Как посольство РФ в Испании оказалось в одном ряду с бандеровцами
9 июня на сайте посольства РФ в Испании появилась заметка и фотоотчет о том, что советник российского диппредставительства К. А. Будаев почтил память «представителей российской диаспоры, принимавших участие в качестве добровольцев в Гражданской войне в Испании (1936–1939 годов) на стороне Национальной армии Испании».
В заметке говорилось о том, что по приглашению некоего мадридского военно-исторического некоммерческого объединения La Tizona, при участии мэра города Чека (Кастилья-ла-Манча) Хуана Альба Мансилья, российский дипломат участвовал в торжественном возложении цветов к памятнику в виде православного креста, воздвигнутого в 2012 году. Крест расположен в окрестностях города Чека, на холме Серро-дель-Контадеро.
«Кроме того, в рамках памятной церемонии клирик мадридского православного собора протоиерей Николай Ефимчук отслужил панихиду по павшим в этих землях русским воинам», — сказано в сообщении.
Мы привели практически всю информацию, появившуюся на сайте и в соцсетях российского посольства в Мадриде, потому что в ней важно всё. Заметка провисела несколько суток — ровно столько, чтобы ее заметили и в России, и в Испании, а после этого была удалена.
В этом деле столько разных обстоятельств, что нет другого выхода, как рассматривать их все, одно за другим.
«Национальная армия Испании» — это самоназвание войск генерала Франко. Иными словами, российский дипломат почтил память русских белоэмигрантов, воевавших на стороне Франко против республиканского правительства. Их было немного, по разным данным, от 100 до 170 человек. Подчеркнем, поскольку со стороны республиканцев воевало как минимум в два раза больше представителей белой эмиграции, участники мероприятия не чтут память белогвардейцев как таковых, а только тех, кто сражался на стороне Франко.
Несмотря на то, что Франко и его генералы называли себя «националистами», их идеология была родственна итальянскому фашизму. «Для нас парламентаризм — причина нашего несчастья. Мы установили цеховой режим, который с малой разницей будет аналогичен режиму Италии и Португалии», — заявил Франко в 1937 году.
Те белоэмигранты, которые воевали со стороны республиканцев, уже тогда говорили, что пришли воевать с фашизмом.
Старший научный сотрудник «Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына» Константин Семенов в статье «Русские офицеры-эмигранты на фронтах гражданской войны в Испании» пишет, что изучение архивных документов и воспоминаний участников событий позволяет выделить три основных мотива, побуждавших русских эмигрантов к службе в республиканской армии. Наиболее массовым, особенно в среде молодого поколения эмигрантов, было понимание угрозы фашизма.
«Мы, члены парижского Союза возвращения на Родину, присоединились к антифашистской борьбе, потому что ненавидим фашизм», — говорили эмигранты советским военным советникам. «Решение созрело само собой. Оно явилось результатом всего, чем я жил в Париже, понимания тогдашних международных событий, глубокой веры в правоту народного дела», — вспоминал один из добровольцев А. Н. Кочетков»¹, — пишет исследователь, которого трудно заподозрить в просоветской ангажированности.
Не имея возможности подробно останавливаться на гражданской войне в Испании, напомним лишь некоторые исторические факты. Военный мятеж генерала Франко не имел шансов на успех, если бы не помощь Гитлера и Муссолини.
Достаточно упомянуть, что опорные военные силы мятежников находились в Испанском Марокко, а мятеж на материковой Испании уже фактически захлебнулся. Поскольку мятеж на флоте провалился, то возможности для транспортировки войск из Африки на Пиренейский полуостров не было, если бы на помощь не пришла фашистская Германия. В ответ на просьбу о помощи Франко Гитлер направил в Марокко десятки транспортных самолетов, которые переправили самые опытные и жестокие франкистские войска на полуостров. Италия и Германия передали Франко сотни самолетов, пушек, другое вооружение. Союзники помогали Франко не только вооружением, но и живой силой. На стороне Франко воевал фашистский легион «Кондор». Это он бомбил испанские города, это он бомбил Гернику.
Иными словами, родственная фашизму диктатура Франко обязана своей победой другим фашистским странам: Германии и Италии.
Во Второй мировой войне Испания не участвовала. Тем не менее, когда Гитлер напал на Советский Союз, Франко спешно снарядил пехотную дивизию, чтобы хотя бы символически отдать долг фашистской Германии, и в надежде, что после победы Гитлер отдаст Испании заветный Гибралтар.
