Понять и простить? Что значит обращение Филарета к Архиерейскому собору РПЦ?

Изображение: Никита Кузьмин © ИА Красная Весна
Филарет
Филарет

В четверг вечером стало известно об обращении Филарета (Денисенко), главы раскольнической не признанной православным миром Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) к Архиерейскому собору Русской православной церкви (РПЦ), в котором Денисенко в числе прочего попросил прощения и выразил надежду на скорое объединение православных христиан на территории Украины. Сказать, что это событие — это ничего не сказать.

Прежде всего, обратим внимание на тон. Текст обращения Денисенко резко диссонирует с крайне агрессивным тоном и содержанием подавляющей части публичных выступлений главы УПЦ КП. Для примера можно вспомнить хотя бы его заявление, сделанное в марте 2015 года, о том, что убийства на Донбассе — это не грех. Речи Филарета переполнены злобой, которая никак не вяжется с церковным саном. Опубликованное в четверг заявление, наоборот, было достаточно сдержанным.

Денисенко попросил об отмене «всех решений, в том числе о прекращениях и отлучениях ... ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами». Филарет призвал Архиерейский собор принять решения, необходимые для преодоления церковного раскола на Украине. Заканчивается обращение следующей фразой: «Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом — и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем. Подписал сообщение Денисенко как «ваш собрат Филарет», без упоминания сана «Святейший патриарх Киевский и всея Руси-Украины». Крайне важной деталью является и то, что написано сообщение на русском, а не на украинском языке.

Еще более сдержанным было сообщение официального сайта Московского патриархата (опубликовано 30 ноября в 20:00 по Москве). Содержание обращения было передано очень сжато, после чего было отмечено, что «Собор с удовлетворением воспринимает обращение как шаг к преодолению раскола и восстановлению церковного общения со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской Православной Церковью». В 20:18 появилось сообщение Интерфакса с заголовком: «Лидер „Киевского патриархата“ Филарет просит патриарха Кирилла простить его и вернуть в лоно канонической Церкви», которое начали тиражировать другие СМИ. В пресс-службе Московского патриархата поспешили заявить, что все не совсем так.

Немногим позже в украинском секторе Фейсбука началось ожидаемое оживление. Спикер Киевского патриархата Зоря на своей странице в Facebook опубликовал текст обращения Денисенко и выступил с заявлением, которое фактически перечеркивает текст и подтекст обращения Филарета. Дескать, никто не кается, просить прощения — это обязанность каждого христианина (т. е. в письме это чистая формальность), ну а то, что тон такой сдержанный, так это для того, чтобы дать оппоненту сохранить лицо, после снятия анафемы, на которую Филарету, конечно же, начхать, но которая формально мешает взаимодействию с УПЦ (МП). Позже было опубликовано сообщение на официальном сайте Киевского патриархата, где вообще утверждалось, что инициатива исходила от Москвы (надо полагать именно поэтому с обращением выступил Филарет, а не Кирилл), а посредником выступил Первоиерарх РПЦЗ.

Днем в пятницу Филарет дал короткую пресс-конференцию на тему своего обращения, где фактически повторил тезисы Зори и других деятелей УПЦ КП: прощения не просил, анафема дескать незаконная, говорить с Москвой можно только о создании поместной автокефальной церкви, просила о примирении Москва, но повернула все так, чтобы выглядело, что это Филарет начал разговор. Кроме того, Филарет фактически дал понять, что рейдерские захваты храмов УПЦ МП (являющейся самой большой по количеству прихожан церковью Украины) будут продолжены.

Перечеркивает ли эта пресс-конференция письмо Филарета и намерения, которые он в него вкладывал? В канонической УПЦ заявили, что перечеркивают. Что, по всей видимости, означает, что практических последствий обращение Филарета иметь не будет никаких. Тем не менее, вопрос о намерениях Денисенко вполне резонный.

Следует обратить внимание на фон. В четверг вступил в силу закон, который в числе прочего устанавливает Католическое Рождество (25 декабря) выходным днем. Латинизация церкви обретает все более осязаемые контуры, а темпы латинизации увеличиваются. Не первый десяток лет на Украине идут разговоры о создании единой поместной церкви. Что подразумевается под единой поместной церковью четко не обозначается. Тем не менее ясно, что это нечто большее, чем объединение канонической УПЦ МП и раскольнической УПЦ КП.

Несколько проясняет ситуацию то негодование, волна которого поднялась в украинском информационном пространстве, после публикации совместного заявления патриарха Кирилла и папы Римского, где в числе прочего указано о недопустимости новой унии. О чем это говорит? Этот тезис как и реакция на него говорит о том, что влиятельные группировки внутри украинской власти о новой унии думают, и поместную церковь видят греко-католической, а не православной.

Каково место Филарета и возглавляемой им УПЦ КП в этой предполагаемой конструкции? Возможно, их видят как силу для выполнения грязной работы, т. е. подавления православных общин, которые не захотят переходить в эту «церковь». Возможно, УПЦ КП видится как промежуточная ступень между Православной и Греко-католической церковью. В любом случае Филарет и солидная часть верхушки УПЦ КП останется в минусе. Как считают некоторые обозреватели, Филарет видит себя в качестве главы поместной церкви и поверить в это не так уж сложно. Но, впрочем, тут дело не в одном Филарете.

Очевидно, что послание к Архиерейскому собору РПЦ — это шаг не одного лишь Филарета. Денисенко не может предпринять какой-либо шаг без опоры на настроения и интересы внутри УПЦ КП, а также вовне, включая украинскую элиту. Если он пойдет против всех, то лучшее, что с ним может случиться — это уход. Денисенко 88 лет и в случае чего этим непременно воспользуются. Стало быть, опора для обращения Филарета к РПЦ нашлась.

В контексте обращения Денисенко нельзя не обратить внимание и на другой вопрос, обсуждавшийся на Соборе. УПЦ МП была предоставлена юридическая независимость при сохранении канонического единства с РПЦ. Что это значит? Формальной причиной такого хода назван внесенный в Раду законопроект о том, что иерархи церквей, центр которых находится в государстве, которые Рада признала агрессором, должны назначаться исполнительной властью. Поправка, принятая в устав РПЦ, выводит УПЦ МП из-под действия этого закона. Но вряд ли руководство УПЦ МП и РПЦ настолько наивны, что верят в то, что этим законопроектом дело закончится. В современных украинских реалиях юридические тонкости спасают в последнюю очередь.

Кроме того, внутри самой УПЦ возможен раскол. Ряд признаков говорит о том, что какая-то часть священнослужителей готова идти на сотрудничество с властями, которые в числе прочего могут готовить новую унию.

Резким ростом влияния греко-католиков и попытками поиска средств что-то этому процессу противопоставить обусловлено и обращение Филарета. Часть верхушки УПЦ КП из опасения, что чем влиятельнее будет становиться Греко-католическая церковь, тем меньше влияния будет у них, шаг Денисенко поддержало. Впрочем, судя по тому, насколько быстро Филарет отказался от своих слов, люди, поддержавшие обращение Филарета, находятся в явном меньшинстве. Пока обращение к Архиерейскому собору не будет иметь никаких практических последствий.