Впечатления и размышления интервьюеров АКСИО, возникшие в ходе проходящего сейчас опроса общественного мнения о последствиях для общества принятой в прошлом году пенсионной реформы

Опрос, опрос, еще опрос, еще опрос и вот…

Опрос АКСИО в Москве
Опрос АКСИО в Москве

Когда наш опрос будет проведен, и данные будут обработаны, мы получим обоб­щенную картину мнения граждан о последствиях пенсионной реформы и по связанным с ней вопросам. И это и для нас, и для всех будет столкновением с реальностью. Но это будет, так сказать, уже неживая, статистическая реальность. А в момент проведения опроса мы сталкиваемся с реальностью живой — с живыми людьми — думающими или отказывающимися думать, чувствительными или бесчувственными, ответственными или равнодушными. Портрет этой живой реальности и представлен в данном коллективном репортаже о том, как мы проводили опрос. Думается, что этот репортаж (содержащий выдержки из специального чата в Telegram, предназначенном для координации действий интервьюеров) сделает наше восприятие будущих результатов опроса более объемным.

Начало

Olga G. [11.06.19 16:49]

Первый опыт — 10 анкет удалось собрать за 5 часов. Из 11 мелких магазинчиков, куда заходила и где не было покупателей, и где предлагала продавцам оставить анкету (чтобы вернуть, когда я зайду попозже или на другой день), 8 отказались брать анкету. Так что надо закладывать много времени на ежедневный сбор.

man-of [13.06.19 02:24]

Опыт первого выхода с анкетами на улицу. Один человек — 28 анкет чуть более чем за 3,5 часа. То есть 7,5 анкет в час. Если удастся так продолжать (а это пока не факт), то для выполнения нормы потребуется всего 40 часов.

Предварительные выводы: лучше собирать там, где люди могут присесть для заполнения анкеты, — например, есть несколько близко расположенных лавочек.

Количество планшеток, если есть лавочки, роли не играет. Сидя люди нормально заполняют и без планшеток. Стоя это менее удобно, но тоже возможно.

В любом случае нужно много ручек. У нас были периоды, когда одновременно заполнялось 8 анкет, и можно было бы позвать еще людей, но не было свободных ручек.

man-of [13.06.19 02:37]

Выходить на сбор лучше как можно раньше, не дожидаясь пикетов, столиков, плакатов, бэйджиков, хорошего настроения, выходных, большого запаса анкет и прочих условий. Есть десяток анкет — идете на улицу и пробуете собирать. Война план покажет. Чем раньше поймете, как именно у вас идет процесс, в чем лично ваши сложности и ограничения, тем лучше.

Саша К. [13.06.19 05:09]

Полностью согласен! Вчера тоже вышли на разведку, без ничего. За полтора часа вдвоем — 20 анкет. Вышли на «прикормленное» место, на котором подписи собирали. Местные продавцы радовались нам как родным :))) да и некоторые респонденты говорили, мол, мы вас помним, подписывались. Тоже подходили к сидящим людям, и тоже все справились без планшетов.

man-of [13.06.19 09:53]

Тоже встретили девушек, которые снимались у нас в ролике «Народ говорит». Оказалось, что они ролика своего так и не видели. Взяли у них контакты, чтобы отослать им ссылку на ролик, на свою группу и прочее. И мы подходили не только к сидящим. Пока сидящие заполняют, тормозим всех, идущих мимо. Кто соглашается — сам вливается в категорию сидящих. Остальные сидящие двигаются на лавочке, сами новых зовут к себе, мол, вот тут у нас место свободное есть. Что всех проходящих тоже дополнительно мотивирует.

