В случае победы действующего президента Египта, которая представляется неизбежной, у руководства будут развязаны руки для принятия сложных для страны решений

Победит сильнейший. Как проходят выборы в Египте

Арабский караван у стен египетского города, 1895, Жен-Леон Жером
Арабский караван у стен египетского города, 1895, Жен-Леон Жером
Арабский караван у стен египетского города, 1895, Жен-Леон Жером

10–12 декабря 2023 года в Египте прошли президентские выборы. Официальные результаты голосования будут известны только 18 декабря. Но у экспертов нет никакого сомнения, что на выборах победил действующий президент страны Абдель-Фаттах ас-Сиси. Он, по всей видимости, в третий раз будет переизбран главой государства.

Ас-Сиси впервые стал президентом Египта в 2013 году. Летом этого года военные свергли тогдашнего президента Мухаммеда Мурси, который был связан с исламистским движением «Братья Мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Одним из главных руководителей этого процесса среди военных был генерал ас-Сиси. В результате генерал получил огромную народную поддержку и Высший совет вооруженных сил страны призвал его выдвинуться в кандидаты на пост президента. На выборах в Египте в 2014 году ас-Сиси получил 93% голосов, а на выборах 2018 года его поддержало 97% избирателей.

В 2019 году в Египте прошел референдум о введении поправок в Конституцию. Внесенные поправки увеличили президентский срок (с четырех до шести лет) и обеспечили ас-Сиси возможность избираться на третий срок. Кроме того, поправки значительно усилили президентскую власть, президент получил контроль над судебной властью. Глава государства начал назначать судей, в том числе Верховного конституционного суда, и генерального прокурора.

Полномочия президента должны были действовать до марта 2024 года, однако руководством Египта было принято решение о проведении досрочных выборов.

Кандидаты

Национальная избирательная комиссия утвердила, помимо действующего президента страны, трех кандидатов на должность главы государства — довольно известных в стране политиков.

Хазем аль-Омар — 59-летний предприниматель, председатель комитета по иностранным делам сената Египта, возглавивший Республиканскую народную партию Египта. Он проводил президентскую кампанию под лозунгом «Вместе мы изменим ситуацию» и заявлял, что намерен сделать приоритетными реформы здравоохранения и образования.

Абд ас-Санад Ямама — 71-летний юрист, профессор-международного права, системный оппозиционер, глава либеральной светской партии «Вафд», старейшей в стране.

Фарид Захран — 66-летний лидер Египетской социал-демократической партии, тоже системный оппозиционер и глава левой системной оппозиции. Захран занимался организацией оппозиционных движений, в том числе студенческого движения 1970-х годов, бастовал против правления покойного экс-президента Египта Хосни Мубарака, и так далее.

Ни один из кандидатов серьезной конкуренции ас-Сиси не представляет. Все они относятся к тому кругу лиц, которые давно наладили свои «особые» отношения с властью. Оппозицией их можно назвать весьма условно.

Кандидаты от реальной оппозиции участия в выборах не принимали. Наиболее сильный оппозиционный политик, Хишам Кассем, был ранее приговорен к шести месяцам тюремного заключения, в связи с чем не смог выставить свою кандидатуру. Другой претендент на должность главы государства, Ахмед ат-Тантави, не смог набрать необходимое количество подписей для регистрации в качестве кандидата.

Кроме того, оппозиционная коалиция «Гражданское демократическое движение», составленная из 12 политических партий в такой ситуации не смогла договориться.

Экономические сложности

Широкие президентские полномочия пока не спасли Египет от экономических проблем. Экономическая ситуация в стране дополнительно ухудшилась после двух лет ковид-ограничений. Также по стране ударили конфликт на Украине, из-за которого выросли цены, и палестино-израильское обострение, которое привело к оттоку туристов. Два важнейших для населения товара — хлеб и сахар — взлетели в цене. Сахар подорожал на 275%.

Foreign Policy в ноябре опубликовала информацию о том, что Египет надеялся ежегодно расширять туристический сектор на 30%, но из-за войны в секторе Газа количество отмененных бронирований составляет около 10% от общего числа.

Кроме того, из-за кредита МВФ в размере $3 млрд и долгов другим кредиторам с 2016 года Египет начал проводить непопулярную социально-экономическую политику, в том числе сокращать субсидии, от которых зависит значительная часть населения.

МВФ 7 декабря заявил, что ведет переговоры с Египтом о согласовании дополнительного финансирования в рамках существующей кредитной программы, которая была приостановлена из-за задержек с продажей государственных активов и обещанного перехода к более гибкому обменному курсу.

Ожидая того, что экономическая ситуация в стране станет еще сложнее и потребуются новые реформы, которые негативно будут восприняты гражданами, власти Египта в итоге решились на досрочные выборы.

При этом может так оказаться, что помимо простого привлечения кредитов Египет рассматривает и более нестандартные способы стать ближе к Западу и получить от него какие-то экономические преференции.

Смелые проекты?

Египет является постоянным посредником при проведении переговоров Израиля и Палестины, особенно после вспышек палестино-израильского конфликта. Активное посредническое и гуманитарное участие принимает Египет и в текущем конфликте на территории сектора Газа.

Недавно генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш предупредил о «полном коллапсе» системы гуманитарной поддержки в Газе. Он заявил, что данный процесс приведет к тотальному разрушению общественного порядка в Газе и нарастит давление в том, что касается перемещения беженцев в Египет.

Однако власти Египта последовательно выступали против перемещения палестинцев из сектора Газа и против переселения их, даже временного, на территорию Египта. Официально министр иностранных дел Египта Самех Шукри опроверг утверждения о том, что Израиль и США предложили Египту списание долгов в объеме $164 млрд в обмен на прием бегущих палестинцев.

Однако, несмотря на подобные заявления, СМИ пишут, что египетские чиновники тихо начали готовиться к приему беженцев из Газы.

Сначала газета Financial Times сообщила, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху обратился к европейским лидерам с просьбой оказать давление на Египет с целью заставить его принять беженцев из сектора Газа.

Близкая к «Хезболле» и Дамаску ливанская газета «Аль-Ахбар» написала, что несмотря на то, что официально Каир выступает против перемещения палестинцев из Газы, осведомленные источники сообщили изданию, что в Египте изучают возможный механизм операции по приему беженцев.

Газета отметила, что рассматривается вариант, когда Египет примет сотни тысяч жителей Газы разного возраста и членов их семей. При этом беженцы не должны будут оставаться на Синае, их могут разместить в других местах с созданным для них «особым статусом».

Опасаясь худшего, то есть ситуации, когда беженцы в Газу вернуться не смогут, Египет начал изучать «квоты» иммигрантов для разных арабских стран, и обсуждать возможности «крупной экономической поддержки» со стороны Европы, США и стран Персидского залива.

Катарская газета «Аль-араби аль-джадид» также подтвердила, что Каир готовится к неизбежному приему беженцев.

Проведя досрочные выборы, власти Египта обезопасили себя в вопросе согласования этого срочного и насущного вопроса с палестинскими беженцами. Поэтому вполне возможно, что в новом президентском периоде ас-Сиси будет вынужден принять не очень приятные для жителей страны решения как в плане проведения реформ, навязанных МВФ, так и в отношении беженцев из сектора Газа.

А сомневаться в том, что Абдул-Фаттах ас-Сиси выиграет третьи в своей жизни президентские выборы не приходится.