Проиграть на культурном, идейном плане — значит создать все условия для поражения на поле боя

«Пятая колонна» на местах или «как бы чего не вышло» — не всё ли равно?

Ян Брейгель Старший. Райский сад с грехопадением. 1613.
Ян Брейгель Старший. Райский сад с грехопадением. 1613.

Специальная военная операция по денацификации и демилитаризации Украины идет уже более семи месяцев в условиях жесточайшего военного, экономического и информационного давления со стороны Запада. Каждый день западные политики сообщают о предоставлении новой помощи режиму в Киеве на миллиарды долларов. Они же не чураются напрямую поддерживать террористические акты на территории России и не замечают зверств вооруженных формирований Украины.

Нынешнее противостояние — как с Украиной, так и с Западом, — носит многоплановый, а не только военный характер, и одним из важнейших его аспектов является, условно говоря, идейный: невозможно выстоять в этой тотальной борьбе, когда непонятно, за что именно и с кем она идет.

В связи с этим с особой тревогой приходится наблюдать за ситуацией на культурном поле нынешнего противостояния, поскольку «в тылу» в момент, когда обществу необходимо объяснять, с какой угрозой оно столкнулось в лице киевского режима и Запада, когда нужна духовная мобилизация граждан, на местах наблюдаются активные усилия, направленные на то, чтобы эту мобилизацию «замазать».

В первую очередь в глаза бросается репертуар телевизионного вещания: несмотря на последние события, эфиры центральных каналов по-прежнему полны развлекательным контентом, мелодрамами, сериалами про полицейских и самоуспокоительных ток-шоу, а новостные передачи пестрят либо сводками Минобороны об очередных ударах, либо сообщениями о новых враждебных заявлениях и шагах Запада. Отечественный кинематограф снова «радует» фильмами про эскортные агентства, детективами, комедиями про заключенных.

Недалеко от телевидения ушел и репертуар театров. Почти в каждом можно встретить современное переосмысление классических постановок.

«Все по-прежнему в либеральном театре. Лишь Бузовой больше нет. В остальном мало что изменилось», — отметил глава комиссии по информационной политике Совета Федерации Алексей Пушков 7 октября в своем Telegram-канале.

С ним сложно не согласиться. Достаточно обратиться к репертуару столичных театров. Например, в петербургском театре «Приют комедианта» при поддержке Министерства культуры РФ представили свое прочтение романа Федора Достоевского «Идиот».

«Страна воюет. И пока тыл остро нуждается в смыслах — зачем и о чем эта война; в смыслах, которые кровью и потом были выстраданы нашими классиками — в это время со сцены продолжает нестись пошлейшая, скучнейшая, тысячу раз затертая либеральная блевотина», — такую оценку дал спектаклю старший преподаватель СЗИУ РАНХиГС при президенте РФ Никита Сюндюков.

Театр «Сатирикон» рассказывает историю просто подростка, «осознавшего свою гомосексуальность» и признавшегося в этом в первые минуты спектакля своим родителям — отцу-военному и матери, которая работает в отделе кадров. Тема нетрадиционной половой ориентации активно муссируется и в постановке Константина Богомолова «Новая оптимистическая».

Ряд бывших и действующих представителей культурного сообщества России напрямую высказываются против российского контингента, осуществляющего спецоперацию на Украине, при этом они выражают поддержку киевскому режиму. Достаточно вспомнить бывшего художественного руководителя Государственного академического театра имени Е. Вахтангова Римаса Туминаса, который в телефонном разговоре, ставшем достоянием общественности благодаря журналисту Михаилу Шахназарову, заявил в нецензурных выражениях о том, что «[ударят] украинцы по Москве, вот тогда узнаешь, как нападать на Украину», а также, что России «[конец]», поскольку весь мир встал на защиту киевского режима.

Впоследствии сам Туминас признал подлинность этого высказывания, когда ему под видом министра культуры Украины позвонили известные пранкеры Вован и Лексус. Кроме того, в этой беседе он рассказал о том, что «литовская сторона просит пользоваться связями [режиссера], звонить и объяснять в Москве деятелям культуры и театра». По словам режиссера, такую работу он проводил, в частности, с актрисой Ольгой Лерман, «переговаривает» он и с Сергеем Маковецким, и Сергеем Гармашем. И в целом, отметил режиссер, много тех, с кем он «находит общий язык».

