Один из классических методов борьбы   ̶  это использование сильной стороны противника против него самого. В данном случае ̶ это ударить патриотизмом по патриотам.

Ульяновская демократия — мнение чиновников важнее мнения народа

Изображение: Анашкин Сергей © ИА Красная Весна
Десоветизация
Десоветизация
Десоветизация

После осечки в 2011 году с Болотной площадью, сторонники оранжевого переворота не оставили надежду осуществить свой план. Один из классических методов борьбы — это использование сильной стороны противника против него самого. В данном случае — это ударить патриотизмом по патриотам. Если в перестройку десоветизацией пользовались как тараном, а в «болотный» период — как прелюдией к майдану, то сейчас десоветизация уже не дает нужных тактических результатов. За прошедшие пять лет уровень патриотизма в стране вырос, а сознательный патриотизм понемногу начал давать отпор этой скверне. Но десоветизация в России как была, так и осталась одной из сильных опорных точек для организации новой «бархатной» революции или новой перестройки.

Сегодня очевидно, что десоветизация уже не имеет необходимой мощности информационно-психологического воздействия, в отличие от эпохи перестройки. А значит, нужно пробовать отрабатывать этот вариант в связке с патриотизмом, как ни странно это звучит. Большая часть населения России имеет просоветские взгляды. Это известный факт, подтвержденный, в том числе, проведенным в 2011 году социологическим опросом АКСИО. Любой майдан или цветная революция строятся на социальном протесте. Если такового нет, то его искусственно создают. Например, отработанный способ создания социального протеста — это нагнетание обстановки темой «нечестные выборы». Мы можем увидеть работу этого механизма в ряде стран бывшего СССР: например, «бархатная» революция апреля-мая 2018 года в Армении, первый Майдан на Украине 2004-2005 года, Революция Роз в Грузии в 2003 году. Конечно, власть дает повод сомневаться в ее честности, но раскачивают ситуацию точно не для того, чтобы провести чистые выборы (если они вообще возможны). Что касается России, то по опыту последних пяти лет можно определенно сказать, что вывести необходимое количество людей на антиправительственную акцию не получается. Зато на патриотические акции собираются миллионы, на тот же «Бессмертный полк» или шествие «Крым НАШ». Если для майдана нужна улица, а улицу дают патриоты, значит нужно найти реальный повод для справедливого гнева патриотических сил. Для конструирования социальной напряженности в патриотической среде необходимо создать точку напряженности, которую нельзя снять. А для этого и нужен очередной этап десоветизации под прикрытием «исторического примирения» или под предлогом возвращения исторических названий.

До выборов президента 2018 года в СМИ часто проходили обсуждения советского периода в нейтральном, а иногда и в позитивном ключе. Чего стоит выступление Я. Кедми на программе В. Соловьева о роли Сталина в Российской истории. Когда такое было, чтобы Сталина так превозносили на федеральном канале? До этого был создан прекрасный патриотический проект «Бессмертный полк», вся страна вторит: «Спасибо деду за Победу!», везде георгиевские ленты, шары и банты. К этому добавьте успешную операцию в Сирии, где российская армия действительно показывает высокий профессионализм и эффективность.

Нам в данном случае не так важны фигуры, которые поднимают просоветскую патриотическую тему в СМИ и в целом в стране, а то, как эту патриотическую волну пытаются использовать сторонники неконституционной смены власти.

Мы видим, что народ разогревается. Люди считают, что Россия поднимается с колен. Приведу в пример одну бытовую ситуацию, которая, как мне кажется, является некоторым индикатором настроений нашего общества. Подростки по ночам стали петь под гитару во дворах патриотические песни, даже на полном серьезе гимн России. Изменения в обществе налицо. Возвращаясь к теме конструирования социальной напряженности, становится понятно, что сейчас самое подходящее время для провокаций, которые будут задевать патриотический сегмент населения страны. Реализовывать необходимо яркие провокации, желательно представителями власти. Всего вышеперечисленного можно добиться широкой кампанией по десоветизации.

К примеру, провокация, которую устроила пермская администрация на «Бессмертном Полку». Напомним, организаторами шествия «Бессмертный полк» в Перми были запрещены Знамя Победы и портреты главнокомандующего. Полиция насильно выводила участников шествия, которые 9 мая несли Знамя Победы.

Или вообще вопиющий случай в Ульяновске. Администрация города в буквальном смысле объявила войну всему советскому наследию. Так, 24 апреля была переименована центральная Площадь Ленина в Соборную площадь. Переименование происходило при полной поддержке губернатора Ульяновской области в обход всех демократических принципов. Не было проведено общественное обсуждение, проигнорирован и протест Общественной палаты, а самое главное — местная власть проявила полное безразличие к мнению жителей города. Этими действиями администрация Ульяновска не ограничилась, далее переименовали площадь 100-летия Ленина. Кроме того, на местном интернет-ресурсе ulnovosti.ru появилась информация, что в Ульяновской области до 2023 года планируют полностью ликвидировать всю советскую символику. На этом десоветизация в Ульяновской области не заканчивается, губернатор Морозов не первый год хлопочет с инициативой переименования города Ульяновск в Симбирск. Инициатива, мягко сказать, не популярная в народе.

На примере Перми и Ульяновска мы видим, как на пустом месте создается достаточно острая социальная напряженность. Не надо быть семи пядей во лбу для того, чтобы понять реакцию населения на действия администрации. Волонтеры АКСИО, проводившие соцопрос в Ульяновске, поделились своими впечатлениями. Например, они отмечают усталость и раздраженность людей от социального неблагополучия. Как сторонники, так и противники переименования площади Ленина в недоумении, зачем именно сейчас, когда и так бюджета не хватает, заниматься переименованиями. Для справки, более 80% среди опрошенных горожан высказались против переименования площади. Кроме того, появляются псевдоисторические и псевдоправославные НКО, которые в ультимативном порядке требуют осуждения и признание преступным всего советского периода. Правда не ясно, на каком основании эти НКО и общественники выступают от лица православия и РПЦ. В данном случае, переименование в Ульяновске площади Ленина в Соборную площадь объяснили как возвращение площади исторического названия.

Своими действиями администрация города и области вносит раскол в общество не только по вопросу отношения к советскому прошлому, но и провоцирует конфликт, противопоставляя советское прошлое православным религиозным ценностям. Смысл провокации в Ульяновске заключается в том, что местная власть производит манипуляцию, предлагая населению псевдовыбор: или советские ценности, или православные ценности. Хотя, если смотреть объективно, то у христианства и коммунизма очень мало противоречий.

Описанными выше действиями ульяновские чиновники противопоставляют себя населению. Возникает вопрос: как долго может просуществовать система, в которой власть и народ являются непримиримыми оппонентами? Не направлена ли работа региональной элиты на лишение президента народной поддержки, создавая раскол и оформляя конфликты внутри страны? Если рассматривать события в контексте того, что в России необходимо создать точки социальной напряженности, а спровоцированные конфликты и недовольство людей направить на президента, то ситуация становится ясная. А это именно то, чего, в конечном счете, и добиваются группы, которые подготавливают майдан в России.