В результате 250-я пехотная дивизия вермахта, или испанская «Голубая дивизия», оказалась на Восточном фронте, то есть на территории Советского Союза.
«Голубая дивизия» воевала на Волховском и Ленинградском фронтах, грабила, терроризировала население, стояла в кольце блокадного Ленинграда. 10 февраля 1943 года, при прорыве блокадного кольца Красной Армией, дивизия была разгромлена, ее расформировали. Те дивизионеры, которые не хотели возвращаться на родину, могли продолжить воевать в составе других фашистских войск, пополнив части СС. За несколько лет Франко «прогнал» через «Голубую дивизию» многих испанских военных, которые затем долгие годы занимали высокие чины в испанской армии.
Естественным образом те белоэмигранты, которые воевали на стороне Франко, оказались потом либо в рядах «Голубой дивизии», либо в армии Власова. Это факт, от которого никуда не деться, исключений было мало.
«В Испании многие белоэмигранты по призыву РОВС вступили добровольцами в испанскую армию и воевали на стороне Франко. Белоэмигранты практически сразу поддержали призыв РОВС об оказании помощи испанцам в борьбе против коммунистов. Из числа этих добровольцев был образован русский отряд в составе Терсио Донна Мария де Молина Национальной испанской армии. Другая часть добровольцев служила в составе германской армии.
В годы Второй мировой войны часть офицеров, солдат и казаков из числа сражавшихся в Испании затем принимала участие в боевых действиях в составе испанской «Голубой дивизии» (Н. С. Артюхов, К. А. Гончаренко, С. К. Гурский, В. А. Клименко, В. Е. Кривошея, Л. Г. Точкий, А. А. Трингам), в итальянских частях (П. В. Белин, Н. И. Селиванов, Н. К. Сладков, А. П. Яремчук и др.)», — пишет исследователь Дмитрий Пеньковский в статье «Участие белоэмигрантов в военных формированиях и боевых акциях в различных странах мира»².
«Известно, что после нападения Германии на Советский Союз Франко в знак благодарности Гитлеру за помощь в годы гражданской войны послал на Восточный фронт так называемую „Голубую дивизию“. В ее составе также были бывшие белогвардейцы, прошедшие войну в Испании — Сергей Артюхов, Константин Гончаренко, Сергей Гурский и другие. Некоторые из них погибли на Волховском и Ленинградском фронтах. Несколько ветеранов воевали на Восточном фронте в составе итальянской армии. Часть российских офицеров, сражавшихся в свое время в Испании, к примеру, Григорий Ламсдорф и Игорь Захаров, попали в конце Второй мировой войны в армию генерала Власова», — говорится в публикации радио «Свобода» (настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом радио «Свобода» либо касается деятельности иностранного агента радио «Свобода») от 2009 года «Русские офицеры в гражданской войне в Испании».
Из фотоотчета видно, как участник церемонии — староста храма РПЦ Марии Магдалины в Мадриде Владимир Потоцкий демонстрирует книгу воспоминаний русского добровольца-франкиста Антона Яремчука «Русские добровольцы в Испании 1936–1939». Яремчук воевал против Советского Союза в итальянских частях вермахта. Книга издана в 1983 году в Сан-Франциско, ее составитель — власовец Владимир Азар-Заровский. Во время Второй мировой войны он воевал в Русской освободительной армии (РОА) в чине младшего офицера.
Испанские антифашисты — идейные наследники республиканцев — с начала войны в Донбассе воюют на стороне ДНР и ЛНР. Последователи Франко, разумеется, находятся по другую сторону фронта.
На чьей стороне находятся идейные вдохновители мероприятия, тоже очевидно. Инициатором установки памятника является священник РПЦ отец Андрей Кордочкин — настоятель собора Марии Магдалины в Мадриде, панихиду на мероприятии служил священник той же церкви протоиерей Николай Ефимчук. Оба оказались в числе 294 священников, подписавших обращение против спецоперации на Украине.
В ноябре 2022 года прихожане церкви Марии Магдалины в Мадриде написали открытое письмо патриарху Кириллу с просьбой обратить внимание на «возмутительную деятельность протоиерея Андрея Кордочкина в социальной сети „Фейсбук“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и в мессенджере Telegram, носящую открытый нехристианский характер, а также на его речи, произносимые с амвона церкви» (копия письма имеется в редакции, об обращении писали российские СМИ).
