1. Культурная война
  2. Опера и балет
Антон Копнин / ИА Красная Весна /
22 февраля в Астрахани прошла премьера оперы «Богема» в постановке Нины Найденовой. «Жизнь — игра, в которой находишь прозрение», — говорит режиссер о постановке.

«Богема» в Астрахани: опера о любви, которая изменяет мир вокруг себя

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Опера Джакомо Пуччини «Богема» в Астрахани
Опера Джакомо Пуччини «Богема» в Астрахани

22 февраля в Астраханском театре оперы и балета состоялась премьера оперы «Богема» Джакомо Пуччини. Это уже третья опера итальянского композитора, поставленная на сцене театра в Астрахани. Ранее в театре в 2010 году была поставлена опера «Мадам Баттерфляй», а затем в 2011 и в 2017 — «Тоска». Таким образом, теперь в Астрахани можно увидеть всю «Великую триаду» Пуччини — оперы, которые прославили композитора.

Работать над новой постановкой астраханский театр пригласил болгарскую команду специалистов. Режиссером спектакля выступила Нина Найденова, для которой эта первая работа в России. Вместе с ней спектакль создавали ее коллеги из Болгарии — Светослав Кокалов (художник-постановщик), Петя Стойкова (художник по костюмам) и Галина Дунчева (художник по костюмам), — а также дирижер-постановщик — худрук театра Валерий Воронин.

Команда постановщиков не стала коверкать сюжет оперы, делать над ним какие-то надстройки, лишь перенеся время действия из 1830-х годов на рубеж XIX–XX веков с помощью декораций, более строгих и менее колористических костюмов.

Как и положено, вначале мы знакомимся с жизнью четырех приятелей — поэта Рудольфа (Егор Журавский), художника Марселя (Александр Малышко), музыканта Шонара (Андрей Пужалин) и философа Коллена (Дмитрий Шарманов). Эти молодые творческие люди живут бедно, без постоянной работы, но беззаботно и весело. Действие разворачивается в канун Рождества на мансарде, где они живут, в богемном квартале Парижа.

Судьба сводит Рудольфа с вышивальщицей Мими (Анна Каденкова), его соседкой, между которыми вспыхивает искренняя любовь.

Друзья покидают мансарду и направляются в Латинский квартал на ярмарку. Постановщики на контрасте противопоставили жизнь молодых богемцев и окружающий равнодушный мир. Внутри мансарды показан яркий, жизнеутверждающий быт богемцев. Снаружи же, на улице, всё совсем иначе — мир становится серым, мрачным. Только раскованные богемцы выделяются на этом фоне. Всё это отлично передано через декорации, костюмы и работу со светом.

Певица Мюзетта (Татьяна Голова), любимица Латинского квартала, встречается с бывшим возлюбленным Марселем, после чего она вновь возобновляет с ним роман. Но это лишь игра, как выясняется в ходе третьей картины «У заставы Д’Анфер». При этом в постановке Найденовой, на мой взгляд, Мюзетта показана еще более ветреной, холодной, что после третьей картины сложно было даже поверить в возможность ее эмпатии.

Мими серьезно больна, но Рудольф ничем не может ей помочь, корит себя за это и надеется, что они расстанутся, чтобы Мими мог помочь кто-то другой, лишь бы она выжила. Он с ней сознательно груб в попытках ее разочаровать. Мими же страдает от такого поведения Рудольфа, но узнает, почему он так себя ведет. Они решают расстаться весной, а не прямо сейчас.

Изображение: © Астраханский театр оперы и балета
«Богема»
«Богема»

Четвертая картина — действие вновь перемещается в мансарду спустя полгода. Неожиданно появляется Мюзетта, которая приводит умирающую Мими, желающую напоследок повидаться с Рудольфом. Мюзетта становится совсем другой, она переживает всё происходящее. Мими умирает.

«Жизнь — игра, в которой находишь прозрение; смысл жизни — дарить любовь, любовь такой огромной силы, которая изменяет весь мир вокруг себя», — такое послание хотела направить зрителям режиссер постановки Нина Найденова. И действительно, любовь Рудольфа и Мими смогла поколебать и изменить, казалось бы, безнадежно равнодушную Мюзетту, которая нашла в себе настоящие человеческие чувства и, возможно, будет с Марселем. И режиссерские решения, акценты, расставленные Найденовой, помогли заметить это изменение Мюзетты.

Музыкально постановка собрана очень качественно дирижером Валерием Ворониным. Главные герои в премьерном составе сыграли так, что им веришь, особенно исполнители ролей Мими и Рудольфа. После завершения спектакля актеры не сразу смогли улыбнуться после погружения в свои роли.

Считаю, что постановка астраханского театра удалась. Репертуар театра пополнился еще одной сильной работой. Театры в регионах развиваются, привлекая к искусству всё новых и новых людей, создавая качественные постановки, и это замечательно.

Второй премьерный показ «Богемы» состоится 29 февраля. А после него театр сразу же начнет готовить еще одну премьеру сезона — оперу Жоржа Бизе «Кармен», — которая будет представлена коллективом театра в апреле.