Дистанционка — это беспросветная зеленая тоска по живому общению. Интервью
Внедрение дистанционного обучения в регионах России имеет неравномерный характер. После массового ухода на дистант весной 2020 года ряд регионов стали экспериментальными площадками для внедрения Цифровой образовательной среды (ЦОС), а в других власти ограничились в течение осени относительно кратковременным использованием дистанционного обучения. К числу таких регионов, в которых дистанционное образование используется без радикального напора со стороны властей, относится и Ростовская область.
Но тем не менее педагоги, столкнувшиеся с дистантом весной и отчасти осенью, достаточно хорошо понимают, что несет с собой такой «подход» к образованию. Своими мыслями с ИА Красная Весна поделился ветеран педагогического труда Анатолий Леонидович Моторыкин.
ИА Красная Весна: Анатолий Леонидович, в чем с Вашей точки зрения проблема преподавания естественнонаучных дисциплин в дистанционном формате?
— На освещение специфики проблем преподавания всех дисциплин, не только естественнонаучных, уже изведены бочки чернил и вагоны бумаг, и здесь не следует ожидать «открытий и озарений чудных».
Их общая черта — отсутствие обратной отрицательной связи в системе «класс — ученик — учитель», поскольку электронное обучение ведется в режиме железнодорожного экспресса по узко проложенным рельсам без промежуточных остановок «по требованию» (нельзя на таком уроке при затруднении сорвать стоп-кран).
ИА Красная Весна: Как по Вашим наблюдениям сами ученики воспринимают «дистанционку»?
— Сами ученики, естественно, восприняли дистанционку в соответствии со своими возрастными психофизиологическими особенностями, т. е. с любопытством и интересом к новому, неизведанному, неиспробованному. Тут, как говорится, и к бабке ходить не надо, чтобы узнать и понять восприятие детей.
Сначала радость от неожиданно свалившейся свободы от уроков. Потом нарастающая тупость от пустого времяпрепровождения. Потом ожидание хоть каких-то контактов с учителями. Потом легкое удивление и изумление от такой формы обучения в электронном формате. Затем понимание непонимания таких «уроков». Вслед — пикирующе снижающаяся концентрация внимания на монитор при многочасовых «уроках». И, как следствие, тоска зеленая и беспросветная по живому общению со сверстниками, учителями и школой.
ИА Красная Весна: А каково мнение Ваших коллег о такой форме обучения?
— На всех уровнях педагогического сообщества (от дошкольного до высшего) мнение о дистанционной форме образования одинаково негативное. Причин тому тьма: от педагогической неэффективности до ускоренного педагогического выгорания и накапливающейся усталости от недостатка времени на восстановление.
И сущность таких оценок не в консервативности и инертности учителей, а в несоответствии дистанционки ключевому, корневому принципу общения — «от человека к человеку». И, конечно же, огромные трудозатраты учителей на подготовку каждого занятия и ведения затем диалогов с учениками и родителями в режиме on-line.
Вместе с тем, учителя понимают, что в данной ситуации они находятся «в последнем окопе» по защите детей от потери в жизни целого года и действуют, осознавая, что «если не мы, то кто же?».
Но «педагогическая трещина» осталась — отмечаемое всеми учителями резкое снижение когнитивных и креативных способностей учеников!
ИА Красная Весна: Спасибо за беседу!
Отметим, 13 октября руководитель Роспотребнадзора Анна Попова, выступая на международной научно-практической конференции «Пандемия 2020: вызовы, решения, последствия» на площадке РАНХиГС, заявила, что дети в большинстве регионов России «прекрасно ходят в школу, проходят фильтры, и нет осложнений в семьях». По словам Поповой, дети заражаются в семьях, а не в школах.
23 декабря глава Роспотребнадзора сообщила, что большая часть школ сохранила очное образование, и «нигде, ни в одном, ни в другом случае не было распространения инфекционных заболеваний внутри школ, внутри классов».
(теги пока скрыты для внешних читателей)