Уроки поэзии. РВС провело конкурс чтецов по стихотворениям Александра Блока
Нет, мы не стремимся сделать из детей поэтов, мы не учим их стихосложению. Наша задача гораздо приземленней, но от этого она не становится проще. Мы учим детей читать и понимать стихотворения. Произведения хороших поэтов — это рассказ о времени, причем не только о времени, в котором они творили. Стихотворения гениев звучат очень современно.
В начале декабря завершился еще один конкурс чтецов для детей из ЛНР, который провело «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС), четвертый за последние пять лет. В 2018 году прошел конкурс, посвященный творчеству Александра Пушкина. В 2019 ребята открыли для себя стихотворения поэтов-фронтовиков. Конкурс «Гражданская лирика русских поэтов XVIII–XIX веков» состоялся в начале 2021 года. Он прошел особенно вдохновенно. В этот раз школьники знакомились с творчеством Александра Блока. Поэт, живший на сломе эпох, очень чутко чувствовал и предсказывал перемены. Но современники редко слушают гениальные пророчества.
«И так же прост наш тихий храм,
Мы на стенах читаем сроки…
Так смейтесь, и не верьте нам,
И не читайте наши строки»
Стихотворение «О, как смеялись вы над нами» совсем не вдруг звучит очень актуально сегодня. Перед глазами немало примеров людей, которые чувствуют первые свидетельства болезни. Им не верят, отворачиваются от проступивших на стене строк. Но болезнь нарастает и приходит в виде Майдана и вспыхнувшей на Украине гражданской войны.
Наступает момент, когда болезнь добирается и до тех, которые были довольны наступившей либеральной эпохой, до тех, кто вполне обеспечил свою сытость, пусть даже и временно. Но кто знал, что это временно?
«Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещен,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамен!»
В ходе подготовительных уроков к конкурсу ребята соотносили свой жизненный опыт со строчками стихотворений. Мы стремились, и небезуспешно, добиться того, чтобы участники, проникнув в смысл произведений, поговорили строчками Блока о себе и о своем времени. И они говорили, они задавали вопросы, обращаясь к современникам.
«И если ты не жнешь, не сеешь,
Коль ты „так просто — человек“,
То что ты знаешь? Что ты смеешь
Судить в безумный этот век?»
Мальчишка, выбравший стихотворение «О, я хочу безумно жить», прямо заявил педагогу: «Я тоже хочу в своей жизни достичь чего-нибудь. Я не хочу прожить ее просто так». Он понимал, о чем читает. Блок помог ему ответить и на его вопросы.
«О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!»
Знакомство с творчеством Александра Блока помогает погрузиться в историю. Мы эмоционально усваиваем исторические факты именно благодаря литературным произведениям. А без эмоционального погружения история нашей страны не прорастет в нас.
В процессе работы над стихотворением «На поле Куликовом» ребятам было предложено посмотреть мультфильм «Лебеди Непрядвы». Очень красивый, исторически точный и глубокий рассказ об одном из важнейших событий в истории России.
Несмотря на сложности, связанные с удаленной формой проведения уроков по подготовке чтения стихотворений (уроки проходили по ЗУМу), участники справились. Лауреатами и дипломантами конкурса стали 31 человек из 14 школ ЛНР из городов Красный Луч, Свердловск и Петровское.
Лауреаты
Александра Алексеева
Анастасия Куликова
Анастасия Лысак
Анастасия Чернявская
Андрей Скрынников
Ангелина Минасян
Валерия Стехина
Влада Никифорова
Елена Жолос
Злата Тимошенко
Кристина Абрамова
Ксения Водолазская
Марк Котенко
Михаил Лейченко
Павел Гусев
Снежана Криштановская
София Кулинцова
Дипломанты
Алина Логачева
Альбина Альмиз
Анастасия Бирковская
Анастасия Кузеева
Анастасия Кукса
Виктория Скидан
Даниил Кулаков
Диана Григорьева
Екатерина Мерецкая
Мария Филипьева
Матвей Бодрых
Руслана Любимова
Станислав Васин
Ярослав Поваляев
Нам удалось не только расширить географию конкурса, подключив к нему школьников из Свердловска, но и привлечь к работе с ребятами еще одного педагога. Игорь Литовкин — актер театра и кино, выпускник актерского факультета СПбГУ. Игорь родился, вырос и долгое время работал в Красном Луче Ворошиловградской области. Он так оценивает свое участие в конкурсе:
«Я принял участие в работе, потому, что мне очень понравилась эта идея: помочь детям соприкоснуться с классикой, с высокой поэзией. И ещё потому, что через занятия с этими детьми появилась ещё одна крепкая ниточка, которая связывает меня с моей малой Родиной. Для меня это очень важно».
