Конфликт вокруг Гражданской войны в США — не исторический, а актуально-политический

Кровь и травля в Шарлоттсвилле, США: случайность или новый виток старого конфликта?

Изображение: Яковенко Вячеслав © ИА Красная Весна
Ку-Клус-Клан
Ку-Клус-Клан

11–12 августа 2017 года в американском городе Шарлоттсвилл, в штате Вирджиния произошли столкновения между ультраправыми и их противниками, повлекшие гибель трех (включая экипаж разбившегося полицейского вертолета) и ранение примерно 38 человек. Данный эксцесс обострил уже весьма накаленное противостояние в американском обществе.

Шарлоттсвилл — университетский городок с населением в 49 тысяч человек. Он является малой родиной двух американских президентов — Томаса Джефферсона (автора Декларации о Независимости, его плантация находилась в 3 милях от города) и Джеймса Монро (автора одноимённой доктрины, утверждавшей единоличное право США властвовать над всем западным полушарием). Во время американской гражданской войны Шарлоттсвилл находился под контролем конфедератов, но бои его в основном обошли стороной.

Памятник главнокомандующему войсками Юга, генералу Роберту Э. Ли, решение по демонтажу которого послужило формальным спусковым крючком для столкновений, был возведен в 1924 году. Основная часть памятников конфедератам на Юге была установлена в два временных отрезка:

— в 10–20-е годы ХХ века, во время взрывного роста популярности ку-клукс-клана в южных штатах и проведения через местные законодательные собрания так называемых законов Джима Кроу, поражавших чернокожих в политических правах и юридически обеспечивавших расовую сегрегацию,

— в 60-е годы, во время борьбы с движением за гражданские права и отмены «законов Джима Кроу».

Генерал Роберт Ли
Генерал Роберт Ли
ЛиРобертГенерал

Таким образом, памятники конфедератам являются не столько проявлением желания южан увековечить память своих предков, сколько инструментом идеологического обеспечения текущих политических задач.

В США существуют два противоборствующих мифа об их Гражданской войне:

— Победившие северяне, или «янки», вместе с либерально настроенными гражданами, склонными голосовать за демократов, рассматривают войну в качестве борьбы нравственности с безнравственностью. Мол, северные штаты боролись против рабовладения, а конфедераты его защищали.

— Южане же, вместе с консервативно настроенными гражданами, склонными голосовать за республиканцев, считают, что осью противоречий были разногласия в сферах полномочий штатов и федерального центра.

С формальной точки зрения оба эти объяснения фактологически обоснованы. Однако они игнорируют очевидную экономическую подоплеку конфликта. Капиталистическая экономика США середины XIX века состояла из двух основных частей — промышленного Севера и аграрного Юга. И если промышленный капитал севера опирался на эксплуатацию дешевой рабочей силы, в том числе и мигрантской (не зря американский историк Говард Зинн в своей «Народной истории США» называл противостояние северных промышленников и рабочих «другой гражданской войной»), то аграрный капитал юга, за отсутствием большого количества дешевых трудовых ресурсов на селе, делал ставку на рабов, чтобы обеспечить максимальную прибыльность своего хлопка и табака на внешнем и внутреннем рынке. Северные же промышленники рассматривали рабов как потенциальный дополнительный источник дешевой рабочей силы, в том случае, если бы ее можно было открепить от южных плантаций и массово направить на север. Последующая история США подтвердила обоснованность этих ожиданий.

Таким образом, отказ от излишней идеализации противоборствующих сторон выводит на поверхность экономическую основу конфликта — борьбу региональных капиталистических элит за право эксплуатировать темнокожее население и тем самым обеспечить главенство своих регионов в федеративном государстве.

В итоге в этом противоборстве победил Север. Но династии южных плантаторов остались, и они грезили о реванше. Не являясь феодалами в строгом смысле этого слова, плантаторы поддерживали амплуа аристократичности, противопоставляя свою духовно богатую предвоенную идиллию алчному примитивизму Севера. Отличным примером такого противопоставления является роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» и его экранизация.

Авраам Линкольн и солдаты Севера
Авраам Линкольн и солдаты Севера
СеверасолдатыиЛинкольнАвраам

Создавая миф о предвоенном плантаторском золотом веке, южные реваншисты одновременно стремились стравить белую бедноту с чернокожими, которые, лишившись своего рабского положения, стали батраками, составляя конкуренцию батракам белым. Ради этого была применена расовая теория о недочеловеческой природе чернокожих. Тайная псевдомасонская террористическая организация ку-клукс-клан (ККК), основанная бывшим конфедератовским генералом Натаниэлем Бедфордом Форрестом, объединила тоскующих по потерянному «золотому веку» плантаторов, составивших ее руководство, и озлобленною белую бедноту, ставшую ее рядовыми членами, вокруг триединой идеологии превосходства нордической расы, антисемитизма и антикатолицизма. Эстетическим манифестом этого общества стал фильм Д. У. Гриффита 1915 года «Рождение нации». Одновременно с выходом на экран этого фильма в южных городах стали массово возводиться памятники конфедератам.

Массовая же борьба с этими памятниками в XXI веке началась с выходом на авансцену движения «Black Lives Matter» («Жизни Черных Важны») как реакция против непропорционального полицейского насилия по отношению к темнокожим и как ответ на нападения на темнокожих со стороны ультраправых. Один из многих примеров — расстрел черной церкви в городе Чарльстон в Южной Каролине, осуществленный фашиствующим молодчиком в 2015 году.

С самого начала активисты ЖЧВ заняли непримиримую позицию в отношении тогдашнего кандидата в президенты Дональда Трампа. Ультраправые же, вплоть до высшего руководства ККК, неоднократно демонстрировали свою всестороннюю поддержку Трампу. Таким образом, мы видим продолжение долгоиграющего внутреннего конфликта в США, который по факту является результатом успешной манипуляции, приведшей к расколу эксплуатируемого класса по расовому признаку до такой степени, что конфликт между черными и белыми является более острым, чем конфликт между бедными и богатыми.

(продолжение следует...)