Контроль над портами и легкий доступ к ним позволяют странам проецировать свою мощь, влияние и оборонные возможности, не тратя целое состояние на содержание зарубежной военной базы

Чем Индия ответит на «мягкую силу» Китая? О борьбе за порты Шри-Ланки

Иван Айвазовский. Порт ла Валетта на острове Мальта. 1844 год.
Иван Айвазовский. Порт ла Валетта на острове Мальта. 1844 год.

В настоящее время китайские судоходные компании перевозят больше груза, чем компании любого другого государства. Из десяти самых крупных контейнерных портов мира пять находятся в Китае и один — в Гонконге. Китайской береговой охране принадлежит крупнейший правоохранительный флот в мире, а его военно-морские силы являются самыми быстрорастущими среди великих держав.

Китай много инвестирует в коммерческие порты. На Шри-Ланке, как и в других стратегически важных точках мира, вслед за инвестициями КНР сразу происходило развертывание или визиты кораблей флота Народно-освободительной армии Китая (НОАК). В отдельных случаях в коммерческих портах на долгосрочной основе размещались военные контингенты НОАК.

Старший научный сотрудник Observer Research Foundation в Нью-Дели пишет: «Существует врожденная двойственность объектов, над созданием которых работает Китай в иностранных портах и которые являются якобы коммерческими, но могут быстро модернизироваться для проведения необходимых военных миссий. Они прекрасно подходят для мягкого проецирования жесткой силы». Вслед за Китаем инвестировать в порты начала Индия.

Шри-Ланка находится на одном из самых загруженных в мире судоходных маршрутов, что дает стране преимущества при сотрудничестве с иностранными компаниями, портовыми операторами и логистическими компаниями.

30 сентября крупнейший частный портовый оператор Индии Adani Group подписал договор на $700 млн о строительстве нового контейнерного терминала на Шри-Ланке. Сделка по совместному развитию Западного международного контейнерного терминала Коломбо (CWICT) с крупнейшей ланкийской компанией John Keells Holdings и Управлением портов Шри-Ланки (SLPA) будет действовать в рамках соглашения «Строительство — эксплуатация — передача» в течение 35 лет. Adani Ports будет владеть 51% акций терминала, John Keells — 34%, а SLPA — 15%.

По информации пресс-службы Adani Group, протяженность причала CWICT составит 1,4 тыс. метров, 20-метровая глубина фарватера позволит новому терминалу принимать даже сверхбольшие контейнеровозы. Планируется, что терминал сможет обрабатывать порядка 3,5 млн контейнеров в год.

Изображение: (cc) Rehman Abubakr
Порт Коломбо
Порт Коломбо
КоломбоПорт

Взаимоотношения Индии и Шри-Ланки регулярно подвергаются испытанию на прочность из-за различных политических и экономических противоречий. Однако новое соглашение с индийским Adani Groupe считается коммерчески и стратегически ценным для обеих сторон.

Подобная крупная сделка с индийским портовым оператором является первой в истории Шри-Ланки и крупнейшей иностранной инвестицией в портовую отрасль островного государства. Несмотря на то, что порт Коломбо был региональным центром, который в первую очередь обслуживал рынок Индии, ни один индийский инвестор не был заинтересован вкладывать средства в портовую отрасль Шри-Ланки.

Так было, пока на остров не пришли китайцы. Теперь Шри-Ланка стала значимым полем битвы Индии и Китая в Южной Азии. Инвестиции в порты — одно из ярких проявлений этого.

Индийские инвестиции в CWICT были сделаны через десять лет после того, как китайский портовый оператор China Merchant Ports (CM Ports) и ланкийский конгломерат Aitken Spence подписали 35-летнее концессионное соглашение с Управлением портов Шри-Ланки на эксплуатацию южного терминала, известного как Международный контейнерный терминал Коломбо (CICT). Сделка 2011 года действует по той же схеме «Строительство — эксплуатация — передача».

Появление китайской CM Ports стало поворотным моментом, изменившим судьбу порта Коломбо. Китайская CM Ports представлена более чем в 40 портах по всему миру и входит в десятку крупнейших операторов терминалов в мире. Опыт компании как глобального оператора сделал порт Коломбо значительно эффективнее и конкурентоспособнее. Ланкийский Aitken Spence продал свою долю в 2012 году CM Ports, сделав Китай держателем 85% акций южного терминала. Порт Коломбо вырос в несколько раз, что сделало его самым быстрорастущим портом в мире в первой половине 2018 года. В 2019 году он обработал 7,2 млн контейнеров, из которых терминал CICT обработал более 40%.

Кроме этого, в 2017 году китайская CM Ports арендовала на 99 лет порт Хамбантота на южном побережье острова. Эта сделка стала поводом для жарких споров внутри страны.

На фоне растущего китайского влияния в портовой отрасли Шри-Ланки инвестиции индийской Adani Group в западный терминал считаются переломным моментом. Участие Китая в строительстве и эксплуатации порта Хамбантота вызывало особую озабоченность, несмотря на то, что Индия изначально отказалась от возможности построить порт.

В настоящее время китайская и индийская экономики являются самыми быстрорастущими в мире, что делает эти страны прямыми конкурентами в борьбе за новые рынки сбыта и контроль над торговыми путями. В последней сделке Индия продемонстрировала свою способность оказывать влияние на соседнее государство для реализации своих интересов.