«Итогом этой работы я впечатлен. С самого начала я предполагал и видел, что стихи Блока невероятно созвучны с ситуацией, в которой оказались участвовавшие в занятиях дети. У них, если использовать актерскую терминологию, уже был наработанный личным опытом „второй план“ произведения, который они выбрали».
«Да, что-то иногда получалось не совсем точно, но у каждого хотя бы в двух строчках я почувствовал настоящее соприкосновение с искусством. Я видел в рассказчике Личность: искреннюю, думающую, сопереживающую. Это дорогого стоит!»
«Думаю, что для детей подобные занятия важны, нужны и полезны».
«Да и для меня самого этот педагогический опыт оказался познавательным. Он позволил и мне взглянуть на себя и на творчество как бы со стороны и что-то понять про себя».
«Так что мы с детьми обогатили друг друга взаимно. Спасибо им за это!»
Актриса и режиссер, прекрасный педагог по сценической речи Евгения Амосова — инициатор чтецких конкурсов в ЛНР. Уже на протяжении нескольких лет она учит ребят понимать и читать поэтические произведения.
«Павел Антокольский писал: „Александр Блок рос на рубеже двух столетий, двух исторических эпох. В творчестве он отразил духовный кризис целого поколения с несравненной лирической искренностью и силой. Но сам поэт был не столько жертвой кризиса, сколько живым, действенным и революционным его преодолением“».
«Прошло сто лет, и произведения Блока звучат бесконечно актуально. Воистину, в России большой поэт — всегда пророк. „Открой мои книги: там сказано все, что свершится…“, — написал сам Блок в 1914 году (стихотворение „Ну что же? Устало заломлены слабые руки…“). Я была счастлива вновь и вновь, встречаясь с ребятами на занятиях, вчитываться в стихотворения и поэмы Александра Блока; учить школьников соотносить написанное сто лет назад с современностью. Наша классическая литература, по моему глубокому убеждению — то, что дает нам опору в жизни, показывает дорогу».
«Александр Блок писал: „Мой вывод таков: путь к подвигу, которого требует наше служение, есть — прежде всего — ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учиться вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе“».
«Это и есть наша задача: научить ребят понимать это».
Отзывы участников конкурса и педагогов
Лариса Янчук, педагог 10-й школы Красного Луча:
«Благодарим за возможность поучаствовать в таком замечательном проекте. Большое спасибо всем организаторам за профессионализм и высокий уровень организации конкурса. Вы делаете добрые дела, которые так нужны нашим детям. Проведенный конкурс — это ступенька к творчеству и уверенность в том, что мы можем многое. Еще раз СПАСИБО ВАМ!!! Желаем ВАМ здоровья, счастья и успехов в работе! Талантливых и творческих участников!!!»
Наталья Карпачева, педагог 33-й школы поселка Хрустальное:
«Ребята участвуют в конкурсе чтецов второй раз. И даже дистанционная форма не убавляет волнения детей и взрослых при чтении».
Конкурс замечательный! Сколько стихов прочитали и послушали! Сколько открытий для себя сделали. Сколько радости доставило нам знакомство с творчеством Александра Блока. Спасибо педагогам, организаторам за этот замечательный подарок!
«Хочется отметить, что вся команда работала очень слаженно! Нравится, что информация о конкурсе поступала своевременно, не заблудишься, всё напомнят. Очень хочется, чтобы это дело продолжалось! Здоровья вам крепкого!!! Творческого вдохновения! Важное дело делаете!!!»
Татьяна Костина, педагог 11-й школы Красного Луча:
«Спасибо большое за такую творческую возможность для наших детей! Это бесценный опыт для них! Возможность поработать с такими талантливым педагогами!»
Руслана Любимова, ученица УВК № 5 города Красный Луч:
«Спасибо большое Евгении Михайловне и всем организаторам конкурса. Очень приятно, что есть такие люди, которые всячески приобщают наше поколение к искусству».
Михаил Лейченко, ученик школы № 33 поселка Хрустальное:
«Благодарю за возможность поучаствовать в этом конкурсе, посвященном поэзии Блока. Я лично открыл для себя много нового и интересного. В произведениях Блока отражена как печаль, так и душевная благодать и радость. Огромное спасибо за поддержку и советы».
Работа с детьми захватила нас целиком. В начале 2022 года РВС планирует провести конкурс чтецов «Забытые слова» для школьников России. Но при этом мы, конечно, продолжим работу и с ребятами из ЛНР.
(теги пока скрыты для внешних читателей)