Кто, кроме римлян, осуществлял похищения невест, принадлежавших к сообществу, не желавшему отдавать похитителям этих невест по-хорошему?

Судьба гуманизма в XXI столетии

Питер де Греббер. Старик из Гивы приглашает левита и его наложницу к себе в дом. XVII в.
Питер де Греббер. Старик из Гивы приглашает левита и его наложницу к себе в дом. XVII в.
Питер де Греббер. Старик из Гивы приглашает левита и его наложницу к себе в дом. XVII в.

Если бы я исследовал определенную религиозную проблематику, имеющую прямое отношение к Ветхому Завету, то ориентировался бы на читателя, который хотя бы поверхностно знаком с Ветхим Заветом. Но я исследую не Ветхий Завет, не христианскую религию как таковую, а судьбу гуманизма в XXI столетии. Проводя такое исследование и предлагая его читателям, я просто обязан исходить из того, что часть читателей с ветхозаветной проблематикой не знакома вообще. И потому я обязан провести хотя бы краткое ознакомление с этой проблематикой в той ее части, которая касается моего исследования.

В своем исследовании я столкнулся с необходимостью ответить на вопрос о том, кто, кроме римлян, осуществлял похищения невест, принадлежавших к сообществу, не желавшему, так сказать, отдавать похитителям этих невест по-хорошему. Если бы моя задача состояла бы только в том, чтобы сослаться на тот или иной исторический прецедент, ветхозаветная тематика, связанная с прецедентом, могла бы быть сведена к минимуму. Но я претендую на большее — на установление определенных связей между похищением сабинянок римлянами и тем более древним похищением, которое сейчас хочу обсудить.

Установление этих связей невозможно без обсуждения ветхозаветной проблематики. Но обсуждать ее я буду по мере необходимости. Начну с более или менее общеизвестного. С того, что касается колена Вениаминова.

Колено Вениаминово — это одно из колен Израилевых. Вот что говорится об этих коленах в книге Бытия:

«И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего».

Далее Иаков, третий из библейских патриархов, отец двенадцати сыновей, которые являются родоначальниками колен Израилевых (каждое из колен — это потомки одного из сыновей Иакова) описывает, каково будет будущее каждого из этих колен.

Он называет по очереди своих сыновей от двух жен: сестер Лии и Рахили — и от служанок этих жен: Валлы (Билхи) и Зелфы (Зилпы).

Нелюбимая жена Иакова Лия (надеюсь на то, что даже тот читатель, который не желает погружаться в ветхозаветную проблематику, всё же ознакомился с подробно обсуждавшимся мною романом Томаса Манна «Иосиф и его братья») родила Иакову шестерых сыновей. Любимая жена Рахиль родила Иакову двоих сыновей: — Иосифа (Йосефа) и Вениамина (Биньямина).

Здесь нас будет интересовать только колено Вениаминово. Иаков, согласно книге Бытия, говорит об этом колене следующее: «Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву (добычу охотника — С.К.) и вечером будет делить добычу».

Вениамин — младший сын Иакова и Рахили. После рождения Вениамина Рахиль заболела и умерла. Умирая, Рахиль назвала Вениамина «Бенони», что означает «сын скорби». Но Иаков, временно потеряв Иосифа и навсегда потеряв свою любимую жену, видел в Вениамине свое единственное утешение и назвал его Вениамин, что означает «сын моей десницы» (иначе — «сын правой руки»).

По понятной причине Иосиф любил Вениамина неизмеримо больше, чем других своих братьев. Но Вениамин совсем не походил на своего единоутробного старшего брата Иосифа. И Иаков имел основания назвать его хищным волком. Кстати, на флаге колена Вениаминова изображен именно волк.

Когда братья Иосифа, занявшего высокое положение в Египте, отправились в Египет за хлебом, гонимые голодом, поразившим их родной Ханаан (он же — Палестина), Иаков оставил любимого сына Вениамина, не позволив ему путешествовать в Египет вместе с братьями. Вениамин остался с отцом в Ханаане.

Но Иосиф, не открывшись братьям, которые получили от него желанный для них хлеб, потребовал, чтобы следующий раз братья обязательно привезли в Египет Вениамина. Иосиф не открылся братьям в их первый приезд, помня о том, как братья продали его в Египет. Братья поняли, что некий высочайший египетский чиновник, почему-то им благоволящий, требует приезда Вениамина, и уговорили Иакова отпустить с ними Вениамина, обязавшись особо охранять своего младшего брата.

