Как обедненный гексафторид урана дал повод вспомнить о сыре и Путине — СМИ о разгрузке урановых «хвостов» в Петербурге
Сухогруз «Михаил Дудин» с обедненным гексафторидом урана вышел из порта Амстердама 12 декабря. 20 декабря в 06:36 утра он бросил якорь вблизи Кронштадта. Это не первый рейс сухогруза на линии Амстердам — Санкт-Петербург в этом году. Как минимум подобный рейс был выполнен в ноябре.
Положение судна в режиме реального времени и его передвижения можно отследить по коду MMSI. В течение 21 декабря корабль находился в акватории Финского залива в ожидании команды для захода в порт Санкт-Петербурга и разгрузки. Ранним утром 23 октября сухогруз покинул Санкт-Петербург и направился в порт Клайпеды. Контейнеры с обедненным гексафторидом урана будут перегружены на платформы и доставлены на один из заводов в Сибири или на Урале.
Обедненный гексафторид урана (он же — урановые «хвосты» или отвалы) является побочным продуктом процесса обогащения урана при изготовлении топлива для ядерных реакторов. Специалисты подчеркивают, что этот материал никоим образом не является более «грязным» по сравнению с природным ураном. Напротив, обедненный по содержанию изотопа урана 235, он еще менее активен. И уж совсем никак нельзя сравнивать этот материал, например, с отработанным ядерным топливом. Стоит также отметить, что урановые отвалы, наряду с природным ураном, успешно используются в технологической цепочке российскими уранообогатительными предприятиями в производстве свежего топлива для ядерных реакторов.
При этом всё, что связано с ураном, традиционно вызывает обеспокоенность в обществе.
Тем более интересна реакция информационного пространства на данное событие.
Greenpeace напирает на страх
Позиция Greenpeace заключается в максимальной эксплуатации страха обывателей и их неподготовленности в области ядерных технологий. В статье, опубликованной 23 октября на сайте организации, говорится: «В России уже накоплено около 1 млн тонн урановых „хвостов“, которые не только радиоактивны, но и токсичны». Ссылаясь на то, что у России нет программы использования такого количества «хвостов», они рассматриваются как отход, а Россия — как «радиоактивный могильник для остального мира».
Примечательно, что в статье есть намек на ненадлежащие, опасные условия хранения сырья, и в подтверждение и даются ссылки на отчеты о деятельности Ростехнадзора за 2004, 2006–2011 годы.
Якобы в отчетах должно быть упоминание «о рисках разгерметизации контейнеров при хранении урановых „хвостов“ под открытым небом на предприятиях в Ангарске (Иркутская область — прим. ИА Красная Весна), Северске (Томская область — прим. ИА Красная Весна), Новоуральске (Свердловская область — прим. ИА Красная Весна) и Зеленогорске (Красноярский край — прим. ИА Красная Весна)».
Во многих публикациях организации, посвященных «хвостам», содержатся ссылки на данные отчеты.
«В данных отчетах также указывается на несоответствие условий хранения современным требованиям безопасности», — заключает Greenpeace в статье от 28 ноября 2019 года.
А тем временем Ростехнадзор констатирует
Рассмотрим выдержки из отчетов Ростехнадзора за 2011 год (как самый последний из упомянутых Greenpeace) и за 2018 год.
ОАО «АЭХК» (Ангарский электролизный химический комбинат), отчет Ростехнадзора за 2011 год:
Деятельность ОАО «АЭХК» по обогащению гексафторида урана выполнялась в соответствии с требованиями лицензии Ростехнадзора № ГН-03-115-2010 от 11.02.2009…
…Существующая система обеспечения ядерной и радиационной безопасности на ЗРИ ОАО «АЭХК» за отчетный период в основном соответствует требованиям действующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условиям действия лицензии и оценивается как удовлетворительная.
ОАО «УЭХК» (Уральский электрохимический комбинат в Новоуральске). Отчет Ростехнадзора за 2011 год:
ОАО «УЭХК» в течение ряда последних лет характеризуется рациональным и эффективным использованием технических средств… в целях обеспечения безопасности. Тем не менее… продолжается его (гексафторида урана — прим. ИА Красная Весна) складирование и накопление на открытой промплощадке.
В отчете Ростехнадзора за 2011 год отмечается, что мероприятия, необходимые для получения лицензии, на предприятии ОАО «СХК» (Сибирский химический комбинат в Северске) выполнены. При этом:
Существующая система обеспечения ядерной и радиационной безопасности за отчетный период в основном соответствовала требованиям действующих федеральных норм и правил и условиям действия лицензии и оценивается как удовлетворительная.
