Цена поражения — вечный холод
и от готовности к жертвам.
Потому что и то, и другое питается
образом порабощенных предков,, а не идеалом освобожденных внуков.
«О понятии истории»
Спектакль «Зёрна» первый раз я смотрел во время летней школы в Александровской слободе. Тогда он был поставлен еще не полностью. Мне почему-то показалось, что я все понял. Что новый спектакль проще, чем, например, IZНЬ или «Пастырь». Но, когда после митинга мы увидели полную постановку, я пришел в некое замешательство. Через несколько дней на собрании ячейки мы посмотрели чтение пьесы Сергея Кургиняна и обсудили нашу поездку. После этого я задумался о том, что раньше самонадеянно считал для себя ясным и понятным. О том, какова будет цена нашего поражения. Что произойдет, если мы не сможем победить?
В спектакле младший брат Сент-Экзюпери, умирая, передает ему велосипед, ружье и лодку, и вместе с этими предметами передает ему продолжаемую часть себя, своего бытия. Этим он избавился от холода. Что это за Холод? Это Холод смерти. Смерти окончательной. Это Холод забвенья.
У меня в голове вдруг появилась мысль, которую изначально мне было даже страшно проговорить. Я человек верующий, и привык считать, что наша душа бессмертна. Конечно, я никогда не представлял ад, как место, где черти жарят грешников. Ад для меня — это самое далекое от Бога место. И из этого места для бессмертной души есть путь, по которому она может прийти к Богу.
Но то, о чем я подумал после спектакля, привело меня в ужас. А вдруг, душа человека может умереть окончательно? Если то, чем он жил, никак не будет никому передано и не получит своего продолжения, если не останется в этом мире частички души умершего, может быть, и его не останется совсем? Может быть, его поглотит Холод, из которого нет возврата?
На протяжении веков группы людей или героические одиночки боролись за справедливость. Они шли на подвиг, погибали и вдохновляли будущие поколения на борьбу.
Сто лет назад большевики совершили чудо. Они начали реализовывать невиданный проект — строить коммунизм. Но революция родилась не вдруг. Весь XIX век лучшие представители русской интеллигенции жертвенно боролись против несправедливости и угнетения. Примером для революционеров XIX и XX века неизменно служила Великая французская буржуазная революция, деятели которой также обращали свой взор в историю, где находили пример в деятельности братьев Гракхов и Гая Блоссия из Кум.
Все те, кто боролся за справедливость, живы лишь потому, что большевики, унаследовав их дело, не позволили Холоду навсегда забрать их имена и души. Большевики собрали частички душ своих предшественников и воскресили их в октябре 1917 года.
Но СССР больше нет. Современный россиянин знает от силы лишь имена Ленина, Сталина и Дзержинского, но смутно представляет, кто это, и уж тем более не идет речи о том, чтобы Революция и дело освобождения человека вдохновляли молодежь. Связь практически утеряна. Дело поколений предано забвению.
Если мы проиграем, то мы не просто потеряем будущее своих детей и свою страну. Мы окончательно разорвем связь, и все, кто пожертвовал собою ради свободы человечества, умрут навсегда и никогда не воскреснут. А с ними умрем и мы, и наши дети. Холод окутает человечество. Чтобы этого не случилось, недостаточно просто помнить о нашем прошлом. Память может какое-то время передавать традицию. Но память народа, как и память отдельного человека со временем потухает. Нужна деятельность. Деятельность, которая объединяет людей. И об этом тоже говорилось в спектакле.
Деятельность является первоосновой любого человеческого коллектива. Без деятельности общества просто не существует. При этом люди объединяются в деятельности, если загораются одной целью. Не одинаковой, а одной. И, совершенно ясно, что цель эта может быть лишь идеальной и именно поэтому общей.
Современное общество разорвано на атомы. Часто даже семья уже не является первичной ячейкой общества, потому что каждый человек преследует лишь одну цель — расширить зону индивидуального материального комфорта. В этой ситуации никакого разговора об исторической преемственности просто не идет. Этот вопрос снят с жизненной повестки современного обывателя. Смертный Холод входит в нашу жизнь вместе с потребительством и обывательщиной, и навсегда забирает эту жизнь.
Общество разрушено до основания. Но отступать нельзя, потому что, как бы ни пафосно и не заезжено это звучало, но отступать просто некуда. В данном случае это не агитационный призыв, а констатация факта. Дальше лишь Холод и смерть. При этом еще раз подчеркну, что смерть не просто нашего государства и наша личная. Грядет какая-то окончательная смерть Человека.
Давайте на секунду представим, что существует некая злая сущность, которая является нашим истинным врагом и которая ненавидит человека. Чего бы хотела эта сущность? Конечно, окончательности. Окончательной смерти человека, окончательного разрыва истории, времени, традиции. Окончательного забвения и погружения в Холод. Вот что произойдет, если мы проиграем.