Другая жизнь
Новогоднее поздравление Сергея Кургиняна. 31 декабря 2022 года
Дорогие друзья, мы празднуем Новый год в совершенно новой исторической ситуации. Это ситуация тяжелейшего военного конфликта на Украине, конфликта не только с бандеровской взбесившейся антирусской Украиной, а еще и фактически со всем Западом, который очень сильно поддерживает Украину и подливает масла в огонь этого конфликта. Мы празднуем Новый год в условиях чудовищной русофобии Запада, которая показала, что ему, Западу, не нужна никакая Россия, даже белая и пушистая — просто никакая. Что хороший русский — это мертвый русский, а мы для них все, всё население России, русские.
Мы реально оказались в ситуации очень большой войны, к которой стратегически не готовились. Потому что наше предыдущее существование, основанное на идее вхождения в Запад, предполагало, в частности, что больших войн уже не будет, тем более на территории Европы. И вот мы в ней, в такой войне.
Всё это вызывает радикальные импульсы, мне глубоко понятные, но мною не разделяемые, — мол, праздновать вообще ничего не нужно. Или что празднования должны быть предельно скромными.
Во-первых, я убежден, что праздновать надо как можно скромнее, и что излишества, поощряемые в мегаполисах, являются избыточными, тем более в нынешней ситуации. Я говорю об избыточности с точки зрения объективного понимания реальности. Но этого объективного понимания реальности нет, это первое.
И второе, есть та жизнь, в которой жили. Я в одном из спектаклей назвал ее Izнь. И она главенствовала, у нее — той Жизни — был свой способ празднования. А есть другая жизнь, в которую мы входим, она совсем другая, и там тоже должны быть праздники. Другие способы празднования. Но мы же находимся сейчас в транзите, нынешняя жизнь гибридна. У нас есть какие-то кусочки Жизни предыдущей и какие-то кусочки Жизни новой, появляющейся — это же наша реальность. Мы не можем обсуждать праздники, исходя из того, что мы предписали реальности, пусть сколь угодно справедливо, а не из того, что эта реальность сама являет нам. Мы не отменим ни потребительские набеги на гипермаркеты, ни улицы, забитые автомашинами, в которых сидит потребитель, который встревожен войной, но одновременно продолжающий потребительскую инерцию, — он всё так же ищет подарки, питание и алкоголь для избыточного «праздничного» принятия. Это то, что есть (рис. 1).
Посмотрите на эту жизнь, не только с колокольни некоего долженствования — посмотрите на нее еще и с колокольни реальности. Но даже если жизнь станет абсолютно военной (а она станет таковой только под давлением меняющейся реальности), в ней всё равно должны быть праздники. Более того, может быть, в ней они должны быть еще более мощными, просто другими.
Я никогда не видел ничего плохого в фейерверках как таковых — фейерверком был, между прочим, и салют Победы. Но я замечал, что все последние десятилетия население, которое перегружает себя пищей и алкоголем, считая, что это называется «отмечать праздники», потом делегирует фейерверкам свою потребность радоваться. Фейерверк души заменяется фейерверком механическим. Я всегда знал, что эти фейерверки красивые, что они радуют детей, да и взрослых, что они создают какой-то праздничный навес над достаточно суровой и унылой жизнью провинции, и это здорово, такие навесы нужны. Плохо, что они подменяют собой фейерверк души. Но… что есть, то есть.
В этом году я нахожусь, как всегда, в коммуне, и здесь буду праздновать Новый год. Мы не будем устраивать фейерверк, потому что в нем избыточность, оставшаяся от прежней жизни (Ж1 она же Izнь). Мы очень хорошо понимаем, что находимся уже в другой жизни, но праздновать Новый год будем. И сделали всё возможное, чтобы этот праздник был красивым, чтобы он радовал детей и взрослых, чтобы в нем было счастье. Когда пелось «горит свечи огарочек…», ведь тоже говорилось о празднике.
В 1941-м (!) праздновали Новый год, в 1942-м, в 1943-м. Просто праздновали по-другому. И сейчас те, кто уже понял, что они находятся в другой жизни (Ж2), будут праздновать так, как это нужно в ней. Но это не значит, что они не будут праздновать. Потому что праздника ждет душа. Потому что невозможна жизнь без праздника, то есть без соединения обычного будничного времени, именуемого Хроносом, равно всех влекущего к старению, к оскудению, или как минимум к потере каких-то потенциалов молодости, и времени Кайроса — времени праздника настоящего, когда оно течет иначе. Эти два типа времени существовали у человечества испокон веков, и не было бы людей, если бы не было праздников! Просто вопрос заключается в том, что такое праздник.
Праздник — это возможность выйти из обыденности, другими глазами посмотреть на своих близких, своих друзей, иначе взглянуть на уже пройденный путь. А взглянув на него, и придав ему смысл, посмотреть в настоящее и будущее, соединиться с чем-то высшим, ибо именно в праздничном соборе люди соединяются с тем, что находится за пределами слишком обыденной, слишком материалистической реальности. Это время духа, смысла, счастья, любви, дружбы, единства — всего того, что отрицает современная жизнь с ее атомизацией, индивидуализмом, внутренней хмуростью, низведением счастья к удовольствиям.
Я желаю тем, кто это слушает, отречься от всего плохого в праздники, что было навязано в той, прежней, жизни. Спокойно и доброжелательно посмотреть на сегодняшнюю гибридную жизнь с ее реальностью, потому что она — есть. А те, кто в ней участвует, одновременно готовы выполнять свой долг перед страной. И мы не должны противопоставлять себя им, как некие «пневматики» «физикам». Надо самим уйти в предстоящую жизнь как в жизнь счастья и праздника. Другого счастья, другого праздника, другой мобилизации, другой готовности ко всему, другой решимости выдерживать, выстаивать на основе большого человеческого оптимизма, частью формирования которого является праздник.
С Новым годом, дорогие друзья, и с тем, что нам предстоит, чтобы в этом предстоящем было больше настоящего, не суррогатного счастья и настоящей стратегической новизны. А также понимания того, что есть благо, а что — мусор, отсеиваемый испытаниями, которые нам предстоят и которые встречать нам надо оптимистично, то есть в каком-то смысле празднично.
С Новым годом, дорогие друзья!
С новым счастьем!