«Мы разделяем отношение Церкви к войне как к существующему в мире злу, но тем не менее понимаем причины начала Специальной военной операции на Украине. Мы видим, что действия западного мира направлены против всего русского народа, много лет Западом провозглашалась цель разделения России, подменялась история России, Украину Запад вооружал и готовил к войне с Россией, обстрелы российской территории (в Белгороде) начались с территории Украины задолго до начала СВО. За месяцы СВО мы неоднократно убедились в целях Запада уничтожить Россию и русскую идентичность», — пишут авторы обращения.
По словам прихожан церкви, протоиерей Кордочкин занял откровенно проукраинскую сторону в украинском конфликте, пастырь делит прихожан по национальному признаку. Прихожане ждут от пастыря поддержки, а вместо этого видят «разжигание конфликта, уничижение русских прихожан и ангажированные, политически окрашенные послания и проповеди».
Своими сообщениями и комментариями в социальных сетях настоятель унижает и оскорбляет тех, кто поддерживает СВО, хотя до ее начала он почему-то «не высказывался в своих социальных сетях и проповедях о недопустимости войны на Донбассе», пишут прихожане. По их словам, пастырь поддерживает обсуждения, где разворачиваются русофобские дискуссии, не блокирует комментарии с призывами к насилию и агрессии в отношении людей, поддерживающих Россию.
«В своих постах он также распространяет информацию, в которой вина за преступления в Виннице, Буче, Харькове возлагается на российскую армию», — говорится в обращении.
«Мы, прихожане церкви, в эти сложные времена хотим быть с нашей Церковью, со Христом. Но мы чувствуем себя изгнанными из нее настоятелем храма. Протоиерей демонстративно не молится за Россию, ее властей, воинов, а также за убиенных на земле Российской, которых за время конфликта уже, к несчастью, довольно много (молитва читается только о погибших на земле Украинской)», — сообщают прихожане.
Что касается протоиерея Николая Ефимчука, то, как сказано в его официальной биографии, он с 2012 по 2019 год, до отъезда в Испанию, окормлял военнослужащих 19-й Хмельницкой ракетной бригады ВСУ. В биографии, правда, не сказано, что в этой бригаде проводилось техническое обслуживание ракетных комплексов «Точка-У», их подготовка к боевому применению.
ВСУ используют «Точка-У» для обстрелов населенных пунктов Донбасса с 2014 года. Так, 22 августа 2014 года в результате удара из «Точки-У» по населенному пункту Ровеньки (ЛНР) погибли мирные жители, в том числе дети.
Судя по рассказам прихожан, приход мадридского храма Марии Магдалины РПЦ при поощрении настоятеля оказался буквально захвачен пробандеровской паствой и, поскольку отец Кордочкин очень комплиментарно высказывается о приходе РПЦ в Амстердаме, который сразу после начала СВО перешел в Константинопольский патриархат, они опасаются, что и их приход ждет та же участь.
Статья об участии российского дипломата во власовско-бандеровском междусобойчике на горе Серро-дель-Контадеро вызвала негодование и в России, а в антифашистских кругах Испании поселила подозрение, что Россия не воюет на Украине против неонацистов (на что, нам кажется, и был расчет).
И тогда на защиту Будаева встали совершенно определенные силы.
«Браво, посольство России в Испании! Почтить память русских воинов, павших, сражаясь за „белых“ испанцев Франко против местных „красных“: коммунистов и анархистов — важный шаг к тому, чтобы современную Россию позиционировать как наследницу Российской Империи, а не СССР», — пишет автор телеграм-канала «Сыны монархии». Ну понятно, если ты не белогвардеец на службе испанских фашистов, то ты уже не русский воин. В своем антикоммунистическом пафосе верный «сын монархии», видимо, забыл, что Российская Федерация является членом Совета Безопасности ООН с правом вето именно потому, что она правопреемница Советского Союза — страны — победительницы во Второй мировой войне.
«Правоконсервативная писательница» Елена Чудинова пишет, что самое существенное — это то, что франкисты были христианами, а республиканцы — «такими же подбесками, как российские большевики». Понятно, к чему ведет такой подход. И немецкие фашисты называли себя христианами. Gott mit uns («С нами Бог») было написано на пряжках ремней солдат вермахта.
По ее мнению, советника посольства нужно поддержать — он налаживает связи среди «западных христиан». Видимо, тех, которые выживают русских (в широком смысле этого слова) из мадридского прихода РПЦ.
