Именно у Китая есть все шансы вытеснить продукцию российской атомной отрасли с рынков, где параметр «качество-цена» не является решающим, а важна также и политическая составляющая.

Маркетинг ядерных реакторов с китайской спецификой

Изображение: Анашкин Сергей © ИА Красная Весна
Ядерный реактор
Ядерный реактор
Ядерный реактор

Успехи китайской атомной промышленности и науки все чаще наводят на мысль, что именно Китай станет главным конкурентом России на рынке реакторостроения. События нескольких последних месяцев во многим подтверждают такое предположение.

Одно из главных и мощнейших достижений Китая — строительство АЭС по собственной технологии. 16 октября китайское агентство Global Times объявило, что Китай вышел на четвертое место в мире по количеству ядерных блоков в стране, их количество достигло 36 блоков. А 14 ноября The Telegraph отметила, что завершено строительство первого независимого китайского реактора третьего поколения Hualong One и на нем проведены первые успешные испытания (реактор пока в работу не запущен).

Для завоевания зарубежных рынков Китай активно продвигает Hualong One в других странах. Начало было положено в Пакистане, где Китай сначала построил и запустил в работу 4 ядерных блока на основе модели второго поколения на АЭС «Чашма». А потом приступил к строительству двух блоков по технологии Hualong One на АЭС «Карачи». 23 ноября Китай и Пакистан подписали соглашение о строительстве еще одного Hualong One на АЭС «Чашма». По данным агентства WNN от 11 октября китайцы на площадке в Пакистане впервые реализовали подход, когда установка основного оборудования для Hualong One была произведена, до того, как был возведен защитный купол атомной станции. Обычно же оборудование устанавливают через люк в защитной оболочке. Новый подход должен сократить сроки строительства этой модели.

Кроме того, Китай подписал соглашения с Аргентиной, Великобританией и Румынией. В Аргентине Китай реализует два проекта, один из которых — строительство Hualong One. А по соглашению с Великобританией китайцы финансируют французский проект атомной станции Hinkley Point C в обмен на строительство реактора модели Hualong One на другой площадке. Для Китая это очень важный проект, поскольку он даст ему возможность выйти на рынок Европы. «Сотрудничество с Великобританией будет способствовать глобальному признанию ядерной энергетики Китая, которая будет широко принята другими странами и регионами», — считает Хан Сяопин, главный аналитик энергетического сайта china5e.com. В Румынии с китайцами пока договорились только о достройке уже начатых канадцами двух атомных блоков на АЭС «Черноводэ».

6 ноября Интерфакс сообщил, что Китай предложил Украине достроить №3 и №4 блоки Хмельницкой АЭС по «формуле 1+1»: третий блок достраивается по технологии ВВЭР, четвертый — по китайской технологии Hualong. Китайская сторона заявила о возможности значительного вовлечения в строительство украинских компаний и о готовности предоставить 85% финансирования от общей стоимости проекта.

Китай также планирует участвовать в тендерах на строительство АЭС в Саудовской Аравии и Южно-Африканской Республике.

Помимо продвижения традиционного типа реакторов Китай занимается разработками реакторов малой и средней мощности, которые становятся все более популярны в мире. Такие реакторы считаются более простыми и дешевыми. Модули можно быстро собирать на площадке, а позже дополнять станцию мощностями по востребованности и денежным возможностям. Это делает малые модульные реакторы оптимальными для небогатых стран. Китай активно расширяет модельную линейку своих малых реакторов. Обсуждаются планы по производству небольших реакторов для размещения в городах, реакторов для электрификации удаленных островов, для работы судов, автомобилей и даже самолетов. 7 декабря Asia Times рассказала, что на выставке China Maritime Expo в Шанхае была представлена китайская модель атомного авианосца.

В 2017 году в Китае началось строительство плавучей атомной станции (тоже малый реактор), которая уже с 2019 года сможет использоваться для работы в Южно-Китайском море, как в целях обслуживания буровых платформ, так и для обеспечения военного присутствия на стратегически важных морских маршрутах.