Братья вновь получили хлеб от Иосифа, которого по-прежнему не узнавали. Получив хлеб, они отправились в обратный путь, но их настигли египтяне, посланные Иосифом. Египтяне обыскали братьев и нашли в мешке Вениамина серебряный кубок Иосифа.

Иосиф заявил, что хочет сделать Вениамина своим рабом. Это погрузило братьев в страшное горе. Особо горевал Иуда, который пообещал Иакову, что он будет охранять Вениамина. Иуда предложил Иосифу взять в рабство его, Иуду, а не Вениамина. И только после этого испытания Иосиф открылся братьям, поняв, что они по-настоящему любят его отца Иакова и его младшего единоутробного брата Вениамина.

Вениамин впоследствии переселился вместе с Иаковом в Египет, где Иосиф занимал высокое положение. К моменту, когда еврейский народ бежал из Египта, вениамиты, то есть потомки Вениамина, были уже очень многочисленны. Библейские источники называют разные цифры, но речь идет о десятках тысяч людей.

Согласно авторитетным свидетельствам, именно колено Вениаминово, оказавшись у Чермного моря, бросилось в это море, поверив словам Божиим, а все остальные колена стояли в отчаянии.

Вениамиты были храбрыми воинами, причем они не считались особо ловкими на левую руку. Вениамиты хорошо владели многими видами оружия, но особо искусно они владели пращой.

В Книге Судей, являющейся седьмой частью Танаха (так в иврите называют еврейское Священное Писание) подробно излагается преступление колена Вениаминова. Без ознакомления с этим преступлением и его последствиями мы не разберемся по-настоящему во всем, что касается некоего ветхозаветного аналога похищения сабинянок. Поэтому я должен ознакомить читателя с этим описанием достаточно подробно:

«В те дни, когда не было царя у Израиля, жил один левит на склоне горы Ефремовой. Он взял себе наложницу из Вифлеема Иудейского.

Наложница его поссорилась с ним и ушла от него в дом отца своего в Вифлеем Иудейский и была там четыре месяца.

Муж ее встал и пошел за нею, чтобы поговорить к сердцу ее и возвратить ее к себе. С ним был слуга его и пара ослов. Она ввела его в дом отца своего.

Отец этой молодой женщины, увидев его, с радостью встретил его, и удержал его тесть его, отец молодой женщины. И пробыл он у него три дня; они ели и пили и ночевали там».

Опускаю для краткости описание того, как именно отец наложницы уговаривал левита погостить подольше. И перехожу к тому, что случилось после того, как левит с наложницей все-таки покинули дом отца наложницы.

«И пошли, и шли, и закатилось солнце подле Гивы Вениаминовой...»

Необходимая короткая справка: древний город Гива Вениаминова, он же — «Холм», он же — Гиват-Биньямин, отождествляется с Тель аль-Фул, расположенным в 5,5 км к северу от Иерусалима. В середине XII века до н. э. эта столица колена Вениаминова была разрушена именно за преступление, совершенное против левита, о котором говорится в Книге Судей. Но в XI веке до н. э. царь Саул, происходящий из того же племени Вениаминова, отстроил и укрепил Гиву, превратив ее в свою столицу. Город стал называться Гиват-Шаул по имени царя Саула. Царь Саул был первым царем объединенного Израильского царства. При нем Гива имела огромное значение. При Давиде, которого царь Саул преследовал, заподозрив в том, что Давид станет вторым царем объединенного Царства Израилева, что в итоге и произошло, столицей стал Иерусалим. Но Гива продолжала оставаться важным для страны центром.

Сообщаю всё это просто для того, чтобы у читателя сложилось четкое впечатление о том, где именно произошло некое бедствие, имевшее интересующие нас последствия, и возвращаюсь к тому, как именно в Книге Судей излагается само это бедствие.

«И повернули они туда, чтобы пойти ночевать в Гиве. И пришел он и сел на улице в городе; но никто не приглашал их в дом для ночлега.

И вот, идет один старик с работы своей с поля вечером; он родом был с горы Ефремовой и жил в Гиве. Жители же места сего были сыны Вениаминовы.

Он, подняв глаза свои, увидел прохожего на улице городской. И сказал старик: куда идешь? и откуда ты пришел?

