Не было бы счастья, да несчастье помогло — неделя в Приморье
Отставки в администрациях Владивостока и Приморья
7 февраля замглавы администрации Владивостока Константин Стоценко написал заявление об увольнении по собственному желанию. По его словам, поводом для отставки послужила критика со стороны губернатора Приморского края Олега Кожемяко. Чиновник заявил, что не намерен «держаться за кресло» и подал в отставку.
Затем 11 февраля подала в отставку и первый заместитель мэра Владивостока Ольга Козерацкая. Она написала заявление об увольнении в связи с выходом на пенсию.
Эксперты отмечают, что уход двух высокопоставленных чиновников из администрации может быть связан с реорганизацией команды мэра Олега Гуменюка, либо с неудачами, которые проявились в ходе зимы во Владивостоке.
Также кадровые перестановки произошли и в правительстве Приморского края. В частности, 8 февраля пост краевого министра природных ресурсов покинул Игорь Степаненко. По предварительным данным, он подал в отставку в связи с переходом на новое место работы. Позднее, 10 февраля, правительство Приморья покинул вице-губернатор Александр Костенко, проработавший в краевой администрации почти 20 лет. Его уход, по официальным данным, связан с состоянием здоровья.
Китай отказался от нашей рыбы — добытчиков спасут детсады, школы и больницы?
В ходе рабочей поездки в Приморье полпред президента в ДФО Юрий Трутнев предложил пути выхода из «рыбного кризиса». Напомним, в начале октября прошлого года Китай перестал принимать в своих портах российскую рыбу. Сославшись поначалу на обнаружение следов коронавируса SARS-CoV-2 на упаковке в одной партии рыбы, китайские власти полностью отказались от дальневосточной рыбы, несмотря на усилия российских властей и рыбопромышленников по организации дополнительных антикоронавирусных мер, требуемых китайской стороной. «Правительство предприняло ряд мер, в том числе предложило их китайской стороне. Если честно, в основном они остались без ответа», — резюмировал Трутнев текущую переговорную ситуацию.
Учитывая то, что порядка 60% добытой в дальневосточных водах рыбы традиционно экспортировалось в Китай, в отрасли создалась кризисная ситуация. Выловленной и непроданной рыбы накопилось 180 тыс. тонн. Уже выловленную рыбу невозможно ни быстро продать на других направлениях, ни переработать. Хотя действия в этих направлениях и предпринимаются, они не могут дать значительного эффекта.
Холодильных мощностей для хранения такого объема рыбы тоже не хватает, компании арендуют рефрижераторные суда и хранят рыбу в них. Кроме того, вероятен провал текущей путины и большие экономические потери рыбодобытчиков, а также проблема сильно недоосвоенных квот, которые по этой причине могут отобрать.
В рамках дальневосточного турне полпред предложил стимулировать строительство рыбоперерабатывающих заводов в России, в том числе модернизировав программу «квот в обмен на инвестиции», а также распространить на эти предприятия преференциальный режим ТОР. «Российская рыба закупается ими для переработки, а потом реэкспортируется в другие страны», — сказал Трутнев о китайских партнерах и добавил, что нужно организовать переработку рыбы на Дальнем Востоке. Полпред ожидает появления новых рыбоперерабатывающих заводов через полтора-два года. Их мощности должно хватить на переработку «излишков» в объеме ныне оказавшихся невостребованными 180 тыс. тонн. Однако позже глава Росрыболовства Илья Шестаков заявил о планах создания таких мощностей в течение 4-х лет. Вспоминаются бессмертные строки Владимира Маяковского: «Через четыре года здесь будет город-сад!»
Кроме того, Трутнев поручил проработать механизм «рыбных интервенций» — закупки рыбы для государственных учреждений, а также субсидирование доставки рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть страны по железной дороге, в том числе, для последующей переработки на местных предприятиях. Отметим, что конкурсная документация для обеспечения питанием госучреждений разрабатывается заранее, торги тоже проводятся не раз в месяц, поэтому реализация рыбных интервенций имеет свои подводные камни. Кроме того, сейчас большие объемы рыбы находятся на судах и из-за недостатка холодильных мощностей не могут быть оперативно заморожены, поэтому существует вероятность появления рыбы «второй свежести» на столах школьников. Насколько оправданы такие опасения, покажет время.
И конечно, у добывающих компаний сохраняется надежда на то, что Китай после своих новогодних праздников все-таки начнет понемногу принимать российскую рыбу. Тем временем оптовые цены на минтай упали примерно на треть.
