За последний месяц в СМИ Западных Балкан появилось несколько неофициальных документов, в которых рассматривался вопрос пересмотра границ стран, образовавшихся на территории бывшей Югославии

Возможен ли пересмотр границ в странах Западных Балкан?

Урош Предич. Беженцы из Герцеговины. 1889 год
Урош Предич. Беженцы из Герцеговины. 1889 год
Урош Предич. Беженцы из Герцеговины. 1889 год

В начале марта этого года президент Словении Борут Пахор посетил с рабочим визитом Боснию и Герцеговину (БиГ). Во время встречи с членами президиума БиГ Пахор заявил, что в Европе все настойчивее говорят о том, что распад Югославии должен быть завершен. Далее он уточнил у руководителей БиГ, как, по их мнению, произойдет передел границ на Западных Балканах — мирным путем или через новую войну?

В связи с этим 12 апреля была проведена встреча между советником члена президиума Боснии и Герцеговины Желько Комшича и послом Республики Словения в БиГ Зорицей Букинац. На этой встрече обсуждались сообщения в балканских СМИ о том, что премьер-министр Словении Янез Янша якобы передал президенту Евросовета Шарлю Мишелю некий неофициальный документ, в котором рассматривался вопрос завершения распада Югославии с пересмотром ныне существующих границ. При этом одним из основных кандидатов на пересмотр границ в этом документе была указана Босния и Герцеговина.

Президент и премьер-министр Словении клятвенно заверили своих коллег из Боснии и Герцеговины, что Янез Янша никакого документа не передавал и что они являются самыми главными сторонниками сохранения уже сложившихся границ и ратуют за скорейшее вхождение Боснии и Герцеговины в Евросоюз и НАТО.

Бурная реакция на Западных Балканах и в ЕС в связи с этими слухами совершенно не удивительна. Разговоры о пересмотре границ на Западных Балканах периодически возникают вот уже много лет. Иногда они бывают оформлены в инициативы от какого-нибудь конкретного государства. Например, о желании Республики Сербской выйти из Боснии и Герцеговины неоднократно заявлял лидер боснийских сербов Милорад Додик. А иногда эти разговоры возникают как бы спонтанно, как в случае с упомянутым выше слухом о передаче Янезом Яншей неофициального документа президенту Евросовета.

Поскольку затронута проблема о пересмотре границ стран, расположенных на территории бывшей Югославии, то не лишним будет вспомнить о тех событиях, которые привели к распаду этого государства.

Как Запад помогал распаду Югославии

Активно поддерживаемые Западом в 80-х годах прошлого столетия националистические силы в Югославии в конечном итоге привели к военным конфликтам в югославских республиках, сначала в Словении и Хорватии в 1991 году, а затем в Боснии и Герцеговине в 1992 году.

Выделившиеся из Югославии четыре национальные республики: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония — были настроены крайне антисербски. Введенные в эти республики миротворческие силы ООН мало помогали в межэтнических конфликтах. А включившиеся в эту войну войска НАТО также были направлены против сербов. Первая военная операция НАТО «Обдуманная сила» прошла в 1995 году. Результатом этого стало подписанное в этом же 1995 году Дейтонское соглашение, и по сей день являющееся основой существования Боснии и Герцеговины.

Как пример поддержки Западом антиправительственных сил можно вспомнить деятельность построенного по технологиям Джина Шарпа общественного движения «Отпор», сыгравшего не последнюю роль в низложении с поста президента Сербии Слободана Милошевича.

А война НАТО в Югославии в 1999 году, вдохновителем которой являлись США, фактически и вовсе является незаконной агрессией. Формальным поводом для объявления этой войны стал этнический конфликт между сербами и косовскими албанцами, а результатом — признание Соединенными Штатами и некоторыми странами, входящими в ЕС, независимости Косово в 2008 году.

Всё смешалось в бывшей Югославии

Разрушение многоэтнического государства Социалистическая Федеративная Республика Югославия привело к тому, что во вновь образованных государствах оказались территории с компактно проживающими там представителями других этносов. В частности, в Боснии и Герцеговине одним из полуавтономных образований является Республика Сербская. Такая же ситуация — и в самопровозглашенной республике Косово.

Впрочем, речь идет не только о сербах, в той же Боснии значительную часть населения представляют хорваты, а на границе Сербии и Косово на сербской стороне есть значительные поселения косоваров.

Такая же картина наблюдается и в Черногории, где основными этносами являются сербы и черногорцы.

А если добавить сюда проблему с мигрантами и наркомафию, базирующуюся в основном в Албании, то становится ясно, что вся территория бывшей Югославии представляет собой бочку с порохом, которая может вновь разразиться многочисленными этническими конфликтами.

И вот, в этот бурлящий котел вновь вбрасывается тема о незавершенности раздела бывшей Югославии, и главным местом пересмотра границ называется Босния и Герцеговина.

Почему до сих пор не распалась Босния и Герцеговина

Надо сказать, что речь о разделе Боснии и Герцеговины возникла не на пустом месте, поскольку насильно объединенные три народа: сербы, хорваты и боснийцы, вдобавок ко всему и исповедующие разные религии (сербы — православные, хорваты — католики, а боснийцы — мусульмане), — плохо уживаются друг с другом. Сербы, в основном проживающие в Республике Сербской, мечтают о вхождении в Сербию, да и хорваты не против вместе с территориями уйти в Хорватию, и лишь боснийцы выступают за сохранение этого государства.

Босния и Герцеговина как единое государство, на мой взгляд, существует только благодаря внешнему давлению, которое оказывают США и ЕС. Убери это давление — и она тут же распадется.

Напомним, что конституция Боснии и Герцеговины основывается на мирном соглашении, подписанном в Дейтоне (штат Огайо, США) в 1995 году. В частности в Дейтонском соглашении определено, что управлять государством должны три представителя, по одному от каждого государствообразующего народа, а присматривать за исполнением этого соглашения должен так называемый Верховный представитель по Боснии и Герцеговине.

Состав судей Конституционного суда БиГ еще более тенденциозен. В нем из девяти членов трое назначаются Председателем Европейского суда по правам человека после проведения консультаций с Президиумом, и эти люди не могут быть гражданами БиГ или соседних с Боснией государств. И лишь оставшиеся шестеро судей избираются от Федерации Боснии и Герцеговины (двое боснийцев и двое хорватов) и от Республики Сербской (двое сербов).

Реакция на новые слухи о пересмотре границ

Итак, первые сведения о данном неофициальном документе появились в середине апреля.

Информационное агентство N1 12 апреля сообщило о словах президента Словении Борута Пахора о том, что в Европе всё больше и больше говорят о пересмотре границ стран, сложившихся на месте бывшей Югославии. А также — о болезненной реакции члена президиума БиГ Желько Комшича на эти слова Пахора, находившегося в Боснии с рабочим визитом. Впрочем, руководители Словении сразу же поспешили заверить Балканы, Европу и США в нерушимости границ Боснии и Герцеговины.

А вот председатель президиума БиГ, избранный от сербов, Милорад Додик, напротив, воспринял разговоры о пересмотре границ БиГ положительно и заявил, что Республика Сербская готова мирно отделиться от БиГ и войти в качестве федеративной части в Сербию.

Вброс тематики пересмотра границ на Западных Балканах в этот раз оказался весьма продуктивным: прошло уже более месяца, а обсуждение этой темы руководителями тех или иных стран продолжается.

Так, 5 мая на эту тему высказались министры иностранных дел и развития G7 и глава внешнеполитического ведомства ЕС. «Необоснованные предположения об изменении границ по этническому признаку не являются решением проблем, стоящих перед регионом. Такие изменения могут создать угрозу региональной безопасности. Мы решительно отвергаем любые попытки подорвать территориальную целостность Боснии и Герцеговины», — заявили представители G7.

10 мая Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель перед дебатами министров иностранных дел ЕС по Западным Балканам написал в своем блоге: «Необходимо прекратить риторику, которая ставит под сомнение целостность Боснии и Герцеговины. Говорить об отделении, новых границах, дальнейшем этническом разделении или войне опасно и неприемлемо».

А за два дня до этого, 8 мая, президент Сербии заявил, что Сербия против любых инициатив по изменению границ на Балканах. А далее заметил, что в сегодняшнем мире «международное публичное право давно похоронено, в международных отношениях нет справедливости, а лицемерие правительств и двойные стандарты определяют политику великих держав».