Он сказал ему: мы идем из Вифлеема Иудейского к горе Ефремовой, откуда я; я ходил в Вифлеем Иудейский, а теперь иду к дому Господа; и никто не приглашает меня в дом;

у нас есть и солома и корм для ослов наших, также хлеб и вино для меня и для рабы твоей и для сего слуги есть у рабов твоих; ни в чем нет недостатка.

Старик сказал ему: будь спокоен: весь недостаток твой на мне, только не ночуй на улице.

И ввел его в дом свой и дал корму ослам [его], а сами они омыли ноги свои и ели и пили.

Тогда как они развеселили сердца свои, вот, жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его.

Хозяин дома вышел к ним и сказал им: нет, братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошел в дом мой, не делайте этого безумия;

вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия.

Но они не хотели слушать его. Тогда муж взял свою наложницу и вывел к ним на улицу. Они познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари.

И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того человека, у которого был господин ее, и лежала до света.

Господин ее встал поутру, отворил двери дома и вышел, чтоб идти в путь свой: и вот, наложница лежит у дверей дома, и руки ее на пороге.

Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было, [потому что она умерла]. Он положил ее на осла, встал и пошел в свое место.

Придя в дом свой, взял нож и, взяв наложницу свою, разрезал ее по членам ее на двенадцать частей и послал во все пределы Израилевы.

Всякий, видевший это, говорил: не бывало и не видано было подобного сему от дня исшествия сынов Израилевых из земли Египетской до сего дня. [Посланным же от себя людям он дал приказание и сказал: так говорите всему Израилю: бывало ли когда подобное сему?] Обратите внимание на это, посоветуйтесь и скажите».

Далее в Книге Судей подробно описывается война сынов Вениамина против всех остальных сынов Израилевых. На определенных этапах побеждали сыны Вениаминовы. Остальные сыны Израилевы руководствовались указаниями Господа, который фактически руководил битвами, указывал, какое из колен должно первым идти в бой, как вести сражение и так далее.

Согласно Книге Судей, по воле Господа, колено Вениаминово было истреблено почти целиком. Имело место фактически поголовное истребление этого колена по причине совершенного страшного злодеяния.

Истребить колено Вениаминово до конца остальные сыны Израилевы не смогли. Но, даже не завершив поголовное истребление сынов Вениаминовых, а всего лишь вырезав их почти поголовно (немногочисленные оставшиеся сыны Вениаминовы укрепились, согласно Книге Судей, в скале Риммоне), представители всех остальных колен Израилевых обрекли своим решением колено Вениаминово на полное вымирание.

Вот что говорится об этом в Книге Судей: «И поклялись Израильтяне в Массифе, говоря: никто из нас не отдаст дочери своей сынам Вениамина в замужество».

И вновь необходима короткая справка. Массифа, по-еврейски «Мицпа» («место наблюдения», «место стражи»), — это древняя крепость, остатки которой, по-видимому, были обнаружены в 12 км к северу от Иерусалима. Место раскопок называется Телль-эн-Насбе. В древности на протяжении многих веков эта крепость была важной частью оборонной системы Израиля. В Массифе царем был избран Саул, здесь же Самуил помазал Давида по велению Господа в связи с тем, что Господь отвернулся от Саула. Так что Массифа была не только мощной крепостью, но и важным жреческим центром, то есть местом, где был расположен дом Божий.

Сыны Израилевы, принявшие решение, обрекавшее колено Вениаминово на полное исчезновение, пришли после принятия решения именно в этот дом Божий. Вот что говорится об этом в Книге Судей:

«И пришел народ в дом Божий, и сидели там до вечера пред Богом, и подняли громкий вопль, и сильно плакали,

и сказали: Господи, Боже Израилев! для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена?

На другой день встал народ поутру, и устроили там жертвенник, и вознесли всесожжения и мирные жертвы.

И сказали сыны Израилевы: кто не приходил в собрание пред Господа из всех колен Израилевых?

Ибо великое проклятие произнесено было на тех, которые не пришли пред Господа в Массифу, и сказано было, что те преданы будут смерти.

И сжалились сыны Израилевы над Вениамином, братом своим, и сказали: ныне отсечено одно колено от Израиля;

как поступить нам с оставшимися из них касательно жен, когда мы поклялись Господом не давать им жен из дочерей наших?

И сказали: нет ли кого из колен Израилевых, кто не приходил пред Господа в Массифу? И оказалось, что из Иависа Галаадского никто не приходил пред Господа в стан на собрание.

И осмотрен был народ, и вот, не было там ни одного из жителей Иависа Галаадского.

И послано было туда общество двенадцать тысяч человек, мужей сильных, и дали им приказание, говоря: идите и поразите жителей Иависа Галаадского мечом, и женщин и детей;

и вот что сделайте: всякого мужчину и всякую женщину, познавшую ложе мужеское, предайте заклятию, [а девиц оставляйте в живых. И сделали так].

И нашли они между жителями Иависа Галаадского четыреста девиц, не познавших ложа мужеского, и привели их в стан в Силом, что в земле Ханаанской.

И послало всё общество переговорить с сынами Вениамина, бывшими в скале Риммоне, и объявило им мир.

Тогда возвратились сыны Вениамина [к Израильтянам], и дали им [Израильтяне] жен, которых оставили в живых из женщин Иависа Галаадского; но оказалось, что этого было недостаточно».

Вновь даю короткую справку. Иавис Галаадский — это город к востоку от Иордана. Жители этого города, как мы только что убедились, были поголовно (за исключением 400 девушек) истреблены в наказание за уклонения от участия в войне против племени Вениаминова. На этом история Иависа Галаадского не заканчивается. Потому что именно этот город спасал Саул от нашествия аммонитян. И именно тут поставил Самуил Саула на царство. Вот что говорится в Первой книге Царств об этом воцарении Саула с помощью Самуила, который потом помажет Давида по причине того, что Господь отвернулся от Саула. Обращаясь к сынам Израилевым, Самуил говорит:

«Когда пришел Иаков в Египет, и отцы ваши возопили к Господу, то Господь послал Моисея и Аарона, и они вывели отцов ваших из Египта и поселили их на месте сем.

Но они забыли Господа Бога своего, и Он предал их в руки Сисары, военачальника Асорского, и в руки Филистимлян и в руки царя Моавитского, которые воевали против них.

Но когда они возопили к Господу и сказали: «согрешили мы, ибо оставили Господа и стали служить Ваалам и Астартам, теперь избавь нас от руки врагов наших, и мы будем служить Тебе», тогда Господь <...> избавил вас от руки врагов ваших, окружавших вас, и вы жили безопасно».

Я привел этот текст из Первой книги Царств, потому что тема служения Ваалам и Астартам возникнет позже в связи со всё тем же коленом Вениаминовым. Теперь, после того, как Иавис Галаадский перестал быть для читателя белым пятном на географической и смысловой карте, я возвращаюсь к основной теме — теме похищения невест, в большей или меньшей степени аналогичного похищению римлянами сабинянок. Читатель уже понял, что речь идет о похищении невест, которое было как бы дозволено проклятому племени Вениаминову.

Мы, читая Книгу Судей, остановились на том, что 400 женщин из Иависа Галаадского колену Вениаминову было недостаточно. Теперь ознакомимся с тем, какой был найден выход из этого крайне прискорбного положения.

«Народ же сожалел о Вениамине, что Господь не сохранил целости колен Израилевых.

И сказали старейшины общества: что нам делать с оставшимися касательно жен, ибо истреблены женщины у Вениамина?

И сказали: наследственная земля пусть остается уцелевшим сынам Вениамина, чтобы не исчезло колено от Израиля;

Но мы не можем дать им жен из дочерей наших; ибо сыны Израилевы поклялись, говоря: проклят, кто даст жену Вениамину.

И сказали: вот, каждый год бывает праздник Господень в Силоме <...>, и приказали сынам Вениамина и сказали: пойдите и засядьте в виноградниках,

и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову;

и когда придут отцы их, или братья их с жалобой к нам, мы скажем им: простите нас за них, ибо мы не взяли для каждого из них жены на войне, и вы не дали им; теперь вы виновны.

Сыны Вениаминовы так и сделали, и взяли жен по числу своему из бывших в хороводе, которых они похитили, и пошли и возвратились в удел свой, и построили города и стали жить в них».

Казалось бы, имеет место некий очень условный и кровавый хэппи-энд. Сыны Вениаминовы получили то, что им нужно, и стали жить-поживать и добра наживать вместе с другими сынами Израилевыми. Однако древние авторы сообщают нам о том, что данный хэппи-энд имеет не только условный (почти всё колено Вениаминово было истреблено), но и недолговременный характер.

В Книге Судей сразу после того, что мы называем условным хэппи-эндом, говорится:

«В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым».

