logo
Статья
Папа ехал в Чили буквально спасать Церковь, которая в этой стране находится в глубоком кризисе, причиной которого не в последнюю очередь стала серия громких скандалов, связанных с растлением несовершеннолетних священниками-педофилами

Визит Римского Папы Франциска в Латинскую Америку — часть 1. Чили

С 15 по 22 января 2018 года Римский Папа Франциск I совершил поездку в Латинскую Америку, во время которой нанес официальные апостольские визиты в Чили и Перу по приглашению государственных руководителей и католических епископов Церквей этих стран.

Чили.

Франциск 1Франциск 1
(сс) Marcela

Поездка согласовывалась и готовилась за год, как это обычно бывает в таких случаях. И уже давно было ясно, что поездка эта для родившегося в Латинской Америке Папы будет не легкой. Почему? Хотя бы потому, что для многих на этом континенте Папа представляет погрязший в педофильских скандалах Ватикан и европейский колониализм. Для многих, но не для всех. Однако, все по порядку.

Папа ехал в Чили буквально спасать Церковь, которая в этой стране находится в глубоком кризисе, причиной которого не в последнюю очередь стала серия громких скандалов, связанных с растлением несовершеннолетних священниками-педофилами.

По результатам опросов, Чили, наряду с Уругваем, сейчас является одной из наиболее секуляризированных стран Латинской Америки с большинством людей, определяющих себя как атеистов.

В Чили быстро сокращается число людей, считающих себя католиками. В недавнем довольно солидном региональном опросе Латинобарометра (Latinobarómetro) указывается, что в то время как в соседнем с Чили Парагвае католиками себя считают 89% граждан, в Мексике — 80%, в Колумбии и Перу — 73%, в Чили процент верующих католиков упал до 44%. Но самым интересным фактом является то, что в Чили католики не встречают такой конкуренции со стороны евангелистов, как это происходит в других странах континента, особенно в Центральной Америке и в Бразилии. Например, в Гватемале евангелистами является 41% населения. В Чили же реальным соперником католицизма является атеизм: 38% чилийцев заявляет, что не придерживаются никакой религии. С 1995 года доля населения, исповедующего католицизм, упала почти на 30%. Для сравнения, на родине Папы — в Аргентине — 21% населения не считают себя религиозными людьми, но 66% продолжают считать себя католиками. «Чили — секуляризованная страна. Мы знаем, что их взоры сильно устремлены в сторону Европы, и особенно — на Испанию, где происходит нечто подобное», — так прокомментировал газете EL PAÍS сложившуюся ситуацию один из кардиналов, сопровождающих Понтифика.

Кризис переживаемый чилийской Церковью настолько очевиден, что его открыто признают даже высшие церковные сановники. «Папа увидит Церковь, которая находится в кризисе. И я не отрицаю, что это связано с конкретной ситуацией, пережитой церковью в Чили в последние годы со случаями абъюза (абъюз — сексуальные домогательства, как правило — с примением физического насилия и шантажа — прим. авт.)»__, — признался чилийской газете La Tercera архиепископ Сантьяго де Чили Рикардо Эссати (Ricardo Ezzati) за несколько часов до прибытия Папы.

Мишель Бачелет И Франциск 1Мишель Бачелет И Франциск 1
w2.vatican.va

Президент Чили Мишель Бачелет встретила Понтифика в аэропорту Сантьяго в понедельник, 15 января 2018 года. Как пишут местные СМИ, приезд Папы для Бачелет — это еще один шанс поднять свою не слишком высокую популярность.

Здесь надо сделать небольшое отступление, чтобы пунктирно пояснить политическую ситуацию в Чили. 11 марта 2018 года Мишель Бачелет должна будет оставить свой пост, так как президентское кресло займет предприниматель, инвестор и чилийский политик Мигель Пиньера, победивший 17 декабря 2017 года во втором туре президентских выборов года с 54,58% голосов. Напомним, что Пиньера уже был президентом Чили в период с 2010 по 2014 год и будет принимать этот пост для осуществления своего второго срока.

