Цензура корпораций: выдавливание Трампа из соцсетей и удушение альтернатив
45-й президент США Дональд Трамп с начала президентской кампании в 2016 году подвергался беспрецедентному нажиму со стороны американских СМИ. После инаугурации накал несколько ослаб, но оставался чрезвычайно высоким. А в 2020 году, перед новыми президентскими выборами, ситуация достигла своего апогея.
Крупные СМИ страны, связанные с Демократической партией (а таких в США большинство), устроили самую настоящую травлю, используя малейший повод, чтобы уколоть действующего президента. Из серьезных СМИ поддержку Трампу оказывал только республиканский Fox News.
Однако у политика был другой крупный информационный козырь — собственные аккаунты в соцсетях. Самым мощным оружием был его Twitter. Если в 2017 году у него было 19 млн подписчиков, то к январю 2020 их стало 68 млн, а за последний год прибавилось еще 20 млн. В итоге аккаунт политика с 88 млн подписчиков занимал 6 место по количеству подписчиков. Каждое сообщение Трампа читали сотни тысяч, а то и миллионы пользователей. Популярностью также пользовались аккаунты администрации политика, его предвыборного штаба и ближайших сторонников.
Но в 2020 году у Трампа начали возникать серьезные проблемы с цензурой. Facebook и Twitter начали удалять или помечать как сомнительные некоторые публикации, в которых подвергалась сомнению невероятная опасность нового коронавируса COVID-19 или заявлялось о фальсификациях на выборах президента. Аккаунт его предвыборного штаба летом даже был на время заморожен.
Ситуация перешла в разряд критической 6 января. В этот день в Конгрессе утверждались результаты выборов президента США, которым стал демократ Джо Байден. Трамп собрал многочисленный митинг в Вашингтоне и повел колонну своих сторонников к зданию Капитолия. При этом часть участников мероприятия на этом не остановилась и ворвалась внутрь здания.
В это время Twitter, Facebook, Instagram и YouTubе заморозили доступ либо к самому аккаунту политика, либо к отдельным сообщениям. Корпорации мотивировали это тем, что сообщения президента скорее будут способствовать эскалации насилия, чем к его снижению.
Через некоторое время Twitter разблокировал аккаунт Трампа, и тот продолжил вести свою информационную кампанию. Однако спустя пару дней соцсеть навсегда заблокировала аккаунт президента. Свое решение компания объяснила «риском дальнейшего подстрекательства к насилию». Этот вывод соцсеть Twitter сделала на основании сообщений, где политик утверждал, что не пойдет на инаугурацию Джо Байдена, и то, что не допустит неуважения к 75 миллионам своих избирателей.
Facebook и Instagram продлили заморозку аккаунтов Трампа минимум на две недели, блокировку включили и другие соцсети. В соцсетях были также заблокированы аккаунты ближайших сторонников Трампа: Майкла Флинна, Сидни Пауэл, Лина Вуда и других. Сам Трамп через другие аккаунты в социальных сетях написал, что не прекратит бороться и собирается создать собственную платформу. Эти сообщения были немедленно удалены.
Сторонники Трампа с негодованием отнеслись к таким действиям и начали искать альтернативные платформы. Наиболее популярным вариантом оказалась социальная сеть Parler, которая изначально себя позиционировала как беспристрастную платформу, чьим основным принципом является поддержка свободы слова. Взрывной рост популярности соцсети начался еще в ноябре, когда за пять дней — после выборов президента США — к соцсети присоединились 4,5 млн пользователей.
Масштабная кампания блокировки «протрамповских» сил в наиболее популярных соцсетях вызвала новый взрыв популярности Parler. Практически моментально приложение соцсети стало одним из самых скачиваемых в магазинах приложений для мобильных операционных сетей iOS и Android.
Это не осталось незамеченным. Многие активные противники Трампа сразу начали кампанию по дискредитации соцсети. Сразу посыпались утверждения, что якобы соцсеть использовалась для планирования и координации штурма Капитолия и вообще служит пристанищем для всяких радикалов. За этим немедленно последовала реакция корпораций Apple и Google. Они потребовали от Parler ввести модерацию контента. Спустя сутки приложения соцсети были удалены из магазинов корпораций.
Но этим удары по Parler не ограничились. 9 января один из крупнейших облачных хостингов — Amazon Web Services, заявил, что социальная сеть нарушила условия договора и пообещал, что за минуту до полуночи 11 января отключит Parler доступ к собственным сервисам. Получается, что у компании остался один день на то, чтобы перевести свой сайт на альтернативную платформу. Задача выглядит практически невыполнимой, особенно если учесть, что этот день — воскресенье.
Однако Parler сдаваться не собирается и практически мгновенно отреагировал на заявление Amazon. Гендиректор компании Джон Маце заявил, что соцсеть в принципе готова к переезду на другие сервисы, но ситуация осложняется совместной атакой Amazon, Google и Apple, подчеркнули в компании. «Это была скоординированная атака технологических гигантов с целью уничтожить конкуренцию на рынке», — подчеркнул Маце. Он заявил, что компания сделает все возможное для возобновления работы соцсети, но это будет весьма сложной задачей.
При этом понятно, что переехать на какой-нибудь другой хостинг — это подъемная задача, которую можно решить достаточно быстро. Но где гарантии, что он не последует за Amazon и спустя какое-то время не разорвет договор с Parler? Наиболее надежная возможность обеспечить работоспособность ресурса — это построить распределенную инфраструктуру с серверами в различных регионах мира и использовать услуги не связанных между собой поставщиков доступа в Интернет.
На построение такой инфраструктуры нужны значительные средства, много времени и специалисты. Но даже в таком случае общая работоспособность ресурса не гарантирует наличие доступа к нему из определенной страны. Технически вполне возможно перекрыть доступ большинства пользователей к проекту из США, лишить доменного имени или блокировать его, отозвать сертификат безопасного соединения или еще что-нибудь в таком духе.
В заключение хотелось бы напомнить про следующий сюжет. В мае Трамп пытался изменить параграф 230 действующего в США акта, определяющего нормы поведения. Этот документ, в том числе, определяет и поведение в социальных сетях. Согласно параграфу, крупные технологические компании не несут ответственность за размещенные на них сообщения. Он защищает компании от судебных исков по поводу содержания сообщений их пользователей, ответственность за них несут сами пользователи, но не владелец площадки.
Это намерение Трампа вызвало серьезное сопротивление со стороны технологических компаний, и оно так и не было доведено до конца. Однако сейчас эти корпорации заставляют Parler нести ответственность за сообщения своих пользователей и вводить цензуру.
Вся эта ситуация наглядно демонстрирует существование политической цензуры в США. Цензура носит не государственный характер, но от этого не сильно легче, раз она может лишить самого президента страны возможности общаться со своими сторонниками.