Что это за дни, когда не было царя у Израиля? Дни эти именуются, как мы знаем, Эпохой судей. Историки считают, что длилась эта эпоха с 1445 года до н. э. до 1045 года до н. э., то есть 400 лет. Началом этой эпохи считается смерть Иисуса Навина, преемника Моисея, предводителя еврейского народа в эпоху завоевания Ханаана. Деятельность Иисуса Навина подробно изложена в Книге Иисуса Навина. Это шестая книга Танаха (Ветхого Завета). Обычно она помещается сразу вслед за Пятикнижием Моисея. В ней говорится о вторжении израильтян в Ханаан, о завоевании части Ханаана, о разделении этой части между коленами сынов Израилевых. И о последних днях и смерти великого предводителя израильтян.

Следом за Книгой Иисуса Навина идет Книга Судей Израилевых, с которой мы только что ознакомились достаточно выборочно. Предлагаю вчитаться в эту Книгу Судей более внимательно для того, чтобы проблема колена Вениаминова могла быть нами рассмотрена не только в связи с квазисабинянским умыканием невест. В самом начале Книги Судей говорится о том, что после смерти Иисуса Навина («по смерти Иисуса») Господь передал землю Израильскую и обязанность расширять ее — Иуде («я предаю землю в руки его»).

Далее говорится об успешных завоеваниях, осуществляемых сынами Израилевыми, и при этом оговаривается по отношению к каждому из колен, что сыны Израилевы не свирепствовали в той мере, в какой им это было предписано Господом. Повторяю, об этом говорится по отношению к каждому колену:

«Но Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениаминовыми до сего дня. <...>

И Манассия не выгнал жителей Бефсана [который есть Скифополь] и зависящих от него городов, Фаанаха и зависящих от него городов (далее перечисляется очень много городов — С.К.). <...>

И Ефрем не изгнал Хананеев, живущих в Газере; и жили Хананеи среди их в Газере [и платили им дань]».

Дальше перечисляется, кого именно не изгнал Завулон, кого Асир, кого Неффалим, и так далее.

Как же на это отреагировал Господь? Вот как:

«И пришел Ангел Господень... и сказал [им: так говорит Господь]: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим [дать вам], и сказал Я: «не нарушу завета Моего с вами вовек;

и вы не вступайте в союз с жителями земли сей; [богам их не поклоняйтесь, изваяния их разбейте], жертвенники их разрушьте». Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали?

И потому говорю Я: [не стану уже переселять людей сих, которых Я хотел изгнать,] не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью».

В этом тексте ясно сказано, что сыны Израилевы не послушали гласа Божьего. Однако кому-то может показаться, что они не послушали этого гласа, только решив сосуществовать с другими народами, но не решив отречься от своего бога в пользу других богов. Но чуть ниже про то, что сыны Израилевы перекинулись к других богам, сказано уже однозначно. Вначале сказано о смерти Иисуса Навина в возрасте 110 лет, о его похоронах, а потом — об этом отпадении:

«И когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел его, какие Он делал Израилю,

тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам;

оставили Господа, Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа;

оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам».

Тут уже однозначно сказано о том, кому именно начали поклоняться после смерти Иисуса Навина. Далее сказано о том, как на это предательство отреагировал Господь:

«И воспылал гнев Господень на Израиль, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими».

Господь Бог не был бы Господом Богом Израиля, если бы ограничился только такими наказаниями. Одновременно с наказаниями он протягивал избранному народу руку помощи, а неблагодарный народ, если верить Книге Судей Израилевых, вел себя очень и очень скверно:

«И воздвигал [им] Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их;

но и судей они не слушали, а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им [и раздражали Господа], скоро уклонялись от пути, коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали».

В Книге Судей Израилевых тема этой измены повторяется многократно:

«И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа бога своего, и служили Ваалам и Астартам».

Неслыханное упорство, с которым осуществляется возврат к Ваалам, Астартам, а значит, и к Темной Идейской матери! С каждым новым проявлением этого упорства, всё в большей степени задумываешься о том, что именно на самом деле сотворили с наложницей левита дети Вениаминовы, и почему в ту очень злую эпоху их стали так яростно вырезать? Ведь не по причине даже самого жестокого изнасилования какой-то наложницы, выданной ее хозяином для утоления массовых вожделений, очень напоминающих какую-то «особо отпаденческую» свирепую оргию.

(Продолжение следует.)

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER