Угрозы Запада, импортозамещение и субсидирование. Калининград за неделю

Андрес Цорн. Фабрика пива. 1890
Андрес Цорн. Фабрика пива. 1890

Одним из главных событий прошедшей недели стало предложение финского политика закрыть доступ для российских граждан к Калининграду. Жители также обсуждали доступность субсидированных авиабилетов, а калининградские власти рассказали о новом заводе.

Идея финского политика

Калининградская область как кость в горле сидит у стран НАТО, постоянно угрожающих жителям российского региона. На этот раз отличилась Финляндия, которая находится на удалении от российского эксклава, но, вступив в агрессивный военный блок, активно наращивает эскалацию.

Финский депутат Мика Аалтола 30 апреля выступил со странным заявлением, в качестве повода для которого использовал помехи GPS, которые затруднили финнам доступ в Эстонию. Авиакомпания Finnair объявила 29 апреля, что отменит рейсы в Тарту (Эстония) на месяц из-за помех GPS. Депутат связал помехи с деятельностью России, обиделся за появившиеся проблемы и предложил в качестве мести ограничить доступ жителей России к Калининграду.

Изображение: (cc) clipperarctic
Самолет Douglas DC-8 авиакомпании Finnair
Самолет Douglas DC-8 авиакомпании Finnair

В Калининграде назвали данную идею абсурдной и напомнили, что российские самолеты, оборудованные системой GPS, осуществляют полеты без проблем.

В интервью телеканалу «Звезда» пресс-секретарь правительства Калининградской области Дмитрий Лысков подчеркнул, что подобные действия финских политиков являются классическим casus belli — поводом для войны, поскольку в Калининградской области базируется Балтийский флот, и блокада региона станет отрезанием боевого флота от страны. А глава комитета Государственной думы по международным делам Леонид Слуцкий прямо назвал такие инициативы посягательством на территориальную целостность Российской Федерации. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов в интервью «Ведомостям», комментируя угрозы соседних государств, подчеркнул, что «любое покушение хоть на квадратный миллиметр Калининградской области будет последним решением правителя в истории этого народа».

Оставим в стороне тот факт, что руки западных политиков коротки, чтобы запретить доступ в Калининград, а ужесточение доступа уже давно реализуется (ограничение сухопутного транзита и запрет полетов над территорией Евросоюза). Интересно само возмущение финских политиков, лично сделавших всё возможное для ухудшения отношений с Россией, а теперь необоснованно обижающихся на нее. При этом даже финские эксперты признают, что если бы Россия захотела мешать своим соседям с помощью помех, она могла бы делать это более эффективно.

Председатель финской Гильдии радиоэлектронной борьбы (Elektronisen sodankäynnin killan), подполковник в отставке Петри Купаринен 1 мая в интервью газете Iltalehti заявил, что у российского государства есть все возможности для нарушения спутникового позиционирования в радиусе 300–400 км, то есть по всей территории Южной Финляндии, но она не делает этого.

При этом следует иметь в виду, что даже если бы Россия каким-то образом создавала помехи GPS, это никоим образом не должно было бы ставиться ей в вину. Тот же эксперт Купаринен предположил, что помехи могут возникать в результате защиты Россией от дронов своих стратегических объектов, которые находятся, в том числе, и в Калининграде, и в Псковской области под Тарту.

«Угроза постоянно растет из-за дронов дистанционного действия. Именно поэтому Россия постоянно защищает свои объекты, а также готова использовать другие помехи и ПВО при ракетных ударах», — заявил Купаринен.

Россия, конечно же, защищает свои стратегические объекты, однако, как напомнил пресс-секретарь правительства Калининградской области Дмитрий Лысков, модули приема сигналов GPS, расположенные на борту финских самолетов, не отличаются от тех, которые используются на российских воздушных судах. А российские самолеты, в отличие от финских, спокойно принимают сигналы.

Купаринен также сообщил, что мнение, будто помехи GPS влияют на безопасность полетов, не соответствует действительности. Эксперт отметил, что существует возможность учитывать такие помехи, и коммерческие самолеты это успешно делают. Он напомнил, что другие системы авианавигации, отличные от системы GPS, были убраны в некоторых европейских аэропортах из соображений экономии, и теперь их опять придется использовать. Так, Тартуский аэропорт планирует в мае внедрить методы захода на посадку, которые обеспечат безопасное и бесперебойное выполнение полетов в отсутствии сигналов GPS.

Финские политики, загнавшие свою страну в НАТО и накачивающие оружием нацистскую Украину, теперь возмущаются возможными последствиями. А ведь очевидно, что даже если помехи были бы вызваны защитой российских стратегических объектов, то финны сами в этом были бы виноваты. Именно благодаря, в том числе, Финляндии, Россия вынуждена защищать свои объекты от украинских атак. А призывы лишить Россию доступа к Калининградской области тоже могут иметь далеко идущие последствия. Депутат забыл, что в XX веке создание угрозы Советскому Союзу со стороны Запада и заигрывание Финляндии с нацистской Германией привело к Зимней войне. Однако финские политики не желают учиться на ошибках прошлого.

Другие угрозы региону

Заявление Мики Аалтолы является всего лишь одним голоском в общем хоре, звучащем из стран НАТО. Без отмашки от своих хозяев финны не отважились бы на подобные действия. Наряду с другими в этом хоре участвует и Эстония. В опубликованном 3 мая ежегоднике Вооруженных сил Эстонии приводятся слова генерала Мартина Херема о необходимости быть готовыми к осуществлению блокады Балтийского моря. По мнению генерала, это нужно для того, чтобы сделать маловероятным развертывание российской корабельной и противовоздушной обороны в Балтийском море. То есть Эстония не скрывает планы НАТО по подготовке войны с Россией и блокаде российского боевого флота.

А Польша 4 апреля начала массовую переброску техники на север страны для участия в учениях НАТО Steadfast Defender 2024. В том числе, техника будет переброшена на территорию Варминьско-Мазурского воеводства, граничащего с Калининградской областью.

Изображение: цитата страницы twitter.com/SztabGenWP
Переброска техники Вооруженных сил Польши
Переброска техники Вооруженных сил Польши

Логистика

Запад уже давно пытается ограничить доступ к Калининграду гражданам России и бизнесу. Литва запретила автомобильный транзит санкционных товаров и ограничивает движение транспорта с остальными грузами, ввела квоты на транзит санкционных товаров железнодорожным транспортом, и эти квоты с каждым годом уменьшаются. 2 мая «Ведомости» опубликовали интервью с губернатором Калининградской области Антоном Алихановым, в котором описана ситуация с решением логистических проблем, вставших перед регионом из-за ограничений. Для преодоления введенных ограничений развиваются не только морские, но и воздушные линии связи.

Алиханов отметил, что грузовые авиаперевозки значительно выросли, и в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности для азиатских стран создавать в регионе консолидационные склады, и отсюда работать как на российский, так и на европейский рынок (ранее сообщалось, что общее количество обработанных в Храброво груза и почты в 2023 году составило 12 478,438 тыс. тонн, что на 45,5% больше по сравнению с 2022 годом).

«Мы хотели бы, чтобы Китай рассмотрел возможность включения „Храброво“ в проект „Воздушный шелковый путь“. У нас сейчас был с визитом вице-премьер Дмитрий Чернышенко, который возглавляет российско-китайскую межправительственную комиссию, и мы с ним этот вопрос обсудили. Сейчас готовим материалы, чтобы поднять этот вопрос с партнерами», — рассказал Алиханов.

Субсидированные авиабилеты. Их меньше, чем желающих

После запрета полетов российских авиакомпаний над Евросоюзом увеличилась продолжительность рейсов в Калининградскую область и, следовательно, цены на авиабилеты. Действовавшая ранее программа субсидирования авиаперевозок для увеличения доступности региона касалась всех российских граждан льготных категорий. 1 мая открылась давно обещанная продажа субсидированных авиабилетов независимо от льгот для жителей, зарегистрированных в Калининградской области.

Как сообщал губернатор Калининградской области Антон Алиханов, общий объем финансирования программы по субсидированию составляет на год около 450 млн руб., и с января эти средства тратили по старым правилам на билеты для всех российских льготников. К 1 мая, когда субсидированные авиабилеты стали доступны для всех жителей региона независимо от льгот, из выделенной суммы осталось 178 млн руб. Это позволяет обеспечить субсидии для примерно 30 тыс. билетов.

Изображение: Николай Тасоев © ИА Красная Весна
Аэропорт Храброво
Аэропорт Храброво

Субсидии распределены на пять направлений, и количество субсидированных билетов на каждом рейсе ограничено. Субсидированный билет «Аэрофлота» до Москвы стоит 3,8 тыс. руб., до Санкт-Петербурга — 3,5 тыс. руб.; от «Смартавиа» до Мурманска — 6 тыс. руб., до Архангельска — 5,5 тыс. руб. «Уральские авиалинии» продают субсидированные билеты в Екатеринбург по 8,5 тыс. руб.

В первые дни старта продаж билеты с субсидией можно было приобрести только в кассах, а 3 мая стала доступна онлайн-продажа субсидированных билетов «Аэрофлота». Новая программа предусматривает также продажу субсидированных билетов студентам калининградских вузов, однако эти продажи перенесены из-за отсутствия у авиакомпаний и агентов формы документа, который требуется предъявлять.

В кассах выстроились большие очереди, и всем желающим дешевых билетов не хватило. Ограничения привели к тому, что уже 3 мая субсидированные билеты в Москву и обратно на май закончились, а в Петербург не было билетов уже до 1 сентября. Алиханов заявил, что региональные власти планируют обращаться в федеральный центр за увеличением финансирования.

Новости бизнеса

В региональном правительстве рассказали о первом в Калининградской области предприятии по производству солода, которое уже начало работать. Завод компании «Бриз» сможет не только покрыть потребности региона, но и поставлять продукцию другим отечественным предприятиям пивоваренной отрасли вместо иностранного сырья. Руководство компании намерено также организовать производство пивоваренного гранулированного хмеля, до 95% которого сегодня импортируется в Россию. По сведениям предпринимателей, климатические условия Калининградской области очень подходят для выращивания хмеля.

Изображение: gov39.ru
Завод по производству солода компании «Бриз»
Завод по производству солода компании «Бриз»

В регионе также происходит расширение площади интенсивных садов. Например, в поселке Моргуново Гурьевского округа к 42 га фермерского хозяйства прибавились еще 20 га яблоневого сада, на которых первый урожай планируется собрать через два — три года. Саженцы привезены из Белгородской области. В условиях текущих ограничений интенсивное садоводство является одной из приоритетных направлений аграрной политики Калининградской области, и на эти цели выделятся государственная поддержка.

Изображение: gov39.ru
Яблоневый сад в поселке Моргуново Гурьевского округа Калининградской области
Яблоневый сад в поселке Моргуново Гурьевского округа Калининградской области

Балтийский флот

На фоне заявлений и действий стран НАТО в подразделениях Балтийского флота продолжаются учебные мероприятия. Началась плановая подготовка к летнему периоду обучения, в ходе которой будут проведены регламентное обслуживание техники и модернизация учебно-материальной базы флотских и авиационных полигонов.

Изображение: mil.ru
Тренировка на полигоне
Тренировка на полигоне

На Балтийском флоте состоялся учебно-методический сбор специалистов минно-торпедной службы, прошли учения по борьбе за живучесть кораблей, тренировки подразделений антитеррора. Еще один учебный сбор прошел с офицерами дежурных сил. Он проводился с целью повысить уровень специальной подготовки военнослужащих, несущих боевое дежурство в качестве оперативных дежурных и их помощников.

Изображение: mil.ru
Работа офицера дежурных сил
Работа офицера дежурных сил