Читайте также: Пранкеры Вован и Лексус разыграли худрука Туминаса и актрису Хаматову

Его коллега, художественный руководитель Московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз занимает позицию, согласно которой в трагедии, которая произошла 2 мая 2014 года в Одессе, «все правы, и все виноваты».

«Все, что я слышу здесь (в России — прим. ИА Красная Весна), все рассказы, байки и придумки об Одессе, включая всю теперь сформированную байку про Дом профсоюзов. Это на самом деле чудовищная трагедия, жуткая. Но это двухсторонняя гражданская трагедия, поэтому ее три года не могут разобрать, не могут. Не могут понять, кто прав, кто виноват. К огромнейшему сожалению, такова ситуация, что все правы и все виноваты. Они там друг друга сожгли. Не украинцы русские — украинцев, как рассказывают украинцы, и не украинцы — русских, как рассказываем мы, — заявил в 2017 году режиссер в беседе с «Радио Свобода» (иностранное СМИ, признанное иностранным агентом), не пояснив, кого именно под «мы» он имеет в виду. — В этом вся трагедия».

Зачастую странную позицию занимают и некоторые чиновники. Так, в июне в рамках фестиваля «День русской славы» была организована выставка «Мариуполь — битва за русский мир». Ее инициатором стал клуб «Ленинградский доброволец». Однако, как рассказали российским СМИ организаторы выставки, до ее начала от чиновников Пушкинского района поступило требование удалить из экспозиции все обозначения «Z», ставшие символами спецоперации России по защите Донбасса, а также экспонаты, связанные с борьбой Донбасса против украинского нацизма и спецоперацией России. Авторов экспозиции, посвященной освобождению Мариуполя — города-побратима Санкт-Петербурга, обвинили в пропаганде «милитаризма» и «оружия», также звучали слова о «пропаганде нацизма».

«Такое вмешательство вызвало у организаторов эмоциональную реакцию и превратное толкование произошедшего. Вместе с тем экспозиция продолжила свою работу до конца фестиваля», — добавил чиновник.

«Администрацию Пушкино в принципе не устраивало какое-либо упоминание спецоперации, происходящих сейчас событий. Еще до начала выставки попросили из названия выставки убрать слово „Мариуполь“, несмотря на то, что это побратим Санкт-Петербурга», — рассказали о ситуации организаторы.

По их словам, чиновники потребовали убрать неугодные им экспонаты.

«Например, те же фигурки Гиви и Моторолы, при том, что Моторолу Владимир Владимирович Путин наградил Орденом мужества не так давно», — добавили организаторы, утверждая, что чиновники увидели в выставке «пропаганду милитаризма».

Впоследствии ситуацию с выставкой российским СМИ прокомментировал вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский.

«Заместитель главы района обратила внимание организаторов тематической выставки на некорректное оформление экспозиции. Она включала в себя трофейные предметы с нацистской и фашистской символикой. Согласно федеральному закону демонстрация таких предметов запрещена, если экспозиция не содержит соответствующих разъяснений», — отметил он.

По словам Пиотровского, рядом с этими экспонатами находилась символика специальной военной операции России на Украине, что, по мнению вице-губернатора, создавало «провокационное, двусмысленное сочетание». Замглавы администрации Пушкинского района рекомендовала ограничить доступ в шатер детям, не достигшим 18 лет, и разместить предупреждение «18+».

Схожей точки зрения, похоже, придерживаются и московские власти. Об одном таком случае ИА Красная Весна рассказали организаторы дискуссионного клуба «Кузница», проходившего на протяжении трех с половиной лет в библиотеке № 164 «Просвещение трудящихся» на Шаболовке. Клуб создан в начале 2019 года с целью обсуждения гуманитарных вопросов, просвещения участников и, как отмечают его организаторы, помогает «людям сориентироваться в современном мире». Его работа осуществляется исключительно на некоммерческой основе и ведется в патриотическом русле, в чем можно убедиться, если посмотреть видеозаписи на одноименном канале клуба в YouTube.

