Можно предположить, что вовлечение Ирана в конфликт является одной из главных целей

Иран хотят втянуть в войну с Израилем? Интервью с военным экспертом

Дэвид Робертс. Иерусалим. Дамасские ворота
Дэвид Робертс. Иерусалим. Дамасские ворота

7 октября боевики движения ХАМАС провели мощный ракетный обстрел и вторглись в Израиль из сектора Газа, захватив приграничные населенные пункты, устроив террор против мирных граждан. Израиль ответил блокадой сектора и массированными бомбардировками жилых районов Газы.

Военный эксперт, редактор журнала «Арсенал» Алексей Леонков оценил перспективы развития конфликта между ХАМАС и Израилем в интервью ИА Красная Весна.

ИА Красная Весна: Алексей Петрович, здравствуйте! Внимание всего мира приковано к ситуации вокруг сектора Газа. В чем отличие нынешнего палестинско-израильского конфликта от предыдущих?

Алексей Леонков: Основное отличие в том, что ХАМАС ранее не проводил наземных операций. До нынешней атаки были обстрелы ракетами «Кассам» и отработка по этим ракетам системы ПВО Израиля «Железный купол». Потом израильская авиация наносила удары по палестинским объектам в секторе Газа, и на этом все заканчивалось. А здесь наземная операция ХАМАС, захват людей, захват военной техники, захват военачальников армии Израиля. То есть полномасштабная военная операция. При этом количество ракет, которые применяют палестинцы, измеряется сотнями, а то и тысячами.

Видно, что эта операция готовилась давно. Внезапность нападения застала врасплох армию Израиля и ее спецслужбы. Почему спецслужбы Израиля прозевали такое масштабное нападение, такую подготовку операции, остается загадкой. Обычно они заранее знали о готовящихся выступлениях и проводили профилактику, в том числе с применением оружия.

Другая особенность заключается в том, что к этому конфликту оказались не готовы США. Они сосредоточились на двух направлениях своей внешней политики — против России и Китая. США в последнее время активно вооружали Украину и готовили к войне Тайвань.

Известно, что на территории Израиля находились американские военные склады, которые американцы давно опустошили ради оказания военной помощи Украине. И судя по всему, вывезли свою военную технику. Подробностей нет, потому что склады де-юре принадлежали США, поэтому нам никто не сообщил, сколько там и чего хранилось, и куда оно могло уехать.

Следующая особенность заключается в том, что никакие военно-морские силы США не оказались поблизости. Обычно, когда затеваются такие масштабные действия, то 6-й флот США оказывается где-то поблизости. Сейчас мы этого не наблюдаем. Однако я думаю, что американские корабли, которые разбросаны по Средиземному морю, вышли в боевой поход, как только первые «Кассамы» упали на территорию Израиля. Совпадение? Вероятно, но пока они дойдут, произойдет много событий.

Наконец, нельзя не заметить общую поддержку в арабском мире палестинского выступления против Израиля. Длительное время Израиль с помощью США проводил операции на территориях Ливана, сектора Газа, Сирии, нанося ракетно-бомбовые удары, и при этом в ответ они практически ничего не получали, потому что за спиной Израиля всегда находилась армия США.

Сейчас США явно не смогли быстро расправиться с Россией через своих сателлитов, не могут справиться с растущей мощью Китая. Кроме того, у них очень большие проблемы в экономике. Видимо, и эти общие затруднения США создали условия, когда движение ХАМАС пришло к выводу, что пора выступить против Израиля.

Если посмотреть на карту Израиля в исторической ретроспективе, то можно заметить, что евреи продвигали свои поселения на Ближнем Востоке непрерывно, при этом территория, на которой жили арабы и палестинцы, сокращалась. Сейчас государство Палестина существует чисто номинально. По факту она представляет несколько разрозненных эксклавов, на которых проживают палестинцы.

