Основной версией пока стал поджог — внутри храма одновременно возникли три источника пламени

Выгорание великой формы. Что уничтожил огонь в соборе Петра и Павла в Нанте


15 апреля 2019 года в Париже произошла трагедия, отозвавшаяся в сердцах людей всего мира: загорелся собор Нотр-Дам-де-Пари. Сегодня, спустя всего год, стало известно о возгорании внутри собора Святых Петра и Павла во французском городе Нант.

Основной версией стал поджог — внутри храма одновременно возникли три источника пламени. То есть собор подожгли изнутри в трех местах. Пока подробнее прокуратура Нанта ничего не говорит.

Но получается, что сегодня мы становимся свидетелями того, как один за другим сгорают, казалось бы, нетленные шедевры мировой культуры, демонстрирующей взлеты творческой мысли человека.

История нантской церкви уходит к началу нашей эры. Первая раннехристианская часовня в Намнете, где почитались реликвии святого апостола Петра, была возведена еще в третьем веке, на закате Римской империи. Ее основателем считается епископ святой Клер. В шестом и одиннадцатом веках на ее месте были построены храмы романской архитектуры. Современный собор, который как бы поглотил прежнее здание, стал четвертым изданием нантского храма.

Современный кафедральный собор стал одним из самых легендарных долгостроев в истории человечества — на его возведение ушло почти пять столетий. В 1434 году собор начали строить зодчие Гийом Де Даммартен и Матюрен Родье. Главный портал собора был закончен к 1481 году и далее использовался для торжественных входов французских правителей. Возведение башен завершилось к 1508 году, готический свод нефа и аркбутана— только в XVII столетии, апсиды — в XIX. 14 декабря 1891 года великолепное готическое здание, наконец, освятил епископ Лекок.

Высота здания составила 63 метра, длина нефа — 103 метра, пять порталов собора декорированы белым туфом. Внутреннее пространство украшено картинами, скульптурами и резьбой. Центральный алтарь выложен мрамором разных оттенков. В создании алтарей, расположенных в пределах, участвовали такие маститые художники, как Вандерберг. В центре собора разместился орган XVII века, созданный Жирардо. Интерьер завершают бронзовые люстры XIX века. Последним украшением собора стали витражи художника Жана де Моаля, созданные в 1978–1988 годах.

Богато декорированная базилика служит последним пристанищем для французских правителей. Здесь покоятся правитель Бретани Франциск II с супругой. Их двойное мраморное надгробие признано одним из шедевров французской скульптуры.

История собора сопровождалась многочисленными злоключениями: в 1800 году собор пострадал в результате взрыва одной из башен замка герцогов Бретани, в 1944 году церковь попала под бомбардировки. Следующий инцидент произошел в 1972 году, когда при реставрации рабочий забыл выключить паяльник, в итоге возникший пожар разрушил большую часть несущих конструкций. Собор пришлось закрыть на три года, реставрация растянулась на еще большее время. В 2018 году реставраторы восстановили западный фасад.

И вот 18 июля 2020 года внутри собора произошел новый пожар. На разлетевшихся по миру видеокадрах видно, как бушующий огонь вырывается из витражного окна, расположенного между двумя башнями. В ликвидации огня приняли участие 60 пожарных, шесть единиц спецтехники. На данный момент сообщается о тяжелейшем уроне, нанесенному интерьеру и реликвиям собора, в частности, уничтожен орган.

В заключение необходимо обратить внимание на ту ситуацию, в которой оказались церкви европейских стран. В Европе постоянно фиксируется уменьшение численности прихожан, в связи с чем церкви вынуждены прекращать свою деятельность.

Новые хозяева церковных зданий приспосабливают их под библиотеки, скейт-площадки и даже под пивные бары. В каком-то смысле вслед за выгоранием духовного, смыслового содержания происходит выгорание прекрасной, великолепной, но умирающей формы.