После закрытия в начале СВО авиасообщения в 11 городах России аэропорт Сочи стал ключевым для макрорегиона, где совокупно проживает более 12 млн человек

Сочи — один за всех. Как ключевой аэропорт юга России живет в реалиях СВО

Изображение: Олег Рачек © ИА Красная Весна
Здание аэровокзала Сочи
Здание аэровокзала Сочи
Здание аэровокзала Сочи

После начала специальной военной операции в приграничных регионах России были закрыты аэропорты. Воздушные гавани перестали работать в 11 городах: Краснодаре, Анапе, Геленджике, Ростове-на-Дону, Брянске, Воронеже, Белгороде, Курске, Липецке, Симферополе и Элисте.

Данные меры особенно отразились на транспортной логистике юга России. Ростовская область, Калмыкия и Крым лишились единственных в регионе аэропортов, а в Краснодарском крае продолжила работу только одна из четырех воздушных гаваней.

Ближайшими альтернативами для жителей Ростовской области, Крыма и Краснодарского края, где совокупно проживает 12,4 млн человек, стали аэропорты в Минеральных Водах и Сочи.

Возросшая нагрузка внесла коррективы в жизнь этих воздушных гаваней, и особенно — Сочинского аэропорта, как наиболее крупного из оставшихся, а также находящегося в важном логистическом узле — морском и железнодорожном.

Посмотрим, с какими итогами сочинский аэропорт завершил 2022 год, и что с ним происходило уже в 2023 году.

Аэропорт Сочи в 2022 году обновил рекорд пассажиропотока, обслужив 13 млн человек. Примерно поровну на вылет и на прилет — по 6,5 млн человек. Это на 17% больше, чем в 2021 году, когда аэропорт обслужил 11,1 млн пассажиров, что тоже было рекордным показателем за всю историю его работы.

Сейчас гавань продолжает быть востребованным транспортным узлом. Сочи регулярно попадает в рейтинги как наиболее популярное направление для полетов из Москвы в периоды праздников. Так, например, в период февральских праздников с 22 по 26 февраля среди всех направлений из Москвы полеты в Сочи занимали первую строчку рейтинга, составляя 6,5% общего спроса.

Изображение: Константин Ерёмин © ИА Красная Весна
Навигационная панель аэропорта Сочи
Навигационная панель аэропорта Сочи
СочиаэропортапанельНавигационная

В текущем году сочинский аэропорт продолжил курс на расширение направлений полетов. С января по апрель текущего года шесть авиакомпаний (Аэрофлот, iFly, Nordwind, Buta Airways, NordStar и «Северсталь Авиа») запустили в Сочи совокупно 21 новый рейс.

У города-курорта появляется авиасообщение со следующими городами: Владивосток, Хабаровск, Чита, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Уфа, Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Тюмень, Челябинск, Сургут, Сыктывкар, Киров, Нижневартовск, Норильск, Петрозаводск, Баку.

Расширяется и число рейсов по уже имеющимся популярным направлениям. Так, например, Utair объявила об увеличении частоты полетов из Москвы в Сочи с одного до четырех рейсов в сутки. Армянские авиакомпании Armenian Airways и Armenian Airlines запускают рейсы в Ереван, в дополнение к уже работающим на этом направлении пяти авиакомпаниям.

Изображение: Олег Рачек © ИА Красная Весна
Самолет ATR 72 авиакомпании Utair в аэропорту Сочи
Самолет ATR 72 авиакомпании Utair в аэропорту Сочи
СочиаэропортувUtairавиакомпании72ATRСамолет

Турецкое направление также будет расширяться: весной увеличить частоту полетов планирует «Аэрофлот», а авиакомпания «Россия» запускает новые рейсы в страну. Из Сочи можно улететь в Стамбул, Анталью, Бодрум и Даламан.

Не обошлось в текущем году без эксцессов, которые, к счастью, не привели к серьезным последствиям.

Самолет авиакомпании «Азимут» с сотней пассажиров на борту экстренно вернулся в аэропорт Сочи сразу после вылета из-за неисправности. Загорелся индикатор, сигнализирующий о незакрытой створке шасси. После благополучной посадки и осмотра судно вылетело в Минеральные Воды.

У самолета «Уральских авиалиний» во время рулежки начало вытекать топливо — борт чуть не вылетел с открытым топливным баком. Проблему заметили пассажиры и диспетчер, после чего ее устранили.

В середине марта сильный туман висел над Сочи в течение нескольких дней, из-за чего аэропорт не мог принимать и отправлять самолеты. Было отменено и перенесено совокупно более 50 рейсов, в аэропорту скопилось больше 1000 пассажиров.

Кроме проблем, которые стали появляться из-за значительно выросшей нагрузки на авиагавань, появились и задачи по расширению самого аэропорта.

Так, планы развития гавани до 2027 года были представлены на 10-й юбилейной международной выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2023. Был показан макет реконструкции аэропорта, которая обойдется в сумму около 25 миллиардов рублей.

Проект развития аэровокзала предполагает строительство нового терминала площадью 40 тысяч квадратных метров, реконструкцию аэропортовой инфраструктуры и благоустройство окружающей территории. Запуск строительства планируют в 2024 году. После завершения работ аэропорт будет обслуживать до 20 миллионов человек в год (напомним, по итогу 2022 года было обслужено 13 млн пассажиров).

Всего сейчас в аэропорту Сочи рейсы выполняют 28 авиакомпаний по 76 направлениям, из которых 54 внутренних и 22 международных. На фоне авиационных ограничений, действующих с 2022 года, аэропорт стал главным международным авиационным узлом на юге России и вошел в топ-5 по объему пассажирских перевозок в стране. Больше пассажиропоток только в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга.

Стоит отметить, что регулярное продление запрета на работу 11 южных авиапортов постоянно всё больше повышает стратегическую важность Сочинского аэропорта.