Артем [13.06.19 11:06]

Тут опрашиваемые задают вопрос о том, как будет определяться выборка из всех полученных анкет и что помешает нам в этом процессе исказить данные, как нам будет удобно. Кроме рассказа о нашей честности и желании получить реальную картину, есть еще аргументы?

man-of [14.06.19 10:41]

В инструкцию стоит добавить пункт о том, что обязательно нужно инструктировать людей, которым мы даем анкеты для заполнения, что не допускается коллективное заполнение анкеты, то есть члены семьи, друзья, коллеги по работе и прочие окружающие не должны вмешиваться в процесс заполнения, что-то советовать и подсказывать. Такое бывает часто. Даже на лавочке, когда заполняет один из супругов, второй часто пытается «помочь». Обязательно нужно акцентировать внимание людей, что такое недопустимо. Одна анкета — это мнение одного конкретного человека, а не коллективное.

man-of [14.06.19 10:57]

Вчера второй выход в народ дал производительность более 8 анкет в час (16 анкет за 1 ч 50 мин). Собирал в сквере. В этот раз лавочки были расположены не кучно, а по одной разбросаны по дорожкам сквера. Но это не помешало. Отдавая анкеты, говорил всем, что я тут хожу поблизости, раздаю-собираю анкеты, чтобы после заполнения не бросали ее, а махнули мне рукой и позвали. Люди отнеслись с пониманием, никто не ушел, не бросил. Кто-то давал знак, что закончил, кто-то просто ждал, когда я замечу, что закончили, и подойду, а каждый четвертый сам до меня доходил и отдавал. Благо, синяя футболка вполне приметная — не затерялся. И снова восьми ручек оказалось мало, иногда простаивал, ждал, когда освободятся.

man-of [14.06.19 11:30]

Ну и в плане юмора. Одна тетка лет за 60 долго заполняла (уже чуть ли не в сумерках), потом, возвращая анкету, сказала: «Ой, какие же дураки составляли анкету! Все неправильно сделано. Вопросы надо не такие задавать, они все неконкретные, не по делу».

Правда, на мой вопрос «А какие должны быть вопросы?» она четко ответить не смогла. Как я понял из короткой беседы, ей просто были бы более интересны вопросы о местных городских проблемах.

Причем, что характерно, она это все говорила без претензии, недовольства, без малейшего наезда и конфронтации в мой адрес. Не сказала, что зря время потратила. Просто такое беззлобное ворчание и оханье по привычке.

Анна С. [14.06.19 14:45]

Часов в 10 утра, когда еще немного народа, хорошо собирать в торговых центрах. Меньше шансов, что унесут анкету с собой. Там же можно в зонах с кафе предлагать заполнить анкеты, или тем, кто отдыхает на лавках. Кстати, нам многие говорят, что очень интересные вопросы в анкете. Правда, молодым людям явно тяжело заполнять. Это я вчера по однокурсникам заметила. Зависали по пять минут над некоторыми вопросами.

Саша К. [14.06.19 15:05]

Еще по опыту сбора подписей очень хорошо работает стенд в точке сбора подписей, на котором установлен плакат формата А1, на котором написано что-нибудь типа «Социологическое исследование АКСИО». Кстати, в этом чате выкладывали тоже отличный плакат. Тогда люди к месту более доверчиво относятся.

Пассажиры электрички участвуют в опросе АКСИО
Пассажиры электрички участвуют в опросе АКСИО
АКСИОопросевучаствуютэлектричкиПассажиры

Vladimir C. [16.06.19 10:39]

Провели опрос в электричке Таганрог — Ростов-на-Дону. На двоих 58 анкет за полтора часа. Ожидания у нас были, что вся электричка охотно будет заполнять анкету (делать-то нечего, пока едешь, а тут тебе анкету дают). Мы прямо говорили пассажирам, что опрос по отношению граждан к пенсионной реформе и что он анонимный. Все равно половина пассажиров страшно боялись заполнять. Плюс тут работал стадный эффект: группа отказалась, рядом остальные засомневались. А там, где взяли анкету, и другие взяли вокруг.

Vladimir C. [16.06.19 10:56]

Вначале подошли к кассиру и охраннику в вагоне, показали корочки РВС, сказали, что агентство АКСИО привлекло РВС для проведения опроса по России, чтобы они не пугались.

Кассирша молодая труханула, побежала звонить старшей, а охранник тертый анкету смотрел.

Пришла кассирша, сказала, нельзя в электричке, мы ей говорим — давайте поговорим с вашим начальством. Она набрала старшего кассира, та говорит, нельзя опрос. Мы говорим, созвонитесь с нашим начальством, потому что можно. Она — нет, не буду звонить, звоните на горячую линию РЖД.

Короче, мы решили все равно идти опрашивать, говорим охраннику, что сдадите нас полиции, если что. А он мужик нормальный, сказал, что нас не сдаст и что кассирша вообще не по своей части лезет и ничего она запретить не может.

Что вообще кого-либо высадить можно, только если нарушается общественный порядок. А поскольку мы не нарушаем и граждане сами у нас анкеты берут, то все нормально.

Александр В. [16.06.19 11:00]

Прогулка по парку. Раздаю анкеты, потом забираю. Вчера был день города у нас. Лавочки всегда заняты. Я — к сидящим. Все анкеты, что были, 17 штук, заполнили где-то за полтора часа. Всех просил: если закончите, а меня нет, то оставьте анкету просто на лавочке. Так вот, кто-то так делал, следующий, кто туда садился, почти всегда тоже заполнял анкету, когда я подходил к ним. Пока меня не было, люди сидели и читали анкету, а потом сами брали. Вот такой лайфхак :)

Дмитрий К. [16.06.19 11:21]

Вчера проводили опрос в формате пикета около университета, рядом — 6 лавочек. 3 человека, один за столом, двое ловят людей. Проводили с 14 до 19 ч., 196 опросов. Эффект толпы решает! Когда люди кучкуются у стола и заполняют собой все скамейки, для многих это выглядит притягательно :)

Граждане заполняют анкеты АКСИО в Казани
Граждане заполняют анкеты АКСИО в Казани
КазанивАКСИОанкетызаполняютГраждане

Процесс пошел

man-of [16.06.19 12:25]

Мы вчера впервые столкнулись с тем, что анкеты уносят. У меня один не очень адекватный мужик полузаполненную анкету отказался отдавать, сказав, что хочет оставить ее себе (то есть испугался в процессе), и еще две молодые девушки ушли с анкетами. Ну хоть ручки оставили на лавочке — и то хорошо. У товарища (в другом месте) тоже две анкеты унесли. Зато мы с ним вышли на более-менее повторяемую производительность более 10 анкет в час. У него вчера 23 шт. менее чем за 2 часа, у меня тоже 23 за ровные 2 часа (притом что в первые минут 15–20 в сквере вообще никто не хотел брать анкету, я уж подумал, что что-то с внешним видом не так).

man-of [16.06.19 12:32]

Кстати, встретил девушек, которые сами упомянули про вручение подписей в АП, типа такая очередь с коробками в руках. Я говорю: «Так это мы и вручали!» Они: «Это которые под красными зонтиками?» Коротко объяснил им, почему сбор и вручение подписей были не напрасными.

Евгений И. [16.06.19 13:16]

За 1,5 часа 40 собрали и 15 отдали у себя собрать.

man-of [16.06.19 13:17]

На сколько сборщиков?

Сумасшедшая эффективность в Хабаровске у ребят. Собирают в проходном месте. Приводят народ за столы на лавочки.

Евгений И. [16.06.19 13:25]

Там стационарные. Мы в следующий раз раскладные столики принесем на набережную.

man-of [16.06.19 13:26]

Расскажите, что и как вы делаете, это многим пригодится. То же с Хабаровском.

Andrey L. [16.06.19 14:03]

У нас где-то показатель — 50 анкет за два часа, если вдвоем собирать в людном месте.

Mary S. [16.06.19 15:02]

4 разных респондента во время заполнения сделали схожие замечания по опросу. Слишком идеологизированный: нет ответа «другое» и нет возможности ввести свой вариант ответа.

Галина С. [16.06.19 15:11]

Я говорю в таком случае: пишите свой ответ рядом или на последней пустой странице. Пишут.

Саша К. [16.06.19 16:15]

Сегодня собирал в электричке. 4 вагона, людей мало — 39 анкет за 3,5 часа. Предварительно согласовал с билетами. Из четырех милиционеров поезда анкету заполнили трое :)))))

Саша К. [16.06.19 16:20]

А вечером собирали уже вдвоем на «прикормленном» месте с лавочками. Еще 38 анкет за 2 часа. Эффект толпы рулит. А еще хорошо стыдить. Сидит брутальный мотоциклист. Я к нему подхожу — он отказывается. При этом матерится на Путина. Я ему прямо говорю, что то, что он говорит, — просто пустая болтовня, и его никто не услышит. Но если он реально гражданин — пусть выскажет свое мнение как есть в анкете. Он смущается, набычивается и отворачивается. Но сидящие рядом девчонки, которые это слышали, чуть не вырывают анкеты :))).

