К реализации «налогового маневра» приступят в 2019 году. На фоне неутешительных прогнозов о том, что нефть продолжит свое падение, очевидно, что топливо будет изыматься с внутреннего рынка в пользу импорта

Бензиновый кризис 2018 года и его последствия. Какие нас ждут цены на топливо?

Изображение: Малашенкова Анна@ИА Красная Весна
Нефть.
Нефть.

Уходящий 2018 год ознаменовался безудержным ростом стоимости ГСМ и попытками правительства удержать цены на бензин и солярку на минимально приемлемом уровне. Увы, но даже вмешательство президента России Владимира Путина не оказало хоть какого-либо заметного влияния на топливный рынок: бензин дорожал, дорожает и будет дорожать. Из-за вступающих в силу в 2019 году повышения НДС и акцизов, даже самые осторожные эксперты прогнозируют единовременный рост на 10% за литр от текущей цены.

Цены на моторное топливо поползли вверх уже в январе 2018 года. По общему мнению участников рынка и экспертов, вызвано это было ослаблением рубля и ростом мировых цен на нефть, которые разогрели аппетиты производителей продавать как можно больше топлива за рубеж.

Читайте также: Рост цен на топливо продолжился вопреки обещаниям нефтяных компаний

Добавим, что кризис как нельзя кстати пришелся на посевную кампанию; моторное топливо дорожало несколько месяцев, и только в мае правительство озаботилось проблемой и начало предпринимать меры по обузданию цен. Ответ на вопрос о том, почему правительство спокойно взирало на то, как аграрии вынуждены были отказываться от своих планов и судорожно приноравливаться к новым условиям, представляется очевидным.

Основную лепту в наполнение российского бюджета вносит нефтегазовый сектор, но всему есть предел, и, дав энергетикам несколько месяцев «порезвиться» и за счет населения (ведь бензиновая составляющая есть в каждом товаре) пополнить свои финансовые закрома, вопрос с растущими ценами на топливо, наконец, начали решать. По устоявшейся постсоветской традиции, все возникающие экономические проблемы решают монетарными и фискальными мерами.

Вот и в этот раз не придумали ничего лучше, как с 1 июня снизить акцизы на бензин и дизтопливо на 3 тыс. и 2 тыс. руб. за тонну соответственно, а также на время отказаться от запланированного на 1 июля повышения ставок, как это предполагалось ранее. Эти меры, а также угрозы поднять экспортные пошлины, заставили нефтянников отступить. На какое-то время цены на АЗС стабилизировались, чему также способствовали окончание полевых работ и общий сезонный спад экономической активности, вызванный сезоном отпусков.

Читайте также: Бизнесмены предупредили Медведева о повышении цен на продукты

Увы, передышка оказалась недолгой; не успели стихнуть дискуссии, как начался новый виток кризиса. Началась уборочная кампания, оживилась после затишья экономическая жизнь, и цены вновь поползли вверх. Поскольку дальше угроз правительство не пошло, шутка ли — ведь по самым консервативным оценкам налоги в цене нефти составляют порядка 65%, моторное топливо, где плавно, а где и скачкообразно дорожало всю оставшуюся часть года.

Это вызвало новую дискуссию в лучших традициях «кто виноват?» и «что делать?». Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) обвинили независимые АЗС в спекуляциях, те, в свою очередь, ответили ВИНКам тем же, пояснив, что работают почти за гранью рентабельности. Но и те и другие сошлись во мнении, что основным источником бед является правительство и проводимая им политика.

Читайте также: Цены на топливо растут, несмотря на протекционизм

Речь идет о так называемом «налоговом маневре», к его реализации подступались неоднократно, но долго не решались осуществить. Суть маневра заключается в следующем: повышаются налоги на нефть и нефтепродукты, которые потребляются внутри страны и понижается фискальная нагрузка на экспорт.

То есть, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) растет, экспортная пошлина падает. НДПИ привязан к мировым ценам на нефть, поэтому, когда мировые цены растут, НДПИ в рублях растет сам собой. Еще хуже приходится в те моменты, когда рубль обесценивается.

Когда продавливали эти нововведения, то обещали, что при повышении НДПИ, будут равнозначно снижаться акцизы, поэтому на ценах на внутреннем рынке это никак не отразится. Однако концепция изменилась, и теперь растут и НДПИ, и акцизы.

Читайте также: Путин пообещал не допустить скачков роста цены на бензин в 2019 году

В итоге топливо дорожает, рядовые граждане отказываются от личного транспорта, нефть идет на экспорт. А правительство рапортует о рекордном профиците бюджета в 2018 году и в ряде следующих лет и о значительном пополнении государственных фондов, размещенных за пределами России.

К реализации «налогового маневра» приступят в 2019 году. На фоне неутешительных прогнозов о том, что нефть продолжит свое падение, очевидно, что топливо будет изыматься с внутреннего рынка в пользу импорта.

Вероятно, на этом фоне «бензиновый кризис» нынешнего года покажется «цветочками». Единственное в чем можно быть уверенными, так это в том, что нефтяники будут богатеть, бюджет и госфонды пополнятся, а кошельки рядовых граждан продолжат стремительно худеть.