Страх и ярость: интервью с военным — защитником Карабаха
Нагорный Карабах — первая «горячая точка» в СССР. С началом перестройки конфликт между армянами и азербайджанцами, двумя народами, которые веками жили рядом, стал искусственно подогреваться извне и изнутри. Одним силам кровавые межнациональные конфликты были необходимы для развала СССР, другим — для извлечения экономической выгоды. Криминальный интернационал получил от сгона с земель миллиардные прибыли: беженцы вынуждены были бросать или продавать за бесценок скот, движимое и недвижимое имущество. А их во время карабахского конфликта набралось с обеих сторон сотни тысяч человек.
Распад СССР поставил Нагорный Карабах перед необходимостью выживать в постсоветском, по существу враждебном, окружении. О том, что же позволило республике отстоять свою независимость, корреспондент ИА Красная Весна побеседовал с Сергеем Нагорным — уроженцем Карабаха, участником кровопролитных событий 1992-1994 годов.
Корр.: Как вы считаете, благодаря чему Нагорный Карабах смог выстоять после развала СССР?
С.Н.: Вы знаете, я часто думал об этом. Несмотря на то, что все это происходило на моих глазах и я сам был участником некоторых событий, этот вопрос продолжает вводить меня в этакий ступор.
Можно бесконечное количество раз рассказывать о том, что Арцах (древнеармянское название Нагорного Карабаха — прим. ИА Красная Весна) всегда был населен армянами. Но дело не только в этом. В Нагорном Карабахе знают, что такое защищать свою Родину, и малую, и большую, до последней капли крови.
В знаменитом карабахском селе Чардахлу, которое сейчас находится на территории Азербайджана, на свет появились 2 маршала Советского Союза, 12 генералов, 57 полковников. 452 человека из 1250 ушедших на фронт пали смертью храбрых в Великой Отечественной войне, 7 стали Героями Советского Союза. Чардахлу — родина знаменитых советских маршалов Ивана Баграмяна и Амазаспа Бабаджаняна, генерал-полковника Григория Карагезяна, генерал-майоров Юрия и Леонида Мартиросянов, Гургена Манасяна, Гарегина Габриеляна. Уроженцем Чардахлу был полковник Смбат Даниэлян, который с честью воевал в Первой Мировой войне, во время Великой Отечественной войны комбриг Даниэлян защищал Кавказ, Москву, освобождал Литву, где и погиб в июле 1944 года. Бомбой, убившей полковника Даниэляна, был тяжело ранен его сын — старший лейтенант Левон Даниэлян, который скончался от ран вскоре после Победы.
Корр.:То есть дух народа держался памятью о земляках-героях?
С.Н.: Совершенно верно, но был и еще один, может быть, равный по значимости фактор: решимость не стать жертвой, никогда больше не дать повториться геноциду.
Я помню, как было страшно в те дни, когда пошли первые сообщения об убитых армянах в Сумгаите, Агдаме, Баку. А страх действительно был. На память пришли события 1915 года, когда был организован геноцид армян в Турции. И мне приходилось слышать, как жена моего соседа, укладывая спать плачущих малышей, говорила: «Не плачь. Спи. А то турок придет и тебя убьет». Страх повторения геноцида и заставил взглянуть по-другому на наши жизни, на жизни наших детей. Особенно с учетом тех процессов, которые стали проходить в СССР: развал некогда великой страны, парад независимостей и появление такого государства, как Азербайджан, которое тут же организовало блокаду всего Нагорного Карабаха и каждого армянского населенного пункта в отдельности.
Оставшись один на один с государством, которое хотело решить вопрос силовым путем, мы поняли, что не хотим больше становится жертвами. Что надо защищаться, как защищались наши предки. И мы встали на защиту своего дома, своего села, своей улицы…
Было трудно. Так как пришлось постигать воинское искусство буквально на ходу. Да и не только воинское искусство. Пришлось учиться создавать государство. Не просто восстанавливать, а именно создавать. В условиях непрекращающихся обстрелов населенных пунктов, боевых столкновений с азербайджанской армией.
А еще мы поняли, что мы не одни, видя, как добровольцы из Армении (да и армяне со всего мира) маленькими ручейками стали просачиваться сквозь кордоны азербайджанских войск, неся на своих плечах так необходимые нам вооружения и боеприпасы. Как бывшие учителя, строители, музыканты, колхозники брали оружие в руки и вставали в строй защитников.
