Как победить на Украине, если педагоги вузов против спецоперации?
Где-то через месяц после начала мобилизации главный редактор крупного федерального СМИ сказал в ответ на просьбу о профессиональном совете: «Людей уже не интересует мобилизация».
Сейчас, после больших возмущений в соцсетях из-за харьковского и херсонского отступлений, видно на самом деле падение интереса к происходящему на Украине. К сожалению, это не случайно.
Когда ломали советскую жизнь, вместе с ней сломали духовный остов нации, далее — идеологию, а значит, вообще способность жить не одним днем, а видеть перспективу для себя, своей семьи и страны.
Хочется надеяться, что к газете прислушиваются люди, которые живут не одним днем и хотят знать, понимать проблемы до того, как они выльются в катастрофы.
Начавшаяся в феврале спецоперация (и еще больше объявленная в сентябре мобилизация) задела все слои нашего сегодняшнего общества. И привела его не просто к расслоению, но к прямому расколу. Не будем даже опираться на данные соцопросов, просто поделимся сложившимся впечатлением — идут добровольцами или готовы мобилизоваться без всяких уверток те, кого когда-то полупрезрительно называли «черной костью». А негодует по поводу СВО «белая кость» — айтишники, средний класс, либеральная интеллигенция, студенчество.
Вот о студенческой молодежи и преподавательском составе высшей школы и хочу сказать. Конечно, не все из них являются ярыми противниками спецоперации, но очень многие. И ведь понятно, что их-то никто на фронт не мобилизует (как же, ведь это будущее страны!), ан поди ж ты — всё равно удержаться и промолчать не могут.
А может быть, как раз потому, что абсолютно защищены, они и ведут себя так агрессивно? Настолько, что это вполне можно подвести под определение «предательство». Вот несколько примеров такого поведения.
В мае 2022 года доктор исторических наук, профессор Наталия Петровна Таньшина разоблачила подлость тогда еще преподавателя РАНХиГС Дениса Грекова, посмевшего обесценить память народа о Великой Отечественной войне как потерявшей смысл и значение.
Началось всё с того, что Наталия Петровна в своем телеграм-канале отреагировала на пост, в котором автор утверждал, что «выдохся миф, который выстраивала вокруг Второй мировой войны советская, а потом российская пропаганда». Греков утверждал, что этот миф «протух уже не только для внешнего, но и для внутреннего использования».
Преподаватель РАНХиГС добавлял: «Все составляющие мифемы про 9 мая и великую победу окончательно обнулились реальностью. В результате смены поколений, „дальновидной“ внешней политики нынешнего режима, а теперь еще и развязанной им позорной и подлой войны, для внешнего наблюдателя изменилось само структурное место России в этом мифе. Путинская Россия теперь прочно и надолго заняла там место Третьего рейха. А лукашенковская Беларусь — видимо, на роли фашистской Италии».
В таком духе у Грекова много работ. Таньшина вполне справедливо отмечает, что с такими преподавателями никакие внешние враги не нужны. Однако после публикации в соцсетях с критикой «мыслителя» из РАНХиГС ее начали травить в социальных сетях и даже угрожать, а также обвинять в доносе. Как потом выяснилось, одним из организаторов травли был радикальный оппозиционер Николай Подосокорский, член нескольких общественных организаций: Российской ассоциации по связям с общественностью, Общества научных работников и Международного ПЕН-клуба, а также Вольного исторического общества.
Затем последовала реакция руководства университета, и Грекова попросили написать заявление об уходе по собственному желанию.
Денис Греков — уроженец города Барнаул Алтайского края, откуда он переехал в 2015 году в Москву на переподготовку в Московскую высшую школу социальных и экономических наук. В Барнауле он был известен как координатор алтайского отряда «Лиза Алерт». ИА «Амител» приводит его слова о том, что он не уходит из отряда, а будет заниматься собственным образованием, при этом переезжает в связи с возросшей публицистической активностью.
