Получит ли Малайзия консолидированное правительство?
Малайзия — одна из развивающихся стран Юго-Восточной Азии, которая уже многого добилась в экономике на новом глобальном рынке. Сильно ориентированная на экспорт, Малайзия производит много электроники и большие объемы пальмового масла и других продуктов сельского хозяйства.
При этом ее нельзя назвать особенно значимой в политическом смысле страной региона, если сравнивать ее с такими гигантами, как Китай, Индия или Япония. В этом смысле она, как и многие другие члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в стратегическом противостоянии Китая и США в регионе вынуждена лавировать между интересами двух великих держав. И вопрос, к кому она в итоге примкнет, еще не решен.
На данный момент эта страна находится в остром политическом кризисе, который длится уже почти два года. Партия власти смогла вернуться после того, как период ее беспрерывного 60-летнего правления окончился победой оппозиции на выборах 2018 года. Однако у нее все еще нет уверенного большинства в парламенте, и не все министерские портфели в руках правящей коалиции.
На фоне усугубляющегося противостояния между Китаем и НАТО в Азии все более интересно, что будет с такими неопределившимися до конца странами в регионе.
На данный момент Малайзия скорее ближе к США, чем к Китаю, что во внешней политике проявляется в сильной поддержке американской позиции неприятия нового военного правительства Мьянмы, которое на данный момент пытается получить поддержку Китая и даже отчасти России.
При этом Малайзия довольно заметна в Юго-Восточной Азии по экономическим соображениям. Во-первых, она — поставщик важных электронных комплектующих, что очень важно в условиях мирового дефицита чипов. Во-вторых, она вместе с Индонезией практически контролирует мировое предложение пальмового масла.
Напомним, что пальмовое масло используется не только в производстве пищи, но и в энергетике тех стран, которые уже ориентированы на использование такого масла в качестве топлива. Так, 4 сентября 2022 года некоторые японские электростанции были вынуждены остановиться из-за неурожая пальмового масла в двух странах-производителях этого продукта. Другими словами, этот товар имеет отдельное значение для мировых рынков продовольствия и топлива, и он получил особое значение с началом нынешнего мирового энергокризиса.
Это обстоятельство лишь сильнее подчеркивает значимость Малайзии в случае, если ее удастся привлечь на свою сторону кому-либо из глобальных игроков. И оно вновь возвращает к проблеме политического кризиса внутри страны. Ведь пока внутренние неурядицы не улеглись, достигнуть прочных договоренностей невозможно.
Важно понимать, что пятнадцатые выборы, которые пройдут 19 ноября, являются досрочными и вызваны тем, что с одной стороны правящая коалиция политических партий Barisan Nasional (Национальный фронт) хочет упрочить свою власть, сформировав конституционное большинство в парламенте и получив все или почти все министерские портфели, а с другой — оппозиция намерена вернуть утраченные в прошлом году позиции.
В Малайзии конституционная выборная монархия. В составе государства девять штатов, управляемых султанами, и четыре условно республиканских государства, где главы назначаются не по семейному признаку. Причем большая часть населения сконцентрирована именно в султанатах.
Параллельно с этим в стране действует множество политических партий, которые борются за места в местных законодательных собраниях, а также в федеральном парламенте. Фактически именно из этих партий набираются депутаты и министры. Поэтому в Малайзии условно аристократическое сословие, конечно, существует, но актуальную политику определяют люди, принадлежащие к какой-либо из политических партий, а значит, их положение так или иначе зависит от итогов выборов.
Итак, 19 ноября в стране состоятся очередные выборы. И властный блок Barisan Nasional, в котором главную роль играет «Объединенная малайская национальная организация» (ОМНО) с действующим премьер-министром страны Исмаилом Сабри Яакобом, и его противники из оппозиционных блоков Perikatan Nasional («Национальный Альянс»), Pakatan Harapan («Альянс Надежды») подготовились к итоговой схватке за власть.
Малайзия находится в политическом кризисе. Победивший на 14-х всеобщих выборах в 2020 году «Альянс Надежды» утратил власть из-за того, что многие члены парламента, принадлежащие к этой партии, решили поменять свою политическую принадлежность, создав «Национальный Альянс» во главе с Мухиддином Ясином. Это повлекло за собой отставку тогдашнего премьер-министра Махатхира Мохамада. Его заменил Мухиддин Ясин вместе с «Национальным Альянсом». Однако и Ясин через 17 месяцев был вынужден уйти в отставку. Тогда монарх страны назначил главой правительства представителя третьей силы «Национального фронта» — Исмаила Сабри Яакоба. На данный момент именно этот человек находится у власти.
Тем не менее, у «Национального фронта» сейчас даже близко нет парламентского большинства. Хотя «Альянс Надежды» и потерял в количестве депутатов в 2020 году, лишившись возможности проводить свои решения целиком самостоятельно, он все еще обладает большинством в малайзийском парламенте. Понятно, что ни «Альянс Надежды», ни «Национальный фронт» такая ситуация не устраивает.