Очередное предприятие советского наследия угробили в Приморье
На прошлой неделе была, кажется, поставлена точка в истории владивостокского оборонного предприятия «Радиоприбор». Череда эффективных частных собственников обеспечила заводу 4 миллиарда рублей долгов при оценке стоимости его имущества лишь в 40% от этой суммы. На 26 февраля объявлены торги. На прошедшей 8 февраля встрече трудовому коллективу предложено уволиться с выплатой пятикратной месячной заработной платы или потянуть до окончания срочных трудовых договоров в режиме вынужденного простоя и сохранением 2/3 заработка. Ежели некоторые сотрудники «Радиоприбора» пожелают трудоустроиться на другие предприятия оборонно-промышленного комплекса края или переехать для этого в Дубну, то краевые чиновники и наниматель пообещали «в индивидуальном порядке» рассмотреть все их обращения и «оказать содействие». Некоторые работники завода скептически восприняли очередные обещания руководства, не желают прекращения работы коллектива и обратились с заявлением в прокуратуру.
Жилье в Приморье продолжает дорожать
По некоторым оценкам стоимость квадратного метра в новостройках эконом-класса приморской столицы подросла за год более чем на 40%. Виной тому «успех» программы «Дальневосточная ипотека», запрет практики строительства по договорам долевого участия и привлечение для финансирования строительства заемных средств, а также недостаточные темпы строительства. Подобное удорожание делает сомнительной выгоду от уменьшения процентной ставки. Главными выгодополучателями кредитной накачки строителей и нуждающихся в жилье остаются финансовые учреждения.
Краевые власти планируют переселить всех нуждающихся из аварийного и ветхого жилья в течение трех лет
Губернатор Приморья предполагает в три года завершить текущую программу переселения из ветхого и аварийного жилья 6 тысяч жителей и затем начать новую. Для этого планируется построить более 58 тысяч квадратных метров жилья и ещё 23 тысячи приобрести на первичном и вторичном рынках. Такие планы были озвучены им на заседании с главами муниципальных образований региона.
Тем временем прокуратура добралась до мэра Владивостока
Прокуратура вынесла предостережение градоначальнику Владивостока из-за срывов плановых сроков ввода в эксплуатацию детского сада на 240 мест в микрорайоне Патрокл, возводимого на субсидии по национальному проекту «Демография». В вину чиновникам вменяется недостаточный контроль за своевременностью выполнения работ подрядными строительными организациями. Так недалеко и до обвинений в халатности. Первоначально открытие детского учреждения планировалось на сентябрь прошлого года, теперь же обещают, что оно заработает в марте.
Вместо эпилога
В очередной раз даже на маленькой региональной выборке событий обнажается всё та же ущербность нынешнего курса развития России — ситуационное реагирование на вызовы и полный отказ от преодоления экономической деградации.
Возникла проблема — Китай не берет нашу рыбу. Она же не сама по себе возникла, а является частью большой политики КНР в отношении России. Другой частью этой же политики является кратное снижение пропускной способности пограничных переходов на дальневосточном участке российско-китайской границы. Под тем же предлогом борьбы с коронавирусом (который, кстати, не в России появился, а в Китае) китайские власти уже год вставляют палки в колеса российского импорта. Хотя, казалось бы, они должны быть заинтересованы в продаже как можно большего количества своих товаров нам. С третьей стороны, ограничился и наш импорт из Китая по морю — ставки фрахта выросли в разы из-за дефицита контейнеров. И есть основания полагать, что дефицит этот создан искусственно. Но эта проблема российско-китайских отношений даже никем официально не проговаривается, хотя движение по погранпереходам ограничено уже больше года.
Но вернемся к рыбе. У нас возник излишек рыбы массой 180 тыс. тонн. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что ее просто невозможно сохранить в кондиционном состоянии. Холодильные мощности функционируют в рыночной системе и никакому собственнику не придет в голову держать их полупустыми. Они должны быть всегда загружены под завязку и приносить этим максимум прибыли. Когда внезапно появляется огромный объем свежей рыбы, заморозить ее просто негде. И все разговоры о рефрижераторных судах и о поиске холодильных мощностей в других регионах — в пользу бедных, потому что найти внезапно большое количество простаивающих холодильников в рыночной системе невозможно.
А полномочный представитель президента в ДФО предлагает инновационное решение — строить рыбоперерабатывающие заводы, которые смогут переработать 180 тыс. тонн уже выловленной и тухнущей рыбы через 2 года. Да, сейчас мы попытаемся впарить рыбу всем и вся, но на одних школах и больницах проблему решить не получится, да и в традиционно спасающей тухлую рыбу армии сейчас личного состава не так много. Да, рыбопереработку создавать нужно, а наверное, и советскую уничтожать не стоило, но где вы были все эти годы? И главный вопрос — кто вспомнит про рыбопереработку, если Китай завтра опять начнет принимать рыбу, перерабатывать на своей территории и экспортировать в Европу?
С другой стороны, хорошо хоть вообще про рыбопереработку заговорили. Может, через несколько десятков лет и про уничтожаемый сейчас «Радиоприбор» вспомнят, и про приморские горнообогатительные комбинаты, и ещё много про что.