Сможет ли правительство Анвара Ибрагима укрепить свое положение в Малайзии?
Длительное время Малайзия находилась в политическом кризисе. С 2018 года в стране сменилось три премьер-министра, и сейчас работает четвертый. Поскольку политический кризис совпал по времени с экономическими трудностями, вызванными пандемией, то многие жители Малайзии возложили свои надежды на правительство, которое могло бы образоваться на всеобщих выборах в ноябре 2022 года. Это политическое событие в жизни страны могло бы поставить точку в кризисе и дать начало новому курсу, который продлился бы не менее пяти лет.
Выборы, прошедшие в Малайзии в ноябре 2022 года, завершились приходом к власти объединения из бывшей правящей политической коалиции «Национальный фронт» (Barisan Nasional, BN) и занявшей первое место коалиции «Альянс надежды» (Pakatan Harapanl, PH). Таким образом к власти пришел четвертый премьер-министр Анвар Ибрагим. Созданное им правительство он назвал правительством Единства.
Досрочные выборы, решение о которых было принято политиками из «Национального фронта» и тогдашним премьер-министром Исмаилом Сабри, показали, что их коалиция не может претендовать даже на второе место. Его заняла коалиция «Национальный альянс» (Perikatan Nasional, PN). При этом ни одна из трех основных противоборствующих коалиций не смогла получить простое большинство мест в парламенте.
А значит, никто не имел права выдвинуть премьер-министра из своих рядов, на это дает право только простое большинство в парламенте. Это обстоятельство и заставило занявшую первое место оппозицию из PH принять в состав правительства своих бывших главных противников из BN, которые провалились на выборах, получив третье место среди политических блоков.
В результате сложилась конфигурация, при которой сильнейшая и слабейшая коалиция, а также ряд региональных сил, представляющих интересы островной части Малайзии, образовали правящий альянс против оформившейся оппозиции из «Национального альянса».
При этом шесть штатов из тринадцати не стали досрочно распускать свои региональные парламенты, сохранив своих депутатов в федеральном парламенте до истечения их официальных сроков полномочий. Таким образом, «всеобщие» выборы в Малайзии в ноябре 2022 года оказались не совсем всеобщими. Однако этим летом во всех шести «пропустивших» условно всеобщие выборы штатах пришло время для проведения региональных выборов. Выборы, в которых будет разыгрываться треть мест от общего числа депутатских кресел в парламенте страны, могут оказать влияние на политический курс всей Малайзии в ближайшие годы.
Речь идет об электоральных мероприятиях в штатах Селанагор, Негри-Сембилан, Пенанг, а также Кедах, Теренггану и Келантан.
Причем власть в штатах Кедах, Теренггану и Келантан принадлежит оппозиционной политической коалиции «Национальный альянс».
Три других штата принадлежат соответственно победившей коалиции. Причем если в Селанагоре и Пенанге у «Альянса надежды» большинство, то в Негри-Сембилане доминируют их новые союзники из «Национального фронта».
Важно отметить, что «Альянс надежды» в основном считается левоцентристским блоком, который объединился с центристами из «Национального фронта». В свою очередь «Национальный альянс» держится в основном на двух сильных членах коалиции — условно правоцентристской Объединенной партии коренных народов Малайзии (Bersatu) и действительно правой Исламской партии Малайзии (PAS). Несмотря на то, что лидером блока является представитель Bersatu, у PAS на данный момент больше всего подконтрольных депутатов в федеральном парламенте среди оппозиционных сил, а именно 43. В сумме блок PN, в который входят PAS и Bersatu, имеет 74 места в федеральном парламенте страны. У правящей коалиции, состоящей из PH, BN, и присоединившегося к ним «Альянса партий Саравака» (GPS), 135 мест. Ряд мелких политических сил, представляющих интересы островного штата Сабах, присоединились к коалиции на основании отдельных договоров.
