Учитель с большой буквы

Эдмунд Дж. Салливан. Современная утопия. 1905
Эдмунд Дж. Салливан. Современная утопия. 1905
Эдмунд Дж. Салливан. Современная утопия. 1905

Я думаю, что выражу мнение многих, что с 2011 года Сергей Ервандович стал и продолжает быть для нас Учителем, причем Учителем именно с большой буквы!

Вспоминая 2011 год, когда Ливию уже бомбили, но до того, как мне удалось услышать лекции «Суть времени», у меня в картине будущего кроме ощущения какой-то безысходности и неминуемого мирового господства США ничего не просматривалось.

Даже надежда на доблестную Российскую армию, особенно после внедрения реформ Сердюкова, была отягощена большими сомнениями. Причем успешная защита Южной Осетии и Абхазии от внезапной агрессии Грузии в 2008 году тоже не сильно прибавила уверенности в надежности и, главное, достаточности традиционных вооруженных сил для безопасности страны, а значит, и моей семьи, и моих детей. Особенно учитывая беспрецедентную на тот момент информационную кампанию, организованную Западом, по превращению «белого» в «черное».

Все это усугублялось тем, что было совершенно непонятно — как мы (Советский Союз, а потом Россия и бывшие советские республики) дошли до такого состояния, и куда катится мир?

В телевизоре внятных объяснений не было. Было только регулярное поливание грязью советского прошлого и неубедительное оправдание существующей российской действительности.

В этих условиях цикл передач «Суть времени», выглядел как некое откровение. Потому что в нем была представлена не только убедительная концепция причин развала Советского Союза, но и модель картины мира, объясняющая глубинные корни происходящего в тот момент и весьма нерадужные перспективы грядущего, если текущие тенденции не будут переломлены.

И хотя далеко не сразу пришло понимание и даже признание некоторых концепций и моделей, но ряд основных представлений совпали с неким внутренним ощущением правоты. Как потом стало понятно, полноценному пониманию содержания передач мешал целый ряд причин. Начиная с нежелания признать свою часть вины за утрату Советской Родины, и заканчивая сложностями в освоении огромного массива знаний, которыми были наполнены передачи и которые действительно оказались важны, а в предыдущий период жизни важным не казались. Я имею в виду гуманитарные знания, которые мне как технарю казались второстепенными, причем с детства.

Поэтому я очень благодарен Сергею Ервандовичу, во-первых, за то, что он смог сделать то, что не смогли сделать мои школьные и университетские учителя, хотя я к большинству этих учителей тоже испытываю искреннюю благодарность. Но благодаря стараниям Сергея Ервандовича (в том числе благодаря спектаклям театра «На досках»), мне совершенно по-новому открылся многогранный мир культуры. А вместе с тем, за эти годы сформировалось значительно более серьезное отношение к Истории. Ко всей истории человечества! Что, на мой взгляд, и позволяет рассмотреть человека со всех сторон, а также почувствовать ценность гуманизма.

Во-вторых, но еще более важно, то, что деятельность в движении «Суть времени» не только показала, насколько недостаточной является обывательская формула смысла жизни мужчины: «построить дом, вырастить сына, посадить дерево», но и наполнила жизнь настоящим смыслом, а так же воскресила мечту о будущем. Будущем, в котором обязательно должно быть коммунистическое содержание!

При этом, на мой взгляд, трудно даже представить, какое невероятное количество энергии потрачено Сергем Ервандовичем и ЭТЦ на то, чтобы движение «Суть времени» состоялось, и в том числе на таких учеников как я. И тем важнее нам не быть «песком», в который энергия уходит без отдачи. И не превращаться в социальных животных, причем в социуме, который и социумом-то трудно назвать. А приумножить полученную энергию и донести ее до еще большего числа людей, с тем чтобы вместе отстоять право и быть достойными называться Человеком!

С Днем рождения, Сергей Ервандович!