Характерно, что, хотя между Папой и Мишель Бачелет существуют разногласия — прежде всего, в связи с недавно принятым в Чили законом об абортах, — Понтифик во время своего визита встретился именно с уходящей от власти Бачелет, а с ее преемником — правым и пиночетистом Себастьяном Пиньерой — встречаться не стал.

Перед приездом Папы в прессе появилась серия критических замечаний и комментариев. Из либерального бизнес-сектора через их частные СМИ, такие как, например, Эль Меркурио, высказывались мнения, что организация приезда Папы будет слишком накладной, так как подсчитали, что он обойдется в 4 миллиарда долларов и что финансироваться он должен за счет верующих.

С другой стороны, символическая фигура в борьбе за права человека во время военной диктатуры в Чили падрэ Мариано Пуга из Виллы Франсия, известный как «рабочий священник», резко критиковал организаторов, которые готовили повестку дня Папы. Он сказал: «Великий провал организаторов заключается в том, что они не донесли до людей в Чили, что это за Папа, что он думает о бедных, о Церкви, что он думает о пастырях, об этой экономической системе. Это не известно народу», и добавил: «Многие не собираются идти, и они не заинтересованы увидеть Папу, потому что единственное, что они слышали, это что его визит обойдется в 4 миллиарда долларов».

Бывший бразильский францисканский священник и активный сторонник теологии освобождения Леонардо Бофф отметил о Папе Франциске: «Многие задавались вопросом, является ли нынешний Папа Франциск, так как он из Латинской Америки, последователем теологии освобождения. <…> Важно не быть сторонником теологии освобождения, а сторонником освобождения угнетенных, бедных и тех, кто страдает от несправедливости. А этим он, без сомнения, является».

Между тем, три церкви в столице Чили подверглись атаке за три дня до прибытия Папы Франциска: в них были совершены поджоги или заложены взрывные устройства. Утром полиция обнаружила новую бомбу в приходе Центрального вокзала, другую в муниципалитете Сантьяго Сентро, которая не успела взорваться. На одной из стен черной краской было выведено: «Следующие бомбы будут положены в вашу рясу», — сообщает газета EL PAÍS.

Тема священников-педофилов была одной из самых неудобных для Папы во время визита в Чили. В последние годы широкой огласке было предано более 80 случаев сексуальных домогательств католических священников к несовершеннолетним. В эти сексуальные скандалы оказались вовлечены 66 священников и 4 епископа. В результате их действий пострадало более сотни подростков в возрасте около 15-и лет. Список священников-преступников был опубликован на сайте американской НКО Bishop Accountability как раз перед приездом Папы в Чили: Папу фактически вынуждали дать публичные объяснения.

Из всех сексуальных скандалов особенно болезненным для Папы Франциска является дело священника-педофила Фернандо Карадимы, отлученного от Церкви после признания его в 2011 году судом Ватикана виновным в совращении несовершеннолетних. Папа Франциск назначил близкого к преступнику Карадиме Хуана Барроса епископом Осорно. А между тем, жертвы Карадимы упрекают Барроса в том, что он был близок к священнику-насильнику и покрывал его преступления. Когда Баррос был назначен епископом Осорно, в Чили прошла волна протестов, но, несмотря на это, он остается на своем посту.

Папа Франциск встал на защиту Барроса, сказав на мессе в Икике: «В тот день, когда мне принесут доказательства против епископа Барроса, тогда я выскажусь. Нет ни одного единого доказательства против него, это всё наговоры». Некоторые из жертв Карадимы, в основном дети среднего класса из очень консервативных семей, близких к Церкви, пытались добиться аудиенции Папы, но он их не принял.

Ватикан надеялся закрыть тему сексуального насилия, организовав 17 января 2018 года в Сантьяго закрытую встречу Папы с некоторыми жертвами: в частном порядке, хотя и не со всеми, и не с самыми известными из них, и не с теми, что просили о встрече — не с жертвами Карадимы. Но, вопреки ожиданиям Ватикана, скандал после этой встречи не утих. Тем более, что епископ Осорно Хуан Баррос, обвиняемый жертвами в замалчивании и укрытии преступлений Карадимы, постоянно следовал за Папой все время его пребывания в Чили.