Цена вопроса
На выборах в шести штатах борьба пойдет за 70 мест, или треть от общего числа мест в нижней палате парламента страны, — Народного совета. На данный момент эти места распределены примерно поровну между «Альянсом надежды» и «Национальным альянсом». Но тут важно учесть, что Кедах, Теренггану и Келантан — это штаты, целиком принадлежащие оппозиционной и консервативной PAS, в то время, как в трех провластных штатах есть оппозиционные представители, которые имеют шансы переизбраться.
Другими словами, существует вероятность, что оппозиция сможет отнять часть голосов у «Альянса надежды» и обогнать основной блок в коалиции власти, заняв больше мест в провластных штатах и не отдав ни одного своего. Это создаст возможность для образования новой правящей коалиции, так как положение BN и GPS в результате этих выборов едва ли сильно изменится, а значит они могут примкнуть к победителям из PN. Это будет означать очередное смещение правительства и новые всеобщие выборы. Тем более, что обе эти группы в прошлом уже сотрудничали.
Какова вероятность такого исхода?
Можно возразить, что «миноритарные акционеры» в правительстве Малайзии все равно будут поддерживать «Альянс надежды» Анвара Ибрагима, поскольку их недоверие к Исламской партии слишком велико, однако на ноябрьских выборах «Национальный фронт» в целом показал большой прирост голосов относительно предыдущих результатов. Более того, большую часть этого прироста дала именно консервативная Исламская партия Малайзии. Партия, призывающая к сохранению роли ислама в обществе, борьбе за религиозные ценности, а также критикующая открытую продажу алкоголя в столице и защищающая запрет на азартные игры. То есть как минимум часть малайзийского общества, компактно размещенная в консервативных северных штатах, мобилизовалась сильнее, чем представители умеренного центра. И мобилизовалась эта часть под риторику, характерную для исламской партии, а именно, под слова об угрозе коренным народам со стороны национальных меньшинств — китайцев и индийцев, а также об угрозе со стороны левых для исламской религии.
Поскольку BN обычно выступала как правоцентристская партия, и даже вступала в союз с Исламской партией, который был создан именно против PH при схожем политическом раскладе в 2018 году, то такой сценарий не представляется невозможным. Однако нельзя не отметить, что в BN заявляли, что повторение ситуации 2018 года маловероятно из-за ненадежности PAS в качестве партнера. К тому же в BN стали все чаще звучать голоса о необходимости сместить свою политическую риторику влево, сблизившись с союзниками из «Альянса надежды» еще и в этом ключе.
Если же говорить о блоке партий Саравака, то тут важно отметить, что за время своего короткого правления Анвар Ибрагим сделал ряд уступок этому штату, которых в Сараваке добивались десятилетиями. Поэтому вряд ли они пойдут на союз с PAS, если у них будет хоть какой-то шанс удержать правящую коалицию при доминировании сил подконтрольных нынешнему премьер-министру Анвару Ибрагиму. 23 места в парламенте, которые есть у GPS в Сараваке это серьезный довесок, который вместе с местами от штата Сабах — второго островного штата в Малайзии, даст достаточно мест для удержания коалиционного большинства даже при неблагоприятном сценарии для правящей коалиции.
То есть можно сказать, что островная часть Малайзии выступит гарантом стабильности федерального центра. Другое дело, если окажется, что Исламская партия может бить правительственные партии в Селанагоре и Пенанге и удержит свои позиции в северных штатах, то это создаст предпосылки к победе PN на следующих всеобщих выборах. Тогда и островные партии задумаются о том, не стоит ли присоединиться к сильнейшим. Всё будет зависить от того, выдержат ли представители новой власти напор оппозиции в трех штатах, где им принадлежат региональные правительства.
Пришедшему к власти «Альянсу надежды» придется показать этим летом, способен ли он вести Малайзию длительное время или его сметут в течение двух лет, как это произошло в 2018–2020 годы.
(теги пока скрыты для внешних читателей)