Нынешняя ситуация говорит о том, что политика на Ближнем Востоке меняется. К тому же не стоит забывать, что Израиль в последние десятилетия относился враждебно к Ирану. Поэтому, когда Иран с Корпусом стражей Исламской революции (КСИР) сражался на сирийской земле с террористами-боевиками, израильская авиация наносила ракетно-бомбовые удары по военным объектам КСИР на территории Сирии.

Израиль заложил очень много противоречий и конфликтов на Ближнем Востоке. Пока арабские страны разбирались между собой — Израиль спокойно существовал. Сейчас выясняется, что арабские страны могут сплотиться против Израиля.

Вашингтон пытается принять пакет экстренной помощи в размере 8 млрд долларов. Пакет пакетом, но вопрос-то в том, когда эта военная помощь прибудет на территорию Израиля. Понятно, что воздушные перевозки имеют ограниченные возможности. Основная помощь будет доставляться на территорию Израиля морским путем. А тут мы возвращаемся к военно-морским силам США, точнее, к их транспортной составляющей, которые оказались не готовы к такому повороту событий. В составе АУГ (авианесущей ударной группы), идущей к берегам Израиля, — транспортных кораблей нет. Хотя транспортные корабли уже должны где-то грузиться и отправляться в сторону Израиля.

Пока у Израиля имеется тотальное преимущество, связанное с авиацией. Все понимают, что ракеты, которые достаточно хаотично летят по территории Израиля, могут быть перенацелены на удары по авиационной инфраструктуре. К тому же отмечается наличие ПЗРК у боевых групп ХАМАС.

Напомню, что ХАМАС удалось захватить часть бронетехники. И эту бронетехнику мы еще не видели в боевых действиях. Об этом пока не сообщается. Может быть, она уже воюет на стороне палестинцев.

Насколько в ХАМАС продумали операцию — вопрос открытый. Потому что начинать операцию по массированному обстрелу, захватить города, устроить там террор, а потом их оставить — это чистой воды безумие. Потому что, понятное дело, Израиль будет мстить, будет преследовать.

Военная мощь ЦАХАЛ намного выше, чем у боевиков ХАМАС — это аксиома, сложившаяся за десятилетия конфликтов. Поэтому, если ввязываться в такой конфликт, то ХАМАС должен был к нему основательно подготовиться. И это видно по заявлениям Нетаньяху. Если поначалу в его речах звучали слова, что мы быстро разберемся с террористами, то последние его заявления говорят о том, что война будет долгой.

ИА Красная Весна: Давайте оценим возможные последствия такого рейда ХАМАС на территорию Израиля. Как на Ваш взгляд дальше могут развиваться события?

Алексей Леонков: Нужно обратить внимание на довольно резкое заявление, которое прозвучало со стороны Ирана. Иранский духовный лидер заявил о непричастности к атакам ХАМАС, но при этом приветствовал борьбу палестинцев за свою независимость. Молчит Сирия, которая страдала от ударов израильской авиации достаточно долго. Возможно, Израилю придется воевать на несколько фронтов. Пока неясно.

Надо подчеркнуть, что ХАМАС никакого отношения не имеет к Организации освобождения Палестины, которую возглавляет Махмуд Аббас. Более того, эти две группировки по отношению друг к другу настроены враждебно. ХАМАС создавался спецслужбами Запада как радикальное палестинское крыло.

Этот конфликт вполне может выйти за рамки одного региона. Уже звучали предположения о том, что Израиль может применить тактическое ядерное оружие. Пока всё это остается на уровне информационных угроз, но если такое произойдет, то характер боевых действий может резко поменяться.

Израильская система ПВО «Железный купол» отрабатывает своими ракетами по палестинским «Кассамам». Но если конфликт войдет в более серьезную фазу, и будет вовлечен Иран, который может применить свои тактические баллистические ракеты с дальностью до четырех с половиной тысяч километров по Израилю, то система ПВО «Железный купол» может уже с ними не справиться. Потому что уже потрачено большое количество противоракет во время отражения атак со стороны ХАМАС, и Израиль запросил у США экстренные поставки противоракет.