Еще хорошо, когда по одной и той же территории ходишь, по-доброму подкалывать отказников. Иногда на третий-четвертый подкол они решают, что заполнить анкету — это меньшее зло, чем слушать тупые занудные шуточки :)))), и заполняют.

А вообще всё как с подписями — споришь, воюешь, стыдишь, хвалишь — в общем, сообщаешь всем, что ты не дурилка картонная, а реальный человек, который тут отстаивает свою позицию.

Саша К. [16.06.19 18:35]

Кстати, многие потом начинают искренне так улыбаться, и когда на другой день мимо проходят, часто рукой махнут или поздороваются :).

Активисты АКСИО в Омске
Активисты АКСИО в Омске
ОмскевАКСИОАктивисты

Сергей П. [16.06.19 18:52]

37 за 2.5 часа. Собирал в пешеходной зоне по лавкам.

Максим [16.06.19 18:57]

С Жанной целый день катались на электричках и собрали 201 анкету.

Майя А. [16.06.19 19:02]

Да, сидящие на лавочках отдыхающие (желательно в шумных зонах, то есть не те, кто пришел уединиться с книжкой) — это наш контингент!

Ольга П. [16.06.19 19:03]

А у нас погода всех людей распугала.

Andrey A. [17.06.19 12:40]

Мне сегодня вопрос задали, когда анкету отдавали: «Вопросы специально так составлены, что бы мы себя говном почувствовали?» Как ответить правильно? Мне нужно что-то ответить человеку, а буквы в слова не складываются.

Сергей М. [17.06.19 12:45]

Это оценочное суждение. Если человек так себя почувствовал при заполнении анкеты, то из этого дерьма ему пора выбираться.

Alex E. [17.06.19 12:51]

Вообще, эта анкета, действительно, выводит многих людей из зоны комфорта. И вопросы не составлены так специально, а лишь отражают ситуацию. В этом плане они просто по-настоящему честные. И если человек почувствовал себя дерьмом, то это лишь повод к тому, чтобы он начал задавать себе вопросы и иначе смотреть на действительность.

Владимир В. [17.06.19 13:02]

Да, мне тоже говорили, что некоторые вопросы манипулятивные и нужны для формирования мнения, а не для опроса. Когда я спросил, удалось ли анкете сформировать мнение в конкретной голове, товарищ ответил отрицательно.

Андрей М. [17.06.19 23:09]

Вышли сегодня первый раз в Кирове. Собрали на улице 90 анкет за два часа. Работали вчетвером.

Ivan C. [19.06.19 18:52]

У нас один ответил, что президентом нужно выбрать его самого.

Жанна Т. [19.06.19 18:55]

Считаю, что приз надо дать парню, который написал, что он по национальности еврей, но хотел бы жить при фашизме.

Ольга С. [19.06.19 22:24]

Сегодня за 1,5 часа собрали 104 анкеты. Нас было трое.

Сергей К. [19.06.19 22:27]

Некоторые прохожие уже сами подходили, напрашивались поучаствовать. :)

man-of [19.06.19 22:32]

Получается, 23 анкеты в час. Новый рекорд.

Жанна Т. [19.06.19 22:33]

А как вы людей зазывали?

Ольга С. [19.06.19 22:44]

Способ выработали еще на сборе подписей, так как было понятно, что с рук норму не выполнить. На тот момент стола еще не было, поэтому придумали выходить в проходные места, где есть высокие и длинные парапеты. В Кирове это 2 точки в центре города у разных ТЦ. Вчера было фото с другой точки, в этом чате выше оно есть.

Нас обычно трое, редко больше. Вот такой компанией мы выходим к месту, раскладываем планшеты (примерно 20 их у нас) с анкетами и ручками, берем в руки несколько анкет и ручек и за дело. Перехватываем потоки пешеходов с разных сторон. Следим, если товарищ не успел, подхватываем или помогаем доубедить человека. Минут за 15 уже стоит почти весь ряд людей. Если видим, что планшет с ручкой свободен, отправляем человека на это место. Если нет планшетов свободных, даем анкету и ручку из рук и предлагаем пройти на свободный участок парапета.

