Закрытие школ на полтора года во время пандемии привело к четырехлетнему отставанию в учебе

Локдаун в Индии лишил будущего целое поколение школьников — Bloomberg

Август Петтенкофен. Цыганские дети. 1855
Август Петтенкофен. Цыганские дети. 1855

Издание Bloomberg приводит исследование, согласно которому учащиеся в Индии серьезно отстали от школьной программы из-за перевода на дистанционное обучение.

Проведенный во многих городах и сельских районах Индии опрос выявил эту тревожную тенденцию, пишет автор статьи «Закрытие школ лишило поколение восходящей мобильности» Энди Мухерджи. ИА Красная Весна публикует ее перевод.

Сектор образовательных технологий в Индии находится на подъеме в отличие от Китая, где проводится иная политика в области образования. Тем не менее для миллионов детей, имеющих ограниченный доступ к онлайн-обучению или не имеющих его вовсе, отставание в обучении стало угрожающим.

Экономические ограничения негативно сказываются на производстве, но как только они заканчиваются, деловая активность обычно восстанавливается, а рабочие места появляются вновь. Для сравнения, локауты для школ могут оказать более длительный и пагубный эффект.

Недавно проведенный опрос почти 1400 школьников из малообеспеченных семей в 15 штатах Индии показывает некоторые тревожные тенденции. Например, закрытые в связи с пандемией в течение полутора лет школы стали причиной четырехлетнего отставания в обучении. Ученик, который до эпидемии COVID-19 учился в 3-м классе, теперь уже учится в 5-м классе, но его способности к чтению снизились до уровня ученика 1-го класса.

Попытка сократить этот разрыв предъявит огромные требования к строящемуся государству всеобщего благосостояния. Если оставить проблему без внимания, то это приведет к потере «демографического преимущества» Индии — высоких темпов роста, которых страна потенциально может достичь, пока в ней все еще остается относительно молодое население.

Опрос школьников School Children’s Online and Offline Learning (аббревиатура SCHOOL — школа — прим. ИА Красная Весна), который был проведен под наблюдением группы экономистов, в том числе Жана Дрезе и Ритики Кхера, выявил тех, кто больше всех пострадал от локаутов — это самые бедные.

В семьях уровень доступа к смартфонам достаточно высок — 77% в городских районах и 51% в деревнях, чего и следовало ожидать в стране, переживающей своего рода цифровую революцию на фоне снижения цен на мобильные телефоны и передачу данных.

Тем не менее даже среди домохозяйств, имеющих устройства с выходом в Интернет, доля детей, регулярно обучающихся в Интернете, падает до 31% в городах и до 15% в сельской местности. Использование телефона для заработка (согласно данным, смартфон есть в доме — прим. ИА Красная Весна) явно перевешивает его использование в качестве устройства для процесса обучения.

«Школа была закрыта с тех пор, как началась пандемия» — детей попросили прочитать это предложение, набранное крупным шрифтом на местном языке. Около 35% учащихся 3–5 классов в городах и 42% в сельской местности смогли разобрать лишь несколько букв.

С Уолл-стрит взгляд на дистанционное обучение в Индии выглядит совсем иначе. По мере того как Китай принимает строгие меры в отношении частного образования, в Индии наблюдается всплеск интереса к этой сфере: за последние полтора года в отрасль инвестировано около $4 млрд. Новая компания Byju’s с активами в $16,5 млрд начала обсуждение выхода на биржу. Действующие в этой же сфере ее менее крупные конкуренты, такие как Eruditus и UpGrad, в прошлом месяце успешно привлекли средства инвесторов.

Но процветающий рынок образовательных технологий обслуживает в основном потребности более состоятельных слоев населения. Те, у кого нет надежных поступлений за счет заработной платы, занимая далеко не высокое положение в кастовой иерархии индийского общества, мало что могут сделать для изменения ситуации, выявленной результатами опроса, который показывает, что вдалеке от лучше оборудованных городских школ лишь 12% детей, у которых есть хотя бы некоторый доступ к онлайн-образованию, участвуют в очных уроках.

Что касается тех, кто привык к «офлайн-миру», то они больше всего знаний получают из домашних заданий, назначенных учителем, но этим даже в городах охвачено всего 39% учащихся. Домашние задания без регулярной обратной связи имеют сомнительную педагогическую ценность, но это уже другой вопрос. Предоставление образования не было одинаковым для всех еще до пандемии, но стало еще более неравномерным из-за расширяющегося цифрового разрыва.

В некоторых индийских штатах регулирующие органы начинают признавать, что традиционные очные уроки для учеников начальной и средней школы должны быть возобновлены как можно быстрее. В противном случае восполнить пробелы в обучении станет невозможно, что приведет к более высокому проценту отсева и сопутствующим социальным проблемам, включая рост насилия среди молодежи.

В будущем может пострадать производительность производства, а неравенство в доходах будет усугубляться, поскольку целое поколение будет лишено шанса на продвижение по социальной лестнице. Общество должно уделять хоть какое-то внимание будущему сегодняшних детей, находящихся в неблагоприятном положении, даже когда оно решает неотложную проблему общественного здравоохранения.

Хорошая новость заключается в том, что бедные в Индии не отказались от образования. В исследовании отмечается, что детский труд не является обычной практикой для совсем маленьких детей, хотя среди девочек в возрасте от 10 до 14 лет подавляющее большинство в настоящее время выполняет некоторую работу по дому, а в деревнях 8% из них выполняли оплачиваемую работу в течение предшествующих трех месяцев.

Прежде чем у большего числа семей появится соблазн торговать своим будущим ради пропитания, школы должны снова открыться.