С весны 2022 года в стране очень остро обсуждался вопрос проведения досрочных выборов. Возможность инициировать выборный процесс через просьбу к монарху была только у премьер-министра Исмаила Сабри. Он сам еще весной говорил о том, что проводить досрочные выборы не стоит, так как страна находится в тяжелом экономическом кризисе, и это было правдой. Однако потом он почти открыто стал говорить, что обязательно инициирует досрочные выборы, но только тогда, когда будет уверен, что электорат будет максимально благосклонен к его политическому блоку.
Тем самым ему удалось создать напряженную ситуацию для своих противников, поскольку они из-за этого не могли полноценно действовать. Любые политические кампании на местах требуют ресурсов, однако все усилия могут пойти прахом, если действующий премьер-министр, увидев растущее влияние оппозиции, решит еще подождать, пока весь эффект от пропагандистских акций оппозиции не сойдет на нет. К тому же остальные партии вынуждены были постоянно мониторить обстановку в каждом регионе, где они хотели бы бороться за места, в то время как правящая коалиция могла проводить свои опросы лишь периодически, только делая срезы общественного мнения и оценивая, возник ли подходящий момент для убедительной победы на выборах. Таким образом, Исмаил Сабри мог раздергивать силы политического актива противников, оставляя себе возможность в любой момент нанести решающий удар.
Однако оппозиция нашла выход. Летом ленты всех малайзийских СМИ публиковали новые расследования против Наджиба Разака, бывшего премьер-министра Малайзии, который состоял в партии ОМНО, откуда происходит и действующий премьер-министр. Хотя Разака осудили и приговорили к 12 годам тюрьмы еще летом 2020 года в связи с крупным международным скандалом по делу о хищениях из малайзийского фонда 1MDB, но в 2022 году его дело вновь стало постоянно упоминаться в прессе в силу появления дополнительных обстоятельств. Оппозиция не упустила возможность максимально растиражировать слова свидетелей, в той или иной степени говорящих о виновности высокопоставленного члена ОМНО в хищении народных средств. Это вынудило ОМНО постоянно оправдываться при том, что полностью откреститься от Наджиба Разака они также не могли из соображений партийной солидарности. Таким образом, его дело еще раз подпортило кровь правящей партии.
Далее, как будто этого было мало, государственный счетный комитет (PAC) Малайзии заявил, что ни одно судно из шести заказанных министерством обороны страны прибрежных военных кораблей (LCS) в 2013 году не было завершено, хотя государство по графику уже выплатило $1,32 млрд из запланированных $1,98 млрд. Это породило волну общественного негодования. Антикоррупционная комиссия (MACC) начала расследование по этому делу.
Провал крупнейшего гособоронзаказа вызвал уличные протесты, которые были подавлены полицией. Таким образом, с участием оппозиции или без нее, для правящей партии ОМНО возникла ситуация, когда с каждым следующим месяцем ее репутация все ухудшалась, а способов резко улучшить отношение электората у партии не нашлось. К тому же экономические трудности в стране из-за проблем с продовольствием и крупными наводнениями никуда не делись. А новый сезон наводнений начался в этом году не по графику.
Нынешняя власть помнит, как дорого ей стоила в плане поддержки народа прошлая кампания по борьбе с наводнениями, которая пришлась на декабрь 2021 года — начало января 2022 года. Поэтому у Исмаила Сабри вполне могла возникнуть мысль прекратить изматывать оппозицию неопределенностью и, напротив, инициировать выборы немедленно, до того как репутация партии ухудшится. 10 октября было объявлено о роспуске действующего парламента, полномочия которого истекали только в 2023 году.
Теперь все основные политические силы используют оставшееся до официальной предвыборной кампании время на перегруппировку. Маленькие политические партии стремятся войти в коалиции, которые, по их мнению, должны победить. В самих блоках кипят споры по поводу распределения кандидатов по одномандатным округам. Все партии пытаются оценить, где и с какими кандидатами у них больше шансов.
Важно отметить, что к новым выборам был принят закон, снижающий возрастной ценз для избирателей. Теперь во всеобщих выборах могут участвовать подданные короля в возрасте от 18 лет. Отметим, ранее это право давалось только с 21 года.
На этих выборах правящему блоку придется нелегко. Ему нужно победить в большинстве округов, хотя именно на время его правления пришлись и жесткие пандемийные ограничения, и сильнейшие наводнения, с которыми правящий блок справился плохо.
А у оппозиции остается все та же проблема с единством, которая не дала ей удержаться у власти. Два довольно сильных оппозиционных блока с трудом удерживают порядок в собственных рядах. Идет дележ одномандатных округов между партиями в блоках, а также между депутатами в партиях.
Можно смело предположить, что при всех репутационных ударах, которые правящий блок получил за последний год, «Национальный фронт Малайзии» всё же удержит свои позиции и сохранит за собой кресло главы правительства.
Вопрос лишь в том, сможет ли властный блок получить абсолютное большинство в парламенте и положить конец политическому кризису.
(теги пока скрыты для внешних читателей)