Этот способ создает массовость, которая привлекает народ.

На таких сборах важен бодрый и веселый настрой, чувство локтя товарища. Мы не выходим в одиночку, это придает дополнительной уверенности. И, что важно, через нас сложно пройти, мы перехватываем почти весь поток.

Короче, нужно место, где возможен массовый сбор, и бодрый настрой. Всё.

Опрос АКСИО в Кирове
Опрос АКСИО в Кирове
КировевАКСИООпрос

Андрей М. [19.06.19 23:01]

Еще добавлю. Изначально у нас были опасения, что люди на улице не станут тратить 20 минут, чтобы заполнить большую анкету. Но на практике это не подтвердилось. К людям подходим точно с таким же настроем, как при сборе подписей. Бодро и уверенно говорим им: «Проводим по всей стране крупный соцопрос об отношении народа к власти после принятия пенсионной реформы. Об отношении к самой пенсионной реформе». Если человек отказывается, то говорим, что такие опросы проходят не каждый день и нужно обязательно заполнить анкету и т. д. :))

Очень в этом помогает организация точки сбора. Если к человеку подходит одинокий сборщик и предлагает потратить 20 минут драгоценного времени на заполнение анкеты на 9 листов, то вряд ли это людям понравится. Дескать, все гуляют вокруг, а я один стою как дурак и заполняю эту анкету, читаю кучу вопросов.

А другое дело, когда разложена куча планшетов, рядом с ними ходит пара-тройка бодрых активистов, а человек 20 уже стоят и отвечают на вопросы. Вот тут человек уже идет и заполняет анкету как миленький :)). Дескать, все пишут, а чем я хуже :)).

Я уверен, что точно так же можно тормозить людей в парках, а не подходить только к сидящим на скамейках. Можно планшеты разложить на паре скамеек и ходить рядышком. В Москве можно разложить планшеты перед выходом из метро, точно так же, как это делали при сборе подписей.

man-of [19.06.19 23:41]

Конечно, в парках/скверах/пешеходных улицах можно и нужно тормозить всех идущих мимо. Так и делаем. (И быть готовым к тому, что не все тормозятся.)

Получается в среднем по 15–17 анкет в час на человека. Наш максимум пока 19. В одиночку или по двое. По одному в наших условиях эффективнее получается. Люди точно так же отзываются и заполняют. И при наличии скамеек планшеты не нужны.

Саша К. [20.06.19 06:16]

Охххх как люди чувствуют настрой. Еду в электричке, как только начинаю спорить с кем-нибудь, доказывать, почему это важно, вокруг люди оборачиваются, внимательно слушают и принимают решение. И им уже ничего объяснять не нужно.

Саша К. [20.06.19 12:51]

Если говорить совсем откровенно, то раскачка — это когда я сидел в машине на второй день (должен был один собирать анкеты), и придумывал оправдания, почему мне надо уехать и не собирать анкеты. Пишу искренне. А потом как понял, о чем я думаю, с красной рожей выбежал из машины и бегом побежал собирать анкеты. А на следующий день, впервые (!) сев в электричку с целью собирать анкеты, так же решал, что бы такое придумать, чтобы НЕ собирать. Но в итоге и там пошел и собрал. Вот это — раскачка. А остальное — неспособность сделать этот первый шаг, который все равно придется сделать, только к тому моменту может стать поздно.

Майя А. [20.06.19 12:53]

Каждый в своей ячейке должен тормошить товарищей. Мы, например, каждый день в чате ячейки делаем сводку, кто сколько анкет внес. Ну и делимся опытом, предлагаем помощь.

man-of [20.06.19 13:02]

Я имел в виду не только ситуацию, когда надо перешагнуть психологический барьер и сделать первый шаг. Мне кажется, немалый процент просто откладывает начало, занимаясь другими делами (как бы более важными) и даже не подходя к этому барьеру. Может быть, я не прав, но такое ощущение.

man-of [20.06.19 13:52]

И вообще, опрашивать людей классно! Очень интересное и воодушевляющее занятие, если правильно к этому подходить. Сплошной позитив.

