1. Культурная война
  2. Выставки живописи
Ирина Юрина / ИА Красная Весна /
Как объединить тех, кого не приняли в советское время, отвергли в антисоветское и не поняли в переломное?

Челябинский музей выставил «неудобных» художников разных лет

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Владимир Мишин. Портрет матери. 1987
Владимир Мишин. Портрет матери. 1987

Работы московских и местных художников разных лет представлены на выставке «Классики и современники» в Челябинском государственном музее изобразительных искусств. Эти произведения совершенно разных жанров, на первый взгляд напоминающие лоскутное шитье, поступили в музей за последнее десятилетие.

«Объединяет все эти вещи то, что они были в наш музей разными способами приобретены», — пояснила куратор выставки, старший научный сотрудник Наталья Козлова.

Реализм, суровый стиль, атмосфера 70-х и 80-х годов, переход к относительности, абстракции, беспредметности — их можно ощутить, почувствовать, пройдя по залам картинной галереи. Так живет музей, так вбирает в себя искусство, пополняя и обогащая свою коллекцию.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Николай Черкасов. Полная луна. Супрематизм № 001. Памяти К. Малевича. 2001
Николай Черкасов. Полная луна. Супрематизм № 001. Памяти К. Малевича. 2001

Первыми привлекают внимание две работы челябинского графика Любови Серовой (род. 1968 г.). Яркие изображения на крупных листах бумаги не одеты в рамы — им стало бы тесно, ведь мир художницы будто стремится выйти за пределы листа.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Владимир Мишин. Русская баба. 1983, Любовь Серова. Петушок. 2005, Оригинал. 2013
Владимир Мишин. Русская баба. 1983, Любовь Серова. Петушок. 2005, Оригинал. 2013

Художник-монументалист Владимир Мишин (род. 1940) — автор мозаичных панно, хорошо известных челябинцам. Это «Завоевание космоса» на политехническом колледже в Ленинском районе и «Октябрь» на бывшем Доме печати. В скульптурах Мишина реальные образы деформированы, сведены к символическим, вселенским. Портрет матери округлый, как земной шар, «Русская баба» полнокровна, жизненна, как праматерь.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Владимир Мишин. Портрет матери. 1987
Владимир Мишин. Портрет матери. 1987

На работу Мишина «Одинокая кибитка» лучше смотреть издалека: человек в ней затерян между землей и небом, отрешен и далек.

А его «Цветы ветерану» глухим, тяжелым фоном напоминают орденскую планку. Торжество здесь — сухой официоз, букет напоминает пламя, безлики ветеран и чиновник, и только женский образ человечен, освещен отблесками света.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Владимир Мишин. Цветы ветерану. 2005
Владимир Мишин. Цветы ветерану. 2005

«Любое рассматривание ценно тем, что каждый человек должен сам для себя выбрать, что-то почувствовать. Трактовок может быть столько, сколько зрителей», — считает Наталья Козлова.

Эрнст Неизвестный (1925–2016) объединил плакатные, нарочитые, гротескно-глубокие работы в цикл «Металлический крик» («Metal cry»). Фрагменты авиабомбы, перемолотые тела, сердечные сосуды — продукты цивилизации, дисгармония Вселенной?

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Эрнст Неизвестный. Цветные литографии и автолитографии. С 1980-х
Эрнст Неизвестный. Цветные литографии и автолитографии. С 1980-х

О знаменитых литографиях норвежского экспрессиониста вспоминал и Николай Черкасов (1919-2013), автор «мунковского» коллажа «Ужас» и супрематической «Полной луны».

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Николай Черкасов. Ужас. 2001
Николай Черкасов. Ужас. 2001

Нина Молева, вдова авангардиста, создателя «модульной живописи» Элия Белютина (1925–2012) подарила музею несколько его работ. «Модули» на них взаимодействуют друг с другом, говорят символическим языком.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Элий Белютин. Семейная ссора (слева). 1998
Элий Белютин. Семейная ссора (слева). 1998

В свое время работы Белютина, Неизвестного назвали бы неофициальным искусством. Оба художника участвовали в московской выставке авангардистов в 1962 году, разгромленной первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым. Но времена меняются.

Течению времени посвящены работы современной художницы Елены Горчаковой. Ее «Структуры времени» — иллюзионное искусство, оп-арт. Каждое изображение, составленное из мелких, ювелирных мазков, своего рода фиксация времени, его кусок.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Елена Горчакова. Работы из цикла «Структуры времени». 1999–2010
Елена Горчакова. Работы из цикла «Структуры времени». 1999–2010

В 1990-е годы с неординарным художником Климом Пашниным (1971–2011) музей не нашел взаимопонимания, теперь его работы дополняют коллекцию. Ироничный «Продукт, идентичный натуральному» (2005) — об ощущении бессмысленности, чрезмерной уплотненности и загруженности жизни, невозможности вырваться за пределы списка. Работа «Повар знает толк в масле» (2002) отсылает к маслу и холсту, вершине мастерства для любого художника. Черт не случаен — какой мастер обходится без соблазна, а может, он и душу готов продать?

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Клим Пашнин. Продукт, идентичный натуральному (в центре). 2005. Повар знает толк в масле (справа). 2002
Клим Пашнин. Продукт, идентичный натуральному (в центре). 2005. Повар знает толк в масле (справа). 2002

«Совершенно своеобразное у них представление о мире, воображение, ощущения, это просто загадка, как они это всё видят», — отмечает куратор выставки.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Вячеслав Шмагин. Свободное слово. 2013
Вячеслав Шмагин. Свободное слово. 2013

Во втором зале будто светится от летнего солнца «Отдых» Рубена Габриэляна (1926–2015). Эта картина украшала, вероятно, общежитие Макеевского ракетного центра в Миассе, но во времена упадка ее просто выставили на улицу. Нашлись люди, которые сберегли картину, а позднее ее приобрел музей.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Рубен Габриэлян. Отдых. 1956
Рубен Габриэлян. Отдых. 1956

Совсем другие образы — в эскизе Габриэляна к несостоявшейся работе. Родившийся в Нагорном Карабахе художник изобразил женские фигуры в темных одеждах, передал их сдержанность, энергию, силу молчания, погруженность в происходящее.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Рубен Габриэлян. Эскиз к картине. Вторая половина ХХ в.
Рубен Габриэлян. Эскиз к картине. Вторая половина ХХ в.

Акварели, офорты и гравюры Владимира Бубнова (1930-2013) — из 1960-х годов, времени сурового стиля. Золотом отливает чешуя на рыбозаводе, где солят омуля, вертикаль метеостанции рассекает небо, заводские трубы упорядочивают пространство Магнитки.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Владимир Бубнов. Метеостанция (вверху в центре). 1967
Владимир Бубнов. Метеостанция (вверху в центре). 1967

Василий Дьяков (род. 1935) не уходит от реальности, но преобразует, далеко отодвигает ее.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Василий Дьяков. Голубое и желтое. 2006
Василий Дьяков. Голубое и желтое. 2006

В автопортрете Артура Фолленвейдера (1942–2016), написанном в 70-е годы, угадывается ветер, сквозняк. Время застоя — и внутреннее ощущение недовольства.

Его «Семейный портрет» театрален — так выглядит невозможность высказаться, характерная для тех лет.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Артур Фолленвейдер. Автопортрет с открытой дверью. 1978
Артур Фолленвейдер. Автопортрет с открытой дверью. 1978

«Надо было скрыть за этой театрализацией то истинное, что в тебе, о чем ты хочешь сказать через вот эту постановку, через этот намеренный отсыл к театру», — поясняет Наталья Козлова.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Артур Фолленвейдер. Семейный портрет. 1977
Артур Фолленвейдер. Семейный портрет. 1977

Театрально-декорационные работы музей получил в дар. Они созданы без современных компьютерных программ, полностью проработаны вручную.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
С. Александров. Эскиз костюма Барабошева к спектаклю «Правда — хорошо, а счастье лучше». 1992
С. Александров. Эскиз костюма Барабошева к спектаклю «Правда — хорошо, а счастье лучше». 1992

Есть здесь золотые листы японского графика Хироаки Мияямы, фарфоровые скульптуры заводов Гарднера и Корнилова, образцы иконописи, западноевропейской графики прежних веков, работы Ольги Перовской, Зиновия Корсунского, словом, ценители многих стилей найдут что-то интересное и важное для себя.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Завод братьев Корниловых. Пастушок, сидящий с дудочкой в руках. Сер. XIX в.
Завод братьев Корниловых. Пастушок, сидящий с дудочкой в руках. Сер. XIX в.

Однако самое удивительное, как выставочное пространство объединило тех художников, которые были «неудобны» в разные периоды истории нашей страны. Одних не приняли в советское время, других отвергли в антисоветское, а третьих не поняли в переломное…

И сейчас у посетителей выставки «Классики и современники» в Челябинском государственном музее изобразительных искусств появилась возможность самим поразмышлять над этой коллизией.

Изображение: Ирина Юрина © ИА Красная Весна
Александр Мельников. Автопортрет (в центре). 1970-е
Александр Мельников. Автопортрет (в центре). 1970-е