В первый же день визита в Чили, через несколько минут после того, как Папа, который всегда защищал невиновность Барроса, сказал, что он испытывает «позор» за злоупотребления, Баррос, как и все остальные епископы, принял участие в мессе в Сантьяго де Чили и стал там героем дня, раздавая заявления прессе, в которых он настаивал на том, что жертвы, которые его обвиняют, лгут. И на второй день Баррос не успокоился и отправился на одном самолете вместе со всей чилийской и международной прессой в Темуко. По прибытии произошла огромная шумиха, которая снова сделала его «звездой» новостной повестки дня. Журналисты даже прямо спросили Барроса, понимает ли он, что своим присутствием он компрометирует и Папу, и его послание в защиту жертв сексуального насилия. На что Баррос ответил, что он никогда не был свидетелем злоупотреблений и попросил журналистов оставить его в покое. Таким образом, тема сексуальных скандалов не только не была закрыта, как это того хотелось Ватикану, но и получила новое развитие.

Протесты индейцев мапучеПротесты индейцев мапуче
hasta-pronto.ru

После крайне напряженного дня в Сантьяго, где доминировала тема сексуальных скандалов в чилийской Церкви, второй день в Чили Папа провел в столице Араукании Темуко — в самом сердце конфликта индейцев мапуче с государством. Этот день, как и первый, начался с вестей о сожжении еще трех католических церквей и одной евангелистской. Кроме того, был совершен поджог трех вертолетов. Предположительно это было сделано группировкой индейцев мапуче, самого крупного в стране коренного народа, претендующего на земли своих предков, завоеванные у них в 19-м веке и находящиеся сегодня в частных руках. Конфликт индейцев мапуче с государством обострился в 2015 году, когда мапуче провозгласили собственное независимое государство: его территории находятся частично в Аргентине и частично в Чили. Границы своего государства мапуче определяют в соответствии с договором от 1641 года, заключенном их предками с испанской короной, в котором были прописаны границы. Самопровозглашенное правительство мапуче объявило во всеуслышание, что их народ пойдёт на любые меры для достижения полной независимости своего государства и не успокоится, пока «не сгонит пришельцев со своей земли».

В местности под названием Ла Араукании часто происходят нападения и поджоги. В последние годы там было совершено более ста нападений на технику, лесные хозяйства и религиозные храмы. Постоянно повторяются вспышки насилия, в результате которых уже погибло несколько жителей местных коммун, фермеров, а также полицейских. Некоторые мапуче были арестованы или убиты полицейскими, как, например, это было в недавнем случае Рафаэля Нахуэля в Аргентине. Конфликт, в котором друг другу противостоят сообщество мапуче, претендующие вернуть свои исконные земли при поддержке радикальных глобалистов-экологов и частные сельскохозяйственные и лесные компании при поддержке государства, длится уже десятилетия.

До прибытия испанских завоевателей в Чили в 1541 году племена индейцев мапуче занимали эти земли от реки Био-Био на 500 километров на юг. В конце 19-го века кампании по завоеванию земель и истреблению индейцев проводились как в Чили, так и в Аргентине. Народ Мапуче потерял все свои земли. По некоторым оценкам, только в Чили в 1881 году 10 000 из 190 000 индейцев мапуче были истреблены при подавлении восстания, после чего их земли были отданы европейским поселенцам. Из всех коренных народов Чили мапуче стал единственным, который колонизаторам так и не удалось полностью покорить.

Эта напряженность и вызванная ею угроза возможного покушения на Папу во время его визита привели к тому, что на территории Темуко работало более 4000 агентов служб безопасности. От аэропорта Темуко до аэропорта Макехуэ дорога, по которой следовал Понтифик, была оцеплена карабинерами и бронетехникой.