ИА Красная Весна: Насколько выгодно Ирану вступать в этот конфликт? У него на носу возможный конфликт с Турцией и Азербайджаном за Зангезурский коридор в Армении. Если Иран втянется в войну с Израилем, то Турция и Азербайджан получат редкую возможность ударить по Армении с целью пробивания этого коридора. Ирану, несмотря на все его заявления, будет невыгодно воевать на два фронта.

Алексей Леонков: Есть такая мысль, что Иран хотят втянуть в войну с Израилем. Как только были нанесены первые удары со стороны сектора Газа, Израиль сразу обвинил в этом Иран. Уже на первом этапе Иран был вовлечен на уровне политических заявлений. Можно предположить, что вовлечение Ирана в конфликт является одной из главных целей.

К тому же очень странно прозвучало заявление Трампа на фоне палестинско-израильского конфликта, что ХАМАС готовила администрация Байдена. Известно, что нынешняя администрация США враждебно относится к Ирану. Можно еще вспомнить, что Байден в своих предвыборных речах обещал решить проблему Ирана. И я могу допустить, что спецслужбы Соединенных Штатов могли приложить к этому руку для того, чтобы, спровоцировать этот конфликт, и столкнуть Иран с Израилем.

Но нужно понимать следующее: израильско-палестинский конфликт идет уже более 50 лет. Нынешнее обострение началось в день памяти войны Судного дня.

С другой стороны, этот конфликт уже становится межрелигиозным. Потому что Израиль наносит удары по мечетям. Турция и Азербайджан — мусульманские государства. Эрдоган в последнее время позиционировал Турцию как защитницу мусульман, поэтому ему невыгодно сейчас оставаться в стороне от того, что происходит в секторе Газа и в целом с палестинцами. Но вот ведь парадокс: Азербайджан поддержал Израиль.

Не будем забывать, что до этого момента между Турцией и Израилем были почти теплые отношения. Они вместе были военными донорами Азербайджана во время 44-дневной войны в Нагорном Карабахе. Они вместе воевали в Сирии против сил КСИР и правительственных войск Башара Асада: Израиль наносил удары своей авиацией, а с территории Турции действовали различные отряды боевиков, в том числе из провинции Идлиб, где находятся лагеря туркоманов.

Такая двойственность «союзников» Израиля — дополнительный признак того, что Иран провоцируют на конфликт с Израилем.

ИА Красная Весна: В Сети распространяется информация о том, что ХАМАС поблагодарил Украину за поставки оружия, которое использовалось против Израиля.

Алексей Леонков: Тут возникает множество вопросов. Но в то же время не стоит забывать, что оружие на Ближний Восток заводилось не только через территорию Украины, но и через территорию Болгарии.

Поставки шли и в Саудовскую Аравию. Европейские журналисты расследовали эту тему. Они вскрыли, что Саудовская Аравия зачем-то закупила для своей армии три комплекта (если считать по численности военнослужащих в этой армии) вооружения советского образца. Затем эти комплекты «пропали где-то в пустыне», а затем появилось у боевиков террористической организации ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Не стоит забывать, что во время сирийского конфликта на складах террористов, которые удавалось вскрывать, находили и оружие стран НАТО в больших количествах. Но это была только часть складов, может быть, какие-то другие склады остались и перекочевали к тем же ХАМАС.

То есть найти оружие для ХАМАС было нетрудно. Проблемы были только с поставками в сектор Газа. Напомню, что единственным транспортным коридором на эту палестинскую территорию управляла Турция по соглашению с Израилем. Так что ответ на вопрос, откуда оружие, практически понятен.

ИА Красная Весна: Как этот конфликт может отразиться на расстановке сил в Закавказье?

Алексей Леонков: Турция — член НАТО. США как главный бенефициар НАТО встали на сторону Израиля и отправляют ему военную помощь.

Но в то же время Эрдоган позиционирует себя как защитник мусульман. На этом была основана его предвыборная программа. Отказаться от этого, сказать, что он не совсем поборник веры, а прежде всего военный союзник США — это дилемма, которую Эрдоган должен решить в ближайшее время. Потому что арабский мир сейчас начинает сплачиваться вокруг Палестины.

В то же время Израиль проводил определенную политику в отношении, например, такой страны, как Саудовская Аравия. И были даже некие визиты, некие встречи, некие разговоры о сотрудничестве. И нужно понять, какую глубину имеют эти соглашения, чтобы Саудовская Аравия заняла нейтральную позицию.

Есть еще один фактор — это Лига арабских государств, которая сейчас по этому конфликту не сказала ничего. Вопрос, что они скажут. Они займут сторону ХАМАС? Или осудят действия ХАМАС, развязавшего кровавую бойню в приграничных израильских городах?

С человеческой позиции там происходит трагедия. Гибнут мирные граждане, то есть это не боевые действия двух армий. Здесь гибнут мирные граждане с обеих сторон. Несмотря на то, что Нетаньяху рекомендовал жителям сектора Газа покинуть свои дома — вряд ли они к нему прислушались, так как по сути им некуда бежать.

Страшные кадры, когда ракеты попадают в жилые застройки с обеих сторон, говорят о том, что жертвы среди населения — мирного населения, гражданского населения — будут огромные. Здесь уже не важно, кто какую сторону занимает: мы видим очередной виток человеческой трагедии на Ближнем Востоке.

Пока силы, которые стоят за этим конфликтом, себя еще не обозначили. И стороны еще не высекли линию противостояния, вокруг которой должны выстроиться государства, поддерживающие Израиль, и силы, которые будут поддерживать ХАМАС.

Для того чтобы было прекращение огня — нужен повод. Для того чтобы там опять наступил мир, нужен предмет обсуждения, который бы обозначил какие-то уступки, в том числе территориальные. Но все это пока даже не обсуждается. Идут боевые действия.

Есть ли вообще искренняя заинтересованность остановки этого конфликта, например, со стороны США? Судя по выступлениям Байдена — нет: американцы требуют жесткой кары ХАМАС.

ИА Красная Весна: Какая позиция у России?

Алексей Леонков: Россия осуждает этот конфликт. С другой стороны, Израиль — это территория, куда убежали критики СВО. Они осудили специальную военную операцию и продолжают поливать Россию грязью. То есть Израиль приютил этих «испуганных патриотов» из России.

Россия будет выражать нейтральную позицию, находиться над схваткой, внимательно следя за происходящим. Наша страна, скорее всего, постарается стать площадкой для мирных переговоров.

Этот конфликт только начинается, только разгорается. В этой неопределенности разгорающегося конфликта делать поспешные выводы, которые бы привели к каким-то конкретным решениям, я думаю, рано.

Единственное, что можно сделать — это осудить этот конфликт, призвать стороны к миру (в принципе, наш МИД уже по этой теме отработал), к прекращению огня.

Россия, конечно, заинтересована в том, чтобы Ближний Восток стал мирной территорией. И когда мы проводили операцию в Сирии, помогая этому государству устоять, то это была одна из наших главных целей на Ближнем Востоке.

С этими же целями мы развиваем наши отношения с Ираном. Потому что Иран также проявил заинтересованность в сохранении мира. Как-то по-своему, но старался достичь именно того, чтобы Ближний Восток перестал быть горячей точкой.

Насколько этот конфликт перекинется на другие территории, насколько сильно запылает Ближний Восток, это вопрос открытый.

То, что этот конфликт начался внезапно, говорит о том, что за ним стоят силы, которые пока себя не обозначили.

ИА Красная Весна: Спасибо большое за интервью.