В сентябре организаторы клуба приняли решение организовать лекцию, посвященную Великой Отечественной войне, под названием «Борьба за Донбасс и УССР: как Красная Армия загоняла вермахт». Докладчиком на ней должен был выступить постоянный автор агентства REGNUM историк Филипп Попов. В ней он предполагал поговорить об освобождении Донбасса и Украины в 1943–1944 годах.

«У нас неоднократно проходили встречи по тематике Великой Отечественной войны. Тот же Филипп [Попов] в мае рассказывал о мобилизации в первые месяцы после нападения нацистской Германии на Советский Союз и о том, почему СССР смог эффективно воспользоваться своим потенциалом, а Германия — нет», — отметили организаторы клуба.

Ранее темы Великой Отечественной войны не встречали в библиотеке сопротивления. Тем не менее после объявления в России 21 сентября 2022 года частичной мобилизации руководство библиотеки в лице директора Екатерины Сергеевны Высочиной пересмотрело свой взгляд на то, какая тематика библиотечных мероприятий является допустимой, — как бы это ни показалось странным — в сторону, противоположную новой политике государства.

При этом «не согласованы» оказались как лекции на историческую тематику, так и другие мероприятия клуба исторической тематики, включая встречи, посвященные театру, организованные совместно с московским государственным театром «На досках». В результате оказался сорван ряд мероприятий.

Организаторы попытались добиться от руководства библиотеки пояснений в связи с изменением их позиции. Из переписки организаторов с руководством следует, что Высочина напрямую запретила обсуждать «контент, связанный с военной историей, милитаризмом, политической повесткой любых времён». При этом решение о запрете является, по словам Высочиной, её личным решением: «Любые военные темы, хоть косвенно связанные с милитаризмом или военной историей, сейчас под моим личным запретом». Иными словами, под личный запрет руководителя библиотеки попадают не только все материалы, хоть сколько-нибудь связанные с военной тематикой, но и большая часть классической русской литературы. Ведь практически вся она косвенно связана с милитаризмом или политикой.

По словам организаторов, они предприняли несколько попыток узнать у вышестоящего начальства, является ли озвученная Высочиной позиция исключительно ее собственной, или же это позиция ГБУК «Объединение культурных центров ЮАО Москвы». После нескольких дней, в течение которых связаться с генеральным директором не удавалось, разъяснения они получили от Ирины Михайловны Тумановой, заместителя генерального директора по библиотечно-информационному обслуживанию.

«Самое страшное, — уверена она, — если кто-то кого-то не поймет и будет высказывать своё негативное мнение. Я думаю, что это сейчас совсем неуместно, тем более, что всё очень сложно и непросто. Самое главное — не навредить».

«Вы начнете Великой Отечественной и закончите нынешними событиями», — указала она, отвечая на вопрос организаторов клуба, находится ли под запретом история Великой Отечественной войны.

В сложившихся условиях подобное поведение выглядит как минимум страусиным и безответственным, а как максимум — как намеренная работа против информационной деятельности патриотических сил в сложнейший исторический период.

Возможно, дело не в том, что те или иные чиновники настроены негативно по отношению к решению президента, а в том, что проявляется лишь простое опасение чеховского «человека в футляре»: «Как бы чего не вышло». Однако в условиях, когда со стороны Украины и Запада непрерывно и настойчиво ведется настоящая информационная война против России, современные футлярные люди приведут страну не просто в ситуацию, как формулировал А. П. Чехов, «суровой, утомительной, бестолковой жизни, не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне», а к поражению. А тогда не всё ли равно, какая мотивация была у очередного чиновника?

Последние события показали, что при проведении специальной военной операции Российское государство, сталкиваясь с системными проблемами, способно находить нужные решения. Так было с недостатками по части мобилизации, так же должно быть и в части культуры. Иными словами, в сложившихся новых и очень непростых условиях со всей очевидностью необходимо менять государственный подход к культурной среде. Она не может больше быть сконцентрирована на создании для граждан только комфорта и праздничности, в ней не могут по-прежнему править бал люди с крайне либеральными взглядами. Мир и Россия входят «в период революционных трансформаций», которые «носят фундаментальный характер». Для того, чтобы выстоять, необходимо выстраивать не только прочные военные и экономические, но и надежные смысловые структуры. Проиграть на культурном, идейном плане — значит создать все условия для поражения на поле боя.