Дальше всех пошел основатель издательства «Русская идея» — бывший член Народно-трудового союза русских солидаристов (НТС), и ответственный секретарь журнала «Посев» Михаил Назаров. Он договаривается до прямого обеления фашизма. В этом смысле его тексты, думается, должна прочитать и прокуратура. Оказывается, в профашистских режимах Испании и Португалии были «по-новому воплощены принципы христианской государственности». Его удручает, что не только советские, но и «белые» патриоты неграмотно используют слово «фашизм», «которое в 1930-е годы не было ругательным для русских православных патриотов». Оказывается, Вторая мировая война была организована для того, чтобы хороший «христианский фашизм-корпоративизм» был разгромлен объединенными масонско-коммунистическими силами».
Словом, возложение цветов и молебен белогвардейцам-франкистам — это камерное неофашисткое мероприятие. Так, в прошлом году за «правильных» русских на холм Серро-дель-Контадеро пришел помолиться лидер правых карлистов, испанский инфант неонацист Сикст-Генри Бурбон Пармский. Во времена СССР он боролся с помощью террора с коммунистическими и просоветскими организациями в западной Европе. Отец Кордочкин в этих мероприятиях участвовал, а вот российское посольство не участвовало и о них не писало. Что произошло в этом году?
В отличие от мероприятия прошлого года, у памятника русским франкистам стояли два флага — испанский и российский, что придавало — думается, намеренно — мероприятию официальный вид. Однако вряд ли этот флаг предоставило российское посольство; присмотревшись к флагу, испанские антифашисты увидели в левом верхнем его углу изображение двуглавого орла. Флаг такого типа использовался в годы царствования Николая II и был призван символизировать единение царя с народом.
Так зачем нужно было дискредитировать Россию именно сейчас?
Чуть больше месяца назад в Мадриде блестяще прошел «Бессмертный полк». Было много людей, и в отличие от многих других стран Западной Европы, его участникам не мешали провокаторы, хотя предпосылки для провокаций были. Пробандеровская часть украинской диаспоры обратилась (не та ли, которую окормляет отец Кордочкин?) к правительству Испании с требованием запретить проведение «Бессмертного полка». Накачанная «жовтоблакитная» молодежь стояла вдоль маршрута «Бессмертного полка», ища возможности проникнуть в строй, испортить участникам День Победы.
Как рассказала президент Ассоциации «Развитие российско-испанского сотрудничества», организатор «Бессмертного полка» в Мадриде Виктория Самойлова, «в этом году „Бессмертный полк“ прошел удивительно спокойно, без провокаций, поскольку за обеспечение его безопасности взялись испанские левые и антифашисты, они проделали огромную работу по выявлению возможных угроз, защищали колонну, рискуя своей собственной безопасностью, поддерживали и защищали, в частности информационно».
Публикация посольства РФ о том, что официальное лицо посольства отдает почести белогвардейцам, воевавшим на стороне Франко, вызвала возмущение среди левых организаций. Эта заметка посеяла серьезные сомнения в том, что Россия — антифашистское государство, воюющее против неонацистского киевского режима.
«Посольство России официально почтило память тех, кто помогал фашистам в 1936–1939 годах, участвовал в блокаде Ленинграда, убивал и сажал тех, кто сражался в Испании с зачатками фашизма, пытаясь защитить мир от будущей коричневой чумы. Они заявили мне, что считают, что мы их обманули и использовали, и предали, поэтому не желают более помогать организовывать „Бессмертный полк“ и его безопасность», — рассказала организатор «Бессмертного полка» в Мадриде о первой реакции испанских антифашистов.
А вот приверженцы лукавого лозунга «[На Украине] ни Путина, ни НАТО» используют эту ситуацию, чтобы убедить население Испании, что России верить нельзя, так как она обманывает весь мир, говоря, что занимается денацификацией. «Они глумятся над теми, кто нам помогал в проведении «Бессмертного полка», — говорит Виктория Самойлова.
Может, в том и была цель провокации — дискредитировать Россию в глазах испанских антифашистов, прекратить мозолящие бандеровцам глаза ежегодные шествия «Бессмертного полка» и прекратить любую поддержку России со стороны левых? А ведь никакой другой поддержки у России не будет — еще Франко накрепко «пристегнул» правых Испании к США.
(Продолжение следует.)
¹ — Семенов Константин Константинович. Русские офицеры-эмигранты на фронтах гражданской войны в Испании. 1936–1939 гг. // ВИЖ, 2019, № 6.
² — Пеньковский Дмитрий Дмитриевич. Участие белоэмигрантов в военных формированиях и боевых акциях в различных странах мира // Знание. Понимание. Умение., 2014, № 2.