В такой напряженной обстановке Папа отслужил мессу в беднейшей части Чили. Там он пытался успокоить воинственные настроения и быть посредником между индейцами мапуче и чилийским правительством. К мапуче правительством был даже применен антитеррористический закон, получивший международное осуждение. В своей мессе Франциск явно встал на сторону прав мапуче и на мессе это четко показал. Он приветствовал собравшихся на языке мапуче, что сорвало шквал аплодисментов. Во время мессы группа индейцев в традиционных нарядах пела и проводила специальную церемонию в честь Папы. Затем Франциск встретился с представителями племени. Франциск, защищая право индейцев мапуче вернуть себе исконные земли предков, потребовал наряду с этим, чтобы мапуче положили конец насилию. При этом о сожжении церквей он не упомянул.

Отметим, что для большинства чилийского и аргентинского общества, мапуче — это террористы, с которыми нужно бороться строгими мерами. Например, будущий президент Себастьян Пиньера 17 января написал в своем Твиттере: «Я абсолютно осуждаю трусливые и жестокие нападения, которые произошли на юге накануне визита Папы Франциска в Арауканию. Мы будем бороться с терроризмом с большей волей и эффективностью, для чего нам потребуется сотрудничество и единство всех чилийцев».

Однако для «левого» аргентинского Папы, как и для множества левых организаций и освободительных движений, мапуче предъявляют законные требования, которые должны быть услышаны правительством.

«Существуют две формы насилия, — анализирует Папа Франциск. — Во-первых, прийти к красивым соглашениям, которые никогда не воплотятся. Это тоже насилие, потому что оно убивает надежду. Во-вторых, культура взаимного признания не может строиться на основе насилия и разрушений, которые в конечном итоге уносят жизни людей. Вы не можете требовать признания, уничтожая другого. Насилие в конце концов делает лживым любые самые благородные цели». В этом месте Папа сорвал бурные аплодисменты 150-ти тысяч присутствующих в аэропорту Макехуэ, в основном членов общины мапуче, хотя были и католики со всего юга Чили, а также из Аргентины.

Однако, несмотря на аплодисменты, две мессы, отслуженные Папой, не были восприняты с большим энтузиазмом. Хотя и присутствовали тысячи людей, в подготовленных и специально огороженных зонах было очень много пустого места.

ПиночетПиночет
vesveter.ru

Представляет интерес и место, которое Папа выбрал для мессы: именно здесь, на аэродроме Макехуэ, во время диктатуры Пиночета 600 человек были арестованы и подвергнуты пыткам. Были и пропавшие без вести, след которых теряется в этом аэропорту, превращенном тогда в центр заключения. Ряд СМИ раскритиковали Папу за выбор такого места для службы. Сам же Понтифик сказал о причинах своего выбора следующее: «Мы празднуем Евхаристию на этом аэродроме, где имели место серьезные нарушения прав человека. Мы отслужим эту мессу всем тем, кто пострадал и погиб, а также для тех, кто несет за спиной груз всех этих несправедливостей».

По возвращении в Ватикан сам Папа Франциск сам пояснил свое мнение о результатах этого визита. Он сказал, что во время встречи с политическими и гражданскими властями этой страны он стимулировал путь демократии как пространства для диалога, способного быть инклюзивным к разнообразию. Для достижения этой цели он порекомендовал прислушиваться к бедным, к молодежи, к престарелым, к мигрантам, а также «прислушиваться к земле».

Обращаясь к тем, кто протестовал по разным причинам, перед его прибытием в Чили, он отметил, что это только придало еще большую актуальность и жизненность лозунгу его визита: «мир Мой даю вам», — слова Иисуса, адресованные его ученикам, которые он повторяет на каждой мессе.

К. Г. Блох. «Нагорная проповедь». 1877К. Г. Блох. «Нагорная проповедь». 1877

Следующей страной, которую посетил Папа Франциск в этой поездке по Латинской Америке, было Перу. Там ситуация с католицизмом радикально отличается от Чили и Папу ждало огромное количество верующих. Но и там перед приездом Папы были протесты и поджоги церквей.

Но это мы разберем в следующей статье.