Контроль над портами и легкий доступ к ним позволяют странам проецировать свою мощь, влияние и оборонные возможности, не тратя целое состояние на содержание зарубежной военной базы

Чем Индия ответит на «мягкую силу» Китая? О борьбе за порты Шри-Ланки

Иван Айвазовский. Порт ла Валетта на острове Мальта. 1844 год.
Иван Айвазовский. Порт ла Валетта на острове Мальта. 1844 год.
Иван Айвазовский. Порт ла Валетта на острове Мальта. 1844 год.

В настоящее время китайские судоходные компании перевозят больше груза, чем компании любого другого государства. Из десяти самых крупных контейнерных портов мира пять находятся в Китае и один — в Гонконге. Китайской береговой охране принадлежит крупнейший правоохранительный флот в мире, а его военно-морские силы являются самыми быстрорастущими среди великих держав.

Китай много инвестирует в коммерческие порты. На Шри-Ланке, как и в других стратегически важных точках мира, вслед за инвестициями КНР сразу происходило развертывание или визиты кораблей флота Народно-освободительной армии Китая (НОАК). В отдельных случаях в коммерческих портах на долгосрочной основе размещались военные контингенты НОАК.

Старший научный сотрудник Observer Research Foundation в Нью-Дели пишет: «Существует врожденная двойственность объектов, над созданием которых работает Китай в иностранных портах и которые являются якобы коммерческими, но могут быстро модернизироваться для проведения необходимых военных миссий. Они прекрасно подходят для мягкого проецирования жесткой силы». Вслед за Китаем инвестировать в порты начала Индия.

Шри-Ланка находится на одном из самых загруженных в мире судоходных маршрутов, что дает стране преимущества при сотрудничестве с иностранными компаниями, портовыми операторами и логистическими компаниями.

30 сентября крупнейший частный портовый оператор Индии Adani Group подписал договор на $700 млн о строительстве нового контейнерного терминала на Шри-Ланке. Сделка по совместному развитию Западного международного контейнерного терминала Коломбо (CWICT) с крупнейшей ланкийской компанией John Keells Holdings и Управлением портов Шри-Ланки (SLPA) будет действовать в рамках соглашения «Строительство — эксплуатация — передача» в течение 35 лет. Adani Ports будет владеть 51% акций терминала, John Keells — 34%, а SLPA — 15%.

По информации пресс-службы Adani Group, протяженность причала CWICT составит 1,4 тыс. метров, 20-метровая глубина фарватера позволит новому терминалу принимать даже сверхбольшие контейнеровозы. Планируется, что терминал сможет обрабатывать порядка 3,5 млн контейнеров в год.

Изображение: (cc) Rehman Abubakr
Порт Коломбо
Порт Коломбо
КоломбоПорт

Взаимоотношения Индии и Шри-Ланки регулярно подвергаются испытанию на прочность из-за различных политических и экономических противоречий. Однако новое соглашение с индийским Adani Groupe считается коммерчески и стратегически ценным для обеих сторон.

Подобная крупная сделка с индийским портовым оператором является первой в истории Шри-Ланки и крупнейшей иностранной инвестицией в портовую отрасль островного государства. Несмотря на то, что порт Коломбо был региональным центром, который в первую очередь обслуживал рынок Индии, ни один индийский инвестор не был заинтересован вкладывать средства в портовую отрасль Шри-Ланки.

Так было, пока на остров не пришли китайцы. Теперь Шри-Ланка стала значимым полем битвы Индии и Китая в Южной Азии. Инвестиции в порты — одно из ярких проявлений этого.

Индийские инвестиции в CWICT были сделаны через десять лет после того, как китайский портовый оператор China Merchant Ports (CM Ports) и ланкийский конгломерат Aitken Spence подписали 35-летнее концессионное соглашение с Управлением портов Шри-Ланки на эксплуатацию южного терминала, известного как Международный контейнерный терминал Коломбо (CICT). Сделка 2011 года действует по той же схеме «Строительство — эксплуатация — передача».

Появление китайской CM Ports стало поворотным моментом, изменившим судьбу порта Коломбо. Китайская CM Ports представлена более чем в 40 портах по всему миру и входит в десятку крупнейших операторов терминалов в мире. Опыт компании как глобального оператора сделал порт Коломбо значительно эффективнее и конкурентоспособнее. Ланкийский Aitken Spence продал свою долю в 2012 году CM Ports, сделав Китай держателем 85% акций южного терминала. Порт Коломбо вырос в несколько раз, что сделало его самым быстрорастущим портом в мире в первой половине 2018 года. В 2019 году он обработал 7,2 млн контейнеров, из которых терминал CICT обработал более 40%.

Кроме этого, в 2017 году китайская CM Ports арендовала на 99 лет порт Хамбантота на южном побережье острова. Эта сделка стала поводом для жарких споров внутри страны.

На фоне растущего китайского влияния в портовой отрасли Шри-Ланки инвестиции индийской Adani Group в западный терминал считаются переломным моментом. Участие Китая в строительстве и эксплуатации порта Хамбантота вызывало особую озабоченность, несмотря на то, что Индия изначально отказалась от возможности построить порт.

В настоящее время китайская и индийская экономики являются самыми быстрорастущими в мире, что делает эти страны прямыми конкурентами в борьбе за новые рынки сбыта и контроль над торговыми путями. В последней сделке Индия продемонстрировала свою способность оказывать влияние на соседнее государство для реализации своих интересов.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER