первоначального накопления — приснопамятными лихими 1990-ми, то успехи, конечно, «налицо». Но ведь до1990-х была совсем другая Москва, а при таком сравнении многие «достижения» таковыми уже не кажутся.
Да и в свете нынешнего дня, немногое можно по-настоящему назвать успехом. Вернули улицы пешеходам? Так часть из них отняли и продолжают отнимать под строительство никому ненужных велодорожек. А я так вам читатель скажу, не для горожан их возвращали, а чтобы идущие нон-стопом фестивали варенья и «московской рыбы» проводить, на которых москвичам нет места — затопчут. Да чтоб по ним могли перемещаться толпы туристов и делать сэлфи на фоне лубочных украшений, так полюбившихся мэрии. Коли это так, то тогда речь идет, конечно, о любви, но не к москвичам, а к бюджету, наполнение которого сулит чиновникам всяческие их чиновничьи радости.
Также градоначальник отчитался и о создании рекреационных зон для москвичей, то бишь о новых парках и зеленых зонах. Новые парки в столице действительно разбивают. Оставив за скобками качество и сроки проведения работ, отмечу главное. Однобоко и своекорыстно истолкованное понятие рекреационных зон привело к массированной атаке на территории зеленых зон. Во-первых, после каждого благоустройства парки теряют сотни гектаров земли, похороненной под километрами плитки, резинового покрытия, и всяческих едален. На фоне этого кажется сущим пустяком тот факт, что почти каждый таким образом «благоустроенный» парк мэрия объявляет вновь созданным.
Казалось бы, что мешает благоустраивать имеющиеся парки культуры и отдыха, и создавать новые, а имеющиеся зеленые территории оставить для их более важной функции, защищать москвичей от вредного воздействия человеческой жизнедеятельности. Так и это не секрет. Стоимость московской земли такова, что ее выгоднее пустить под застройку, чем под новый парк. А то, что накопленный подобной политикой социальный и экологический ущерб, обрушит капитализацию московских активов, чиновников ни в малой степени не интересует. Им ведь по закону не положено принимать участие в коммерческих предприятиях. Не правда ли?
Может быть, есть успехи в строительстве, или решаются транспортные проблемы? Градоначальник уверяет, что успехи, причем неоспоримые — есть. Ставший становым хребтом российской экономики Стройкомплекс требует всё новых жертв. Не считаясь ни с чем и не щадя ничего живого вокруг, власти делают всё, чтобы поддержать этого монстра на плаву. Неконтролируемая застройка, а тут и Новая Москва, реновация пятиэтажек, реновация «ржавого пояса», строительство жилья и апартаментов под видом ТПУ, превращает наш город в гетто. Усилия властей по расшивке транспортных проблем тщетны, поскольку не поспевают за растущими как грибы после дождя новыми ЖК.
Не забыл Собянин доложить об успехах столичной медицины. О всяческих сервисах записи, смс-оповещениях и электронных рецептах. За всех судить не берусь, но вот, например, мне, человеку с достаточно свободным рабочим графиком, так и не удалось сделать одно несложное медицинское исследование. Поскольку анализы я вынужден был сдавать в двух разнесенных друг от друга (мне повезло, поликлиники расположены довольно близко) поликлиниках. Я никак не могу совместить свой график с посещением процедур и врачей, и все эти так высоко оцененные зарубежными гуру «умные системы» отказывались работать. И приходилось, ломая график, приходить в лечебные учреждения еще раз, чтобы записаться на прием. Может быть, все эти поющие осанны гуру хотя бы раз попробуют с какой-нибудь московской старушкой пройти этот путь — по разбросанным по всему округу поликлиникам?
В Москве растет количество востребованных в цифровой экономике суперпрофи? Да боже упаси, они, задержавшись на мгновение в нашем городе, улетают строить экономики наших геополитических конкурентов. Тогда какую экономику строит московское начальство? На мой взгляд, экономику маникюрш, таксистов, торговцев на московских фестивалях и прислуги для туристов. Это явлено нам не только в ощущениях, но и в сухих отчетах экономических департаментов столицы.
Вчитайтесь в эти цифры: «В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес занимают налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на прибыль организаций (43,3 % и 40,4 % соответственно).
Поступления НДФЛ за 6 месяцев 2018 года составили 412,8 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года поступления НДФЛ увеличились на 51,3 млрд рублей или 14,2 %.
Доходы бюджета города Москвы по налогу на прибыль организаций на 1 июля 2018 года составили 384,6 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года поступления налога на прибыль организаций сократились на 8,8 млрд рублей или 2,2 %.
За 6 месяцев 2018 года в бюджет Москвы поступило 48,4 млрд рублей по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Прирост относительно аналогичного периода 2017 года по данному показателю составил 10,2 млрд рублей или 26,7 %. Рост поступлений связан с увеличением количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы».
Разве здесь речь идет пусть хоть об инновационной, хоть об индустриальной экономике? По-моему, речь идет о бесплодной «хипстеровской экономике», лукаво именуемой цифровой и постиндустриальной. Наряду с экологическими, транспортными, жилищными проблемами, где в этом светлом (по Сергею Собянину) будущем место нам — 95 % простых москвичей? Но вопрос этот, скорее, риторический.