По сути, это всенародное движение позволило выстоять не только Карабаху, но и Армении. Это было серьезное испытание для всего армянского народа вне зависимости от места жительства. Армяне сумели отстоять часть своей земли, и это стало общенациональным подвигом, которым еще долго будет гордится каждый армянин.
Корр.: Какие тогда пели песни?
С.Н.: С началом Карабахского движения стали популярны армянские национальные песни. Я помню, как мы переписывали эти песни в маленькие блокнотики и прятали их, потому что если бы он попался вдруг патрулю или просто при зачистках, то это стало бы поводом для серьезных проблем. Многие песни записывались русскими или латинскими буквами, так как было много беженцев из Азербайджана, которые не знали армянского языка. И после наступления комендантского часа несколько сотен человек, сидя на балконах, пели эти песни, заставляя патрули в бессильной злобе бегать по улицам.
В период начала Карабахского движения была популярна песня «Возвращайся». Песню в 1988 году написала Ирина Пирумян — жена Олега Пирумяна, музыканта, руководителя ансамбля «Аревик» («Солнышко»), погибшего в 1992 году при освобождении Шуши. Эту песню почему-то забыли на долгое время, но сейчас она вновь стала исполняться.
И конечно же, песня «Карабахци» (Карабахец), на слова Грачья Беларяна. Музыку к ней написал советский композитор, автор популярных песен, генерал-майор милиции Алексей Экимян. За год до своей смерти, в 1981 году, он впервые приехал на родину своего отца — в Нагорный Карабах. Длительная творческая поездка по Нагорному Карабаху превратились в песенный цикл, главная песня которого «Карабахци» (Карабахец) — песня мирного времени, получившая второе рождение в период Карабахского конфликта.
Корр.: О чем она?
С.Н.:
Карабахци (карабахец)
Где бы ты ни был, мой товарищ Ты с ним подружись. Для хорошего друга даже жизнь отдаст карабахци.
Созидатель он и строитель Но не простак он, не думай, Он учёный и полководец — Достойный Карабахци.
Мирный он и терпеливый, Но если душу его огорчишь — Как туча омрачится Молнией и огнем — карабахци.
Если говорить о песнях, которые исполняются в кругу друзей и при встрече ветеранов, то репертуар весьма широк. Народные песни, песни современных авторов о народе, об Армении, о защитниках Родины и «героях былых времен». Они всегда популярны. И каждая эпоха оставляла в памяти народа песни и сказания о героях прошлых лет. Все эти песни бережно сохраняются и передаются из поколения в поколение.
Корр.: Как живет республика сейчас?
С.Н.:Нагорно-Карабахская республика сейчас не признана. Государственные программы финансируются благодаря финансовым поступлениям из Армении, а также поддержке всех армян мира, вне зависимости от социального статуса.
Уже несколько лет правительство Арцаха активно финансирует проекты, связанные с развитием сельского хозяйства. Развивается энергетический сектор. В Нагорном Карабахе сданы в эксплуатацию ряд малых ГЭС, которые обеспечивают электроэнергией почти 80 % потребностей населения. Строительство некоторых ГЭС продолжается.
Конечно, говорить о том, что все у нас хорошо — это неправильно. Есть масса проблем, с которыми приходится сталкиваться народу Арцаха. Одной из проблем является занятость населения. Большинство жителей Арцаха проходят службу в рядах Армии обороны Нагорно-Карабахской республики (АО НКР). Немаловажно то, что руководство Нагорного Карабаха постоянно осуществляет крупные социально-экономические проекты в поддержку военнослужащих.
Продукты местного производства поставляются на рынки не только Армении, но и ближнего зарубежья. Конечно, статус непризнанной республики и закрытые границы негативно влияют на товарооборот с зарубежными странами, но с каждым годом он показывает небольшой рост.
Активно развивается туризм. Несмотря на попытки Азербайджана препятствовать приезду туристов в Арцах, а достаточно вспомнить задержание блогера Лапшина, количество туристов, посещающих Нагорный Карабах, с каждым годом увеличивается. При этом, если ранее большинство туристов были армянами, или лицами, имеющими армянские корни, то сейчас все чаще приезжают люди других национальностей.
В первый раз многие приезжают к нам с опаской, но гостям у нас очень нравится, очень много людей приезжают к нам в отпуск, чтобы просто отдохнуть.
