К статье Сергея Кургиняна «Слава Великому Октябрю!» в № 352
Майя Авдеева / Газета «Суть времени» №367 /

Голод тела и голод духа

Волк Ларсен из романа Джека Лондона «Морской волк», слова которого цитирует в своей статье Сергей Кургинян, наделяет человека мечтой жить только «для своего брюха». Он напрочь отметает мечты простого человека о чем-то большем. Для него очень важно навязать такой взгляд. Потому что тогда человека можно приравнять к животному и тем самым оправдать свое презрительное отношение к работягам. Изменилось ли что сегодня?

В XXI веке мысль существенно переместилась в область кинематографа. Режиссеры вкупе со сценаристами кидают свои месседжи миру в виде фильмов. И на примере их популярности можно наблюдать, что находит отклик в обществе. Созвучные обществу, срезонировавшие с ним фильмы заставляют о себе говорить, даже если их обошла награда престижного конкурса. На Каннском фестивале 2018 года много шума наделала лента «Пылающий» корейского режиссера Ли Чхан Дона. Жюри конкурса ее «не заметило», зато о ней много говорили критики и журналисты. Фильм, что называется, засветился.

Героиня фильма — девушка из бедной деревенской семьи, «вся в долгах, как в шелках». Она сообщает приятелю, такому же «босяку», хотя и с университетским образованием, про свою мечту съездить в Африку. Девушка рассказывает своему другу про «малый и большой голод» у африканских бушменов. С ее слов, первый (малый) голод можно утолить едой, а второй — великий голод, голод поиска смысла жизни — гложет человека, требуя глубоких смыслов.

«В пустыне Калахари живут бушмены. Они делят голодающих людей на два вида: люди, которых гложет голод, — голод тела и голод духа. Голод тела — это просто малый голод, а великий голод — стремление постичь смысл жизни, желание узнать, почему и зачем мы живем. Он охватывает каждого. Именно поэтому он великий. Истинный голод человека», — резюмирует девушка. Ее мечта — прикоснуться к «великому голоду». Путь от голода тела к голоду духа, рассказывает героиня фильма, бушмены ежедневно проходят, протанцовывая в своих вечерних плясках у большого костра, — тем самым они постоянно напоминают себе про голод духа.

Без голода духа вообще нет человека. «Что человек, когда его желания — еда и сон? Животное, не боле», — писал Шекспир. С ним не поспоришь. А если этот голод духа есть, то его надо как-то утолять. Иначе наступит духовная смерть. Почему на марксизм откликнулось человечество? Потому что коммунистическая идея, вброшенная учением Маркса, смогла утолить голод духа. А свершившийся Октябрь позволил утолить и голод тела. А сегодня этот голод тела опять к нам возвращается. В одном из интервью режиссер Ли Чхан Дон заметил: «Молодежь, живущая в Корее сегодня, будет первым поколением, которое находится в худшем положении, чем поколение их родителей».

В фильме богач почти буквально пожирает бедняка. Молодой мажор — реинкарнация Волка Ларсена, — поиграв с девушкой, уничтожает ее, заменив новой игрушкой для развлечений. «Сильные пожирают слабых, чтобы сохранить свою силу»,  — писал Джек Лондон. По фильму XXI века молодой богач — красавец, образованный, с хорошими манерами — также убийственно холоден и бесчеловечен. Почему так? А потому что тьма, пришествие которой в мир на несколько десятилетий отодвинул Великий Октябрь, вынуждена чем-то питаться. И поедать она предпочитает сначала самую вкусную пищу — «сливки» общества. Она выедает у представителей человеческой «волчьей стаи» человечность и гуманистические взгляды.

Советские люди проникались марксистскими идеями буквально с малолетства. Посыл идеи был таков: «Человек — велик и мы, коммунисты, перед ним открыли широкую дорогу. Иди по ней. Главное — иди! Прорывайся. Кого-то зовут звезды, кого-то — морские глубины, кто-то склоняется над операционным столом. Дерзай, твори. Нет пределов. Прыгай в царство свободы. Используй свой ум, силы для создания новых городов, заводов, дорог, школ — среды, в которой будет удобно жить и работать». Вот буквально так воспринималось. И это воодушевляло, хотелось жить на полную катушку. Не на алчного хозяйчика-буржуя работать, чтобы ему мошну набивать, а создавать благо, которым будут пользоваться все люди. Это ведь принципиально разные подходы: работать для людей, их блага, или для чьей-то прибыли. Вот что мы потеряли с утратой СССР.

Нынешний строй, как его ни называй — капитализм, буржуазный, постмодерн, — поставил под запрет голод духа. Сделал он это под флагом псевдозаботы о человеке, под флагом гуманизации — экология, борьба с семейно-бытовым насилием, толерантность, эвтаназия, права человека… все эти надуманные проблемы общества созданы для борьбы с человечеством, они сжирают нашу территорию жизни и не остановятся сами.