Палач vs преисподняя. Игроки отпраздновали юбилей любимого DOOM
Прямые трансляции, профессиональные игроки, аналитика, соревнования, собирающие настоящие стадионы зрителей, и огромные деньги. Все это — современный киберспорт. Признанный на Западе и покоривший азиатские страны, он продолжает свой триумфальный марш по планете, с каждым годом привлекая все больше и больше поклонников.
Киберспорт включает в себя различные дисциплины, разделенные на множество классов: от виртуальных коллекционных карточных игр до авиасимуляторов. Но самым первым из них был жанр шутера от первого лица. Первым же сетевым шутером, где игроки могли помериться силами друг с другом, увидел свет ровно 25 лет назад — 10 декабря, и назвали его «Гибель» или в оригинале «DOOM».
Игру выпустила в 1993 году американская компания id Software — детище бывших работников компьютерной компании Softdisk, крупного игрока рынка интернет-услуг. Первым прорывным проектом id Software стала серия игр «Wolfenstein», поразившая игроков плавной 3D-графикой, реализация которой в рамках шутера от первого лица в то время была беспрецедентной.
Вдохновленные успехом разработчики решили не останавливаться на достигнутом, и спустя полтора года мир увидел первую часть «DOOM». История об одиноком пехотинце, прорывающемся через толпы врагов, затаившихся в мрачных ландшафтах игры, родилась не сразу.
Решающую роль, по слухам, сыграло увлечение главного программиста id Software Джона Кармака настольной ролевой игрой «Dungeons and Dragons». Именно ему пришла в голову идея создать компьютерную игру о перестрелках главного героя с монстрами и чудищами из преисподней.
Как такового сюжета в игре нет. Суть заключается в довольно однотипном путешествии из одной точки карты в другую с оружием наперевес. Но для конца XX века уникальное графическое исполнение, игровой процесс, который впоследствии воссоздавался во всех «клонах» игры и непривычная для игроков того времени мрачная и кровавая атмосфера обеспечили «DOOM» невероятную популярность.
Разработчикам удалось добиться более плавной анимации в игре. Они сумели создать имитацию освещения за счет изменения палитры цветов: чем дальше объект находился от пользователя, тем более темная палитра для него выбиралась. Это позволяло затемнять отдаленные уголки локаций, делать игровой процесс более реалистичным. Также работало и «динамическое» освещение, когда в игре выключался или мерцал свет.
Кроме того, удачным решением стала высокая скорость игрового процесса в «DOOM». Главный герой мог набрать скорость, эквивалентную 56 км/ч, из-за чего после долгой игры некоторых пользователей сильно укачивало.
Позднее, уже после выхода игры «Quake» с его режимом прохождения уровней за определенное количество времени, создатели игр окончательно поняли, что одним из главных критериев успеха шутеров от первого лица является бешеная скорость игры. Она и вынуждает, и позволяет игроку полностью сосредоточить внимание на игровом процессе, провоцируя выбросы адреналина и эндорфинов в организме.
Сетевая игра планировалась для «DOOM» с самого начала. Возможность совместного действия в рамках компьютерной игры породила соревнования, компьютерные клубы, кланы и прочие предтечи того киберспорта, который мы видим сейчас.
Большинство игр серии получили положительные оценки как от критиков, так и от игроков, однако «DOOM 3» ознаменовал собой начало конца id Software. Новизна жанра сошла на нет, конкурентов на рынке стало больше, игроков, помимо исполнения, стал интересовать сюжет игр и т. д.
Но в целом «DOOM» стал для игр на ПК целой эпохой. Именно эта игра определила развитие своего жанра и стала родоначальницей всего сетевого гейминга в мире.