Самые значимые авиакатастрофы уходящего года
Редакция ИА Красная Весна собрала информацию о крупнейших авиакатастрофах в 2024 году. Данные показывают, что 2024 год, к сожалению, оказался самым смертоносным после 2018 года, когда только одно крушение Boeing 737 Max привело к гибели 189 человек.
24 января. Атака ВСУ на российский самолет с военнопленными
Год начался с единственного в нашем списке крушения, связанного с военными действиями. Оно шокировало российское общество своей подлостью. Над Белгородской областью ракетой со стороны ВСУ был сбит военно-транспортный самолет Ил-76, который доставлял 65 украинских военнопленных для обмена. Кроме военнопленных, на борту находились три офицера ВС РФ и шесть членов экипажа. Все они, включая военнопленных, погибли. Военнопленные доставлялись для обмена пленными по формуле «192 на 192» на границе Белгородской области.
11 марта. Чилийский Boeing 787 резко потерял высоту
Инцидент с рейсом 800 чилийской авиакомпании LATAM Airlines привел к ранениям среди пассажиров после внезапного снижения самолета. После набора высоты до эшелона 410 самолет пересекал Тасманово море между Австралией и Новой Зеландией, когда через два часа произошел инцидент. Судно за несколько секунд потеряло более 100 метров высоты. Незакрепленные предметы взлетели в воздух, а 30–40 человек ударились о потолок, что вызвало повреждения панелей. Причиной происшествия названа ошибка экипажа. Никто из людей не погиб.
12 марта. Гибель 16 человек в Ивановской области
Военно-транспортный самолет потерпел крушение при взлете с аэродрома Иваново-Северный из-за пожара в одном из двигателей. Все 16 человек на борту, включая экипаж, погибли. Командир судна Сергей Свешников ценой собственной жизни отвел падающий самолет от жилых районов. Посмертно он был удостоен звания Героя России.
23 апреля. Столкновение вертолетов в Малайзии
В городе Лумут (штат Перак, Малайзия) трагедия разыгралась во время репетиции воздушного парада в честь 90-летия Королевских военно-морских сил (ВМС). На военно-морской базе Лумут в воздухе столкнулись вертолеты Agusta Westland AW139 и Eurocopter AS 555SN Fennec. На борту находились 10 военнослужащих, и никто не выжил. Вероятной причиной катастрофы названа ошибка пилотирования, что вновь подчеркивает важность тщательной подготовки к подобным мероприятиям.
19 мая. Крушение вертолета президента Ирана
Иран потрясла новость о катастрофе вертолета, на борту которого находился президент страны Эбрахим Раиси. Трагедия произошла в провинции Восточный Азербайджан, недалеко от города Джульфа. Согласно официальной версии, возвращаясь со встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, вертолет столкнулся с неблагоприятными погодными условиями, в том числе густым туманом. На борту находились также глава МИД Ирана и другие высокопоставленные лица. Спасательная операция осложнялась сложным рельефом местности, и о гибели президента стало известно лишь на следующий день, 20 мая.
10 июня. Крушение самолета с вице-президентом Малави
Малави лишилась одного из своих лидеров — вице-президента Саулоса Чилимы. Военный самолет, на борту которого находилось девять человек, включая Чилиму, исчез с радаров спустя 45 минут после вылета из столицы Лилонгве. Обломки были обнаружены в горном массиве на севере страны, ни один из пассажиров не выжил. Погодные условия в районе поисков были крайне сложными, что затруднило работу спасателей. Это событие стало огромной потерей для Малави и напоминанием о многоуровневых рисках в авиации, особенно в регионах с труднодоступной местностью.
24 июля. Крушение в Непале
В Непале пассажирский самолет Bombardier CRJ-200ER, выполнявший рейс из Катманду в Покхару, потерпел крушение вскоре после взлета. Из 19 человек на борту выжил лишь командир воздушного судна. Причины аварии пока остаются неизвестными.
9 августа. Обледенение ATR 72 в Бразилии
В Бразилии трагедия произошла с самолетом ATR 72 бразильской авиакомпании Voepass. Все 62 человека на борту погибли. Самолет, следовавший из Каскавела в аэропорт Гуарульюс, не смог завершить свой рейс. Предварительное расследование указало на образование льда на крыльях как возможную причину трагедии, однако окончательные выводы еще не сделаны.
31 августа. Крушение Ми-8 на Камчатке
На Камчатке экскурсионный вертолет Ми-8Т разбился, следуя в район Вачкажец. Все 22 человека на борту, включая экипаж, погибли. Обломки воздушного судна были найдены спустя сутки. Причины трагедии устанавливаются.
22 декабря. Piper PA-42-1000 в Бразилии
Частный самолет Piper PA-42-1000 Cheyenne потерпел крушение на юге Бразилии, столкнувшись с трубой дома и вызвав пожар в мебельном магазине и отеле. Все 10 человек на борту погибли, пострадали также 15 постояльцев отеля.
25 декабря. Крушение самолета у Актау
Пассажирский самолет авиакомпании Azerbaijan Airlines разбился около казахстанского города Актау. Из 67 человек на борту выжили 29, включая девятерых русских. Это одно из немногих происшествий года, где удалось избежать гибели всех пассажиров
29 декабря. Трагедия с Boeing 737-800 в Корее
Год завершился крупной катастрофой в Южной Корее, где Boeing 737-800 авиакомпании Jeju Air разбился при посадке в аэропорту Муан. Из 181 человека на борту выжили только двое. Причины трагедии еще выясняются, но она стала одним из самых смертоносных авиационных происшествий года.
Общие данные
Всего в 2024 году Межгосударственный авиационный комитет (МАК) зафиксировал 16 происшествий с гибелью людей на территории России или связанных с русскими авиакомпаниями. Самым крупным авиационным инцидентом по данным МАК стало крушение вертолета Ми-8 на Камчатке.
Всего, по данным мониторинга авиапроисшествий «IDP-Аналитика WM», за 2024 год в мире произошло 7 столкновений самолетов и вертолетов. Выявлено 110 крушений воздушных судов и 181 аварийная посадка самолетов или вертолетов.
Стоит отметить, что общая смертность людей в авиакатастрофах падает с 1946 года при росте авиаперелетов. Пиковыми по смертям в небе были 1970-е годы, когда число смертей в год достигало 2000 человек. За последние 10 лет число жертв только в 2018 и 2024 году превысило 500 человек в год при значительно большем количестве авиаперевозок.