В самой Боснии и Герцеговине отношение к проблеме пересмотра границ, как было уже отмечено выше, очень разное. Так, два из трех членов президиума БиГ, а именно Шефик Джаферович (представитель боснийцев) и Желько Комшич (представитель боснийских хорватов), выступили резко против расчленения Боснии и Герцеговины, а вот руководители боснийских сербов ратуют за мирный выход из состава страны.

Чем Республика Сербская хуже Косово?

Кроме того, президент Республики Сербской (полуавтономное образование БиГ) Желька Цвиянович заметила, что неофициальный документ, был он реально или не был, это, по сути, видение того, как можно решить определенные проблемы на Балканах, потому что международные инструменты пока не принесли ожидаемого результата. «В регионе полно примеров непоследовательного поведения и двойных стандартов международного фактора. Ожидается, что общественность спросит, почему Косово дается право, которое не дано Республике Сербской», — заявила она.

Параллель со статусом Косово лидеры боснийских сербов поднимали неоднократно, об этом говорил и председатель президиума БиГ Милорад Додик (представитель боснийских сербов). Так, еще 9 сентября 2020 года во время визита заместителя помощника госсекретаря США Мэтью Палмера в Боснию и Герцеговину, Додик во время переговоров поднимал вопрос о сопоставимости случаев Косово и Республики Сербской.

«Я сказал ему (Палмеру — прим. ИА Красная Весна), что, по нашему мнению, эти два случая сопоставимы. Не может кто-то иметь права, а кто-то не иметь никаких прав», — рассказал он журналистам после встречи с Палмером.

Следом за сообщением о первом неофициальном документе стали появляться последующие. Одним из таких неофициальных документов стала инициатива Ховатии по разрешению ситуации в Боснии и Герцеговине. Эту инициативу эксперт из Словении, директор Международного института Ближнего Востока и Балкан IFIMES Зияд Бечирович назвал проблематичной.

Он это объяснил следующим образом: «Как известно, Хорватия участвовала в совместной преступной деятельности через свой персонал, это были сотрудники ХДС (Хорватское демократическое содружество в Боснии и Грецеговине). В Международном уголовном трибунале по бывшей Югославии в Гааге было решено, что Хорватия участвовала в международном конфликте, что означает агрессию против Боснии и Герцеговины. Это логично. Любой юрист скажет вам, что Хорватия должна быть освобождена от решений по БиГ».

Еще одним неофициальным документом можно назвать публикацию в Albanian Post 22 мая, в которой предлагается автономия для северного Косово, особый статус для Сербской православной церкви, взаимное признание Белграда и Приштины с соответствующими изменениями в конституциях Сербии и Косово. Авторство этого документа приписывается Франции и Германии, что, конечно же, отрицается ими самым решительным образом.

Евросоюз — спаситель или жертва?

Закономерно возникает вопрос, что значит появление всех этих разговоров о пересмотре границ?

Приведу мнение премьер-министра Северной Македонии Зорана Заева, высказанное им 24 мая в интервью газете «Белградский Курир». По его мнению, различные неофициальные документы и иные радикальные идеи появляются из-за того, что ЕС приостановила интеграционный процесс на Западных Балканах. Иными словами, кто-то запускает подобного рода документы, дестабилизируя и без того сложную обстановку в регионе, чтобы подтолкнуть Евросоюз к ускорению включения западно-балканских стран в состав ЕС.

При этом в СМИ не раз встречалось мнение, что включение этих стран в ЕС разрешит все территориальные проблемы.

Что ж, блажен, кто верует, однако я думаю, что это было бы слишком просто. А вот дестабилизировать Евросоюз таким образом можно. Ведь все эти проблемы сами собой не исчезнут, их надо будет постоянно сглаживать. Можно ли быстро разрешить вопрос, связанный с так называемым геноцидом боснийцев в Сребренице, в котором боснийцы обвиняют Сербию? Не думаю: слишком много крови пролилось при разрушении Югославии, чтобы простым включением образовавшихся на ее обломках стран в Евросоюз разрешить все противоречия между ними.