А 29 ноября Женьминь Жибао объявило о китайской разработке малого низкотемпературного реактора «Яньлун», который будет использоваться для отопления северных городов. В статье Reuters, опубликованной 10 декабря отмечается, что «Яньлун» будет более безопасным, чем обычные модели. В первую очередь из-за невысоких температур — не более 100 градусов Цельсия. Реактор можно будет подключить непосредственно к существующим тепловым сетям водного теплоснабжения.

Не хотят отставать китайцы и в разработках реакторов следующего четвертого поколения. Они активно работают над собственными реакторами на быстрых нейтронах, а также 25 сентября агентство Bloomberg опубликовало информацию о создании китайцами предприятия для строительства реактора четвертого поколения на бегущей волне. Разработки принадлежат компании TerraPower, главным пакетом акций которой владеет Microsoft. Главное отличие такого реактора в том, что цепная реакция деления происходит не сразу во всей активной зоне реактора, а ограничена определенным участком, который с течением времени перемещается внутри этой зоны. Такие реакторы более экономичны, для их топлива не требуются обогащать природный уран. Реактор может быть загружен ураном всего один раз, и этого хватит для непрерывной работы в течение 60 лет.

Таким образом, обладая достаточным финансовым ресурсом, приобретенными или скопированными и после этого оптимизированными технологиями в этой области, Китай в скором времени прочно закрепится на рынке реакторостроения и станет для России реальным конкурентом.

Кроме того, сегодня Китай попал еще в благоприятную для него политическую ситуацию, когда США и Европа, атомные концерны которых находятся в серьезном финансовом кризисе (американский Westinghouse, французская Areva) всячески пытаются противодействовать продвижению российской продукции в странах своего влияния. Как пишет издание National interest в статье от 24 сентября:

«В Европе произошел геополитический сдвиг. Незаметно на фоне конфликта США с Россией Китай значительно расширил свою военную и экономическую мощь в Восточной Европе.

Китайцы уже приобрели значительную долю в греческом порту Пирей. Они прилагают все усилия для получения активов в Чехии, Венгрии и Польше, включая контракты на строительство атомных электростанций. Прежний госсекретарь Хиллари Клинтон заставила болгар нарушить свой контракт на строительство АЭС с Росатомом, дав Китаю возможность заменить русских в строительстве нового Белене.

Эта тактика уже дала Китаю «энергетический пояс», который простирается от Прибалтики до Черного моря: Китай эффективно принял управление важнейшими частями инфраструктуры в Болгарии, Чехии, Польше, Румынии и Словакии».

Экономическая война с Россией со стороны США и Европы, и возникающие новые возможности для Китая — налицо. Прогнозы The National Interest сбываются. Как по заказу, 30 января 2018 года министр энергетики Болгарии Теменужка Петкова сообщила, что у проекта АЭС «Белене» появился «крупный китайский инвестор».

Очень показательна и позиция бывшего министра по окружающей среде Великобритании Тима Йо, озвученная им 7 января на страницах The National Interest. Тим Йо считает, что у атомной энергетики есть будущее, так как за ее продвижение наконец взялся Китай. Китаю нужно решать проблемы с выбросами СО2 и исполнять взятые обязательства по «Парижскому соглашению», а это ведет к необходимости развития в стране альтернативной энергетики, в том числе атомной, отмечает бывший министр.

«Холодная» война Запада с Россией ведет к тому, что западным странам становится не важно, что российские реакторы ВВЭР-1200 и надежнее, и эффективнее, чем китайский Дракон (Hualong), ведь Россия — это «токсичный» партнер.

Именно Китай за последние 20 лет научился продвигать свои продукты на рынках Африки, Латинской Америки, Азии и Европы. Именно Китай работает над широкой линейкой реакторных продуктов и имеет огромный финансовый ресурс. Поэтому нет сомнений, что именно у Китая есть все шансы вытеснить продукцию российской атомной отрасли с рынков, где параметр «качество-цена» не является решающим, а важна также и политическая составляющая. Европа дрейфует в сторону Китая, где ее ждут с распростертыми объятиями.