Свою жизненную позицию Греков совсем не скрывает — она подробно отражена в его статье, опубликованной в феминистическом проекте «Гласная» от 21 апреля 2022 года. В ней он пытается «разъять как труп» исторически сложившийся характер русского человека, доказывая, что русский коллективизм, готовность жертвовать собой ради других, «социальная форма мышления» русских являются результатом жестокой и бессмысленной русской истории, которой русский народ должен стыдиться.
Греков упрощает и тасует факты, выдергивая их из контекста, и делает всё, что в его силах, чтобы окончательно запутать своих читателей и студентов. Название статьи тоже громкое: «Худшая версия себя. Политолог Денис Греков — о том, как россияне привыкли предавать себя ради выживания».
Еще один сходный случай произошел 23 сентября 2022 года на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, где развернулась травля студента Степана Антропова за фото в стенах университета с флагом ЛНР и заявление о том, что он хочет отправиться добровольцем на фронт. Студент выпускного курса бакалавриата факультета журналистики МГУ Марк Лужковой публично заступился за Степана. После этого 26 сентября 2022 года прямо во дворе факультета на Лужкового напали двое, заставляя извиняться за публикацию в защиту Степана Антропова. Лужковой отказался, завязалась драка. В результате Лужковому угрожали комиссией по отчислению, хотя инициатором драки выступил совсем не он. Декан журфака Елена Вартанова прокомментировала ситуацию, с одной стороны, как официальное лицо, порицающее антироссийские настроения среди студентов, и, с другой стороны, как журналист и гражданин, признающий право студентов на свободу политического мнения. Она выразила надежду, что студенты-«западники» и студенты-«почвенники» не будут драться друг с другом из-за убеждений, а обменяются мнениями в атмосфере взаимного уважения, когда стороны внимательно выслушивают друг друга и признают правоту убеждений каждой.
Скажем прямо, в условиях войны на уничтожение против России, инициированной и финансируемой Западом и осуществляемой киевским неонацистским режимом (о чем неоднократно говорил президент России), подобная проповедь взаимной толерантности и незлобивости, уместная в иных ситуациях, звучит крайне странно. И означает на самом деле не примирение конфликтующих сторон, а уход от решения проявившейся идеологической (и даже метафизической) проблемы.
В том же сентябре 2022 года сотрудники общежития НИУ ВШЭ заставили студентов убрать символы специальной военной операции Z и V с дверей комнат, поскольку на это пожаловались проукраински настроенные учащиеся. Которые, кстати, после инцидента стали травить ребят в соцсетях, обвинять их в «доносах» и всячески оскорблять. То же было и в мае, когда администрация вуза потребовала от студентов убрать символы поддержки спецоперации, ссылаясь на внутренний регламент «университет вне политики».
Схожий случай произошел на историческом факультете Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ со студентом Михаилом Гооге, который высказал свое мнение относительно деструктивного поведения либералов на фоне специальной военной операции и напомнил, что они «проиграли всё, что можно было проиграть». После публикации поста началась травля Михаила с оскорблениями, унижениями и выражением враждебного отношения, впрочем, Михаил не сдался, он убежден, что за ним и такими, как он — правда и вся Россия.
Ситуация, когда часть преподавателей государственных высших учебных заведений не поддерживает специальную военную операцию или предпочитает не касаться острой темы, является закономерной. Закономерна она потому, что преобладающим настроением в обществе на протяжении 30 лет было приспособление к мирной, беззаботной жизни, в которой и помыслить нельзя о существовании врагов. Мы же не просто ориентировались на Запад, мы стремились встроиться в него на правах равных! Даже сейчас, когда более восьми месяцев идет настоящая война, а геополитическая ситуация столь накалена, изо всех сил поддерживается иллюзия мирной жизни. Как будто существует два параллельных мира — в приграничной зоне идут ожесточенные бои, а в субъектах Российской Федерации, которые отдалены от границы, — прежняя беззаботная жизнь. И чем дольше будут усыплять общество вместо того, чтобы пробуждать в нем чувство сопричастности борьбе с метафизическим злом, с бандеровским неонацизмом, тем более пышно будет цвести предательство.