Естественно, на настроение людей и гостей Арцаха, большое влияние оказывает постоянные попытки Азербайджана решить вопрос военным путем. Но пусть не покажется это странно — мы как-то привыкли жить под этим напряжением. Жизнь на переднем крае обороны заставляет нас по-другому относится к разным «играм», которые ведутся вокруг республики. Президент НКР Бако Саакян как-то заявил, что независимость Республики Арцах никогда не будет предметом торга. Осознание этого и других факторов, одним из которых является Армия обороны НКР, позволяет нам мечтать и строить свое будущее, так как это видим мы — народ Нагорного Карабаха.
Корр.: Как вы оцениваете события конца апреля-начала мая в Армении?
С.Н.: С того момента, как Серж Саргсян заявил о своем намерении занять пост премьер-министра, сразу возникло ощущение, что в этот раз все будет не так просто. При этом Саргсян сам поспособствовал тому, что произошло. Его высказывание о том, что он не намерен занимать какие-либо должности в руководстве Армении после перехода на парламентскую форму правления, было воспринято народом положительно. Однако последующие его шаги привели к тому, что Никол Пашинян сумел воспользоваться ситуацией и обвинил Саргсяна во лжи. Слова Пашиняна упали на давно подготовленную почву недовольства многих слоев населения.
Общее экономическое состояние Армении, большое количество людей, находящихся за чертой бедности, резкий контраст между бедными и богатыми слоями, вседозволенность определенной прослойки населения, большинство из которой принадлежали к близкому окружению Саргсяна, — все это способствовало тому, что фигура нового премьер-министра воспринималась в негативном ключе.
Все это и стало причиной того, что многие выступили против Саргсяна. Большинство протестующих выступали не в поддержку Пашиняна, а против Саргсяна.
И не стоит забывать, что как над Саргсяном, так и над Пашиняном дамокловым мечом висели события десятилетней давности, когда, в результате возникших беспорядков получили многочисленные ранения и погибли как протестующие, так и сотрудники правоохранительных органов. Многие забывают, что на тот момент Саргсян был только что избран на пост президента республики, но еще не вступил в должность. Однако многие до сих пор говорят, что Саргсян пришел к власти на крови. Именно этот факт и привел к тому, что и правоохранительные органы, и протестующие действовали с оглядкой.
Корр.:При всем понятном разочаровании Сержем Саргсяном, не беспокоит ли Вас, что политическая дестабилизация в Армении может поставить под угрозу мир в Нагорном Карабахе?
С.Н.: Армяне — странный народ. Каждый армянин — это готовый президент, министр, депутат, который может привести сотни вариантов выхода из кризиса, при этом успев раскритиковать программу правительства. И если в политических вопросах они запросто могут просто перейти на личности и их придется растаскивать, то в случае вопроса Нагорного Карабаха они консолидируются и те же оппоненты, которые буквально час назад готовы были друг друга убить из-за политических разногласий, в вопросе защиты Арцаха — единодушны.
Естественно, не все зависит от Армении как гаранта безопасности Нагорного Карабаха. Полученные Армией обороны НКР данные свидетельствуют о том, что Азербайджан перебрасывает свои вооруженные силы к границе Арцаха.
Делалось ли это с целью запугать или же Азербайджан действительно рассчитывал провести блицкриг, пользуясь политической дестабилизацией в Армении? Я не могу сказать. Хотя мне кажется, что скопление войск на границе привело к обратному процессу. Протестующие стали более осторожно подходить к выбору средств давления на власть, а та, в свою очередь, старалась реагировать более адекватно, чем это происходило во время протестов в Ереване против повышения тарифов на электричество в 2015 году («Электромайдан»). Я думаю, что Азербайджану очень хотелось, чтобы власти Армении пошли на поводу у протестующих и стали действовать по жесткому варианту. В этом случае, внимание было бы отвлечено от Нагорного Карабаха и они могли бы воспользоваться этим.
Но, повторюсь, именно тот факт, что и лидер протестующих, и власти постоянно получали информацию и держали под контролем все, что происходило на переднем крае обороны, заставило азербайджанское руководство отказаться от планов нападения на Арцах.
Хотя, по моему мнению, да и не только моему, Азербайджан всегда будет искать возможность для военного решения карабахского вопроса. А мир в Арцахе держится исключительно на том, что Азербайджан прекрасно знает возможности ВС Армении, а также способности армян забыть все дрязги и оперативно встать на защиту своей земли. События апреля 2016 года показали мобилизационные возможности двух армянских республик. Когда буквально за считанные часы после получения информации об агрессии Азербайджана на передний край обороны стали выдвигаться отряды добровольцев.