Для ОАО «ПО ЭХЗ» (Электрохимический завод в Зеленогорске) Ростехнадзор в 2011 году сообщает:
Существующая система обеспечения ядерной и радиационной безопасности на ОАО «ПО ЭХЗ» за отчетный период в основном соответствует требованиям действующих норм и правил в области использования атомной энергии, условиям действия лицензии и оценивается как удовлетворительная
В отчете Ростехнадзора за 2018 год сообщается, что «аварий, радиационных происшествий на АО „АЭХК“ (а также на остальных рассматриваемых предприятиях — прим. ИА Красная Весна) в 2018 году не зафиксировано».
Реакция на «Михаила Дудина»
Активисты Greenpeace в преддверии прибытия очередной партии обедненного гексафторида урана организовали перформанс у метро «Гостиный двор», на котором поздравили петербуржцев с Новым «ядерным» годом. Их действие не было оценено полицией, которая задержала организатора, а инсталляцию разобрала.
«Эхо Москвы» отметилось статьями в духе Greenpeace. 20 декабря была опубликована статья «Судно с очередным грузом ядерных отходов из Германии прибудет сегодня в Петербург». 22 декабря — статья «В Петербург прибыла новая партия ядерных отходов из Германии», в которой подчеркнуто, что во время прошлого рейса «Михаила Дудина» «разгрузка велась в 500 метрах от жилого района Канонерский остров, где проживает более четырех тысяч человек».
Красимир Врански, активист «Красивого Петербурга», не только поддержал информационную волну, но и выступил против продуктовых санкций, выйдя на пикет с плакатом: «Сыр из Германии нельзя, а ядерные отходы можно?»
Дискуссию в парламенте Петербурга на тему урановых «хвостов» осветило ИА REGNUM. «Против» выступали депутат «Партии Роста» Максим Резник и представитель «Яблока» Борис Вишневский. Успокоить их пытался спикер Заксобрания Вячеслав Макаров.
Издание «Фонтанка.ру» попыталось взять интервью у владельца сухогруза, который отметил: «Вы-то тут при чём?! Читатели обеспокоены? Мне по одному месту ваши читатели и вы! Не суйтесь в это дело! Вы мешаете, а это является нарушением безопасности».
Ряд изданий, таких как «Мойка 78» и «АИФ Санкт-Петербург», просто отметили факт прибытия урановых «хвостов».
Издание «Закс.Ру» отметило как позиции противников ввоза «хвостов», так и тех, кто не против такой инициативы:
Представители «Единой России», напротив, выразили доверие госкорпорации Росатом, заявившей о безопасности перевозки урановых «хвостов» по городам… Руководитель фракции единороссов в Заксобрании Александр Тетердинко… объяснил необходимость ввоза отходов в страну рыночными соображениями. Спикер петербургского парламента Вячеслав Макаров на последнем заседании ЗакСа в 2019 году заявил, что тема урановых «хвостов» намеренно подогревается из-за границы.
Сухогруз стоял на якоре в районе Кронштадта довольно долго. Ряд СМИ связали такую задержку с заседанием Высшего Евразийского экономического совета, в котором принимали участие Владимир Путин и Александр Лукашенко.
Читайте также: Лукашенко видит «колоссальный прогресс» сотрудничества Белоруссии и России
В действительности к разгрузке сухогруза приступили только 22 декабря. С учетом резонанса, вызванного в информационном поле, на разгрузку пригласили представителей СМИ и Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Замеры радиационного фона, произведенные журналистами у территории Морского порта, не выявили отклонений радиационного фона от нормы. Уровень радиации составил от 18 до 25 мкр/ч.
Портал «Страна Советов» опубликовал материал «Показатели радиационного фона у Морского порта и штаба „Яблока“ доказали абсурдность заявлений Вишневского об опасности „урановых хвостов“», в котором также отметил, что хранение обедненного гексафторида урана под открытым небом происходит не только в России, но и в США. При этом отмечается, что:
«Переработкой „хвостов“ занимается только четыре страны — Великобритания, Франция, США и Россия. Это обусловлено тем, что именно на их территории лучше всего развита атомная энергетика».
Итоги
Таким образом, реакция СМИ на приход в Россию очередного сухогруза с обедненным гексафторидом урана в большинстве своем нейтральная или же негативно-эмоциональная. При этом путем эксплуатации страха и недоверия часть деятелей и организаций пытается разогреть протестные настроения в обществе и набрать политические «очки».
В целом общество нуждается в получении информации (без ущерба безопасности) о состоянии отрасли, общих методах работы с подобными материалами (включая мировую практику) и опасности урановых «хвостов», а также возможности их дальнейшего использования в энергетике.