АКСИО, «Здесь проходит важный соцопрос». Екатеринбург
АКСИО, «Здесь проходит важный соцопрос». Екатеринбург
Екатеринбургсоцопрос».важныйпроходит«ЗдесьАКСИО,

Саша К. [20.06.19 18:31]

Сегодня за 6 часов собрал 93 анкеты. Хоть как ни изворачивайся, а средняя выработка все равно одна и та же. Отсюда очевидный вывод — нет волшебного средства, чтобы разом собрать норму, — надо тратить время. Примерно 13–15 анкет в час. Чтобы собрать норму, надо от 23 до 20 часов при отлаженной схеме работы, с отлаженными поставками напечатанных анкет, «прикормленными» местами и т. д.

Максим [20.06.19 19:38]

Возможно, внушает больше доверия, когда видят, что работают два человека.

Саша К. [20.06.19 19:39]

Это вообще бесспорно. Чем больше людей, тем больше доверия.

Ivan K. [20.06.19 20:23]

Наш товарищ уехал в деревню к родителям и там собирает анкеты.

Ольга С. [20.06.19 21:15]

Нужны потоки людей. Постоянный поток людей, идущих в ТЦ, например. Только так возможен массовый одновременный сбор. Сегодня несколько человек сами к нам подходили принять участие, даже без зазыва, видя такой движ. Глядя на такой массовый сбор, люди легче соглашаются, даже если сомневались. Подумайте, где у вас в городе есть подобные места с текучкой.

Максим [21.06.19 01:16]

Забавная история на сборе анкет. Одному интеллигенту в электричке не понравилось обращение в анкете «Дорогой друг!» По его мнению, неправильно так обращаться к незнакомому человеку. Он вспомнил какой-то американский фильм, где герой устроился в кафе, и у него был бейджик с надписью «ваш друг», на что другой герой ему сказал: «Я не хочу быть твоим другом». Вот такие дела.

Александр Ж. [21.06.19 20:52]

В Глазове (Удмуртия) сегодня 2 часа собирали у городского сада на прогулочной аллее в центре города, использовав опыт кировской ячейки. Вдвоем за 2 часа собрали 31 анкету, что в разы лучше прошлых одиночных выходов в других местах.

Дамир С. [22.06.19 18:24]

Сегодня собирал анкеты на пляже в Тольятти. За 3 часа 28 анкет.

Собирать там — занятие не из простых. Кто решится, запаситесь минимум 10 ручками.

Николай Ю. [22.06.19 20:17]

Сегодня ради эксперимента опрашивали отдыхающих на пляже в московском парке Левобережный. За полтора часа на двоих 40 анкет.

Ольга К. [22.06.19 21:04]

У меня была буддистка-сталинистка :).

Ольга П. [22.06.19 21:06]

Ага, православный радикальный либерал, которому лучше жилось до отмены крепостного права, желающий жить при фашизме. Такое ощущение, что человек издевался.

Сергей П. [22.06.19 21:08]

У меня человек на полном серьезе выбирал между фашизмом и коммунизмом.

Сергей К. [22.06.19 21:09]

Вообще, по наблюдениям, большинство людей долго и вдумчиво отвечают, видимо, впервые пытаются конкретно определиться со своей мировоззренческой позицией. А вот такие, видимо, настолько боятся себя, что даже в анонимной анкете кривляются.

Владислав П. [22.06.19 21:12]

Мне кажется, что дело не в страхе перед собой, а в постмодерновом мышлении, в рамках которого над чем угодно можно поглумиться.

Опрос АКСИО в Кирове
Опрос АКСИО в Кирове
КировевАКСИООпрос

Михаил А. [22.06.19 22:45]

Сегодня удалось за 1,5 часа собрать 50 анкет одному. Оказалось, что парк или сквер, где сидят люди, лучше брать одному человеку. Ни в коем случае не садиться заполнять тем, «кто без очков» или «давайте вы за меня напишете». Представляешься, раздаешь анкеты, просишь в случае, если тебя нет рядом, оставить анкету на лавочке, и собираешь заполненные. Очень много надо ручек (парочка пропала). А в остальном вроде неплохо.

Надя В. [22.06.19 23:02]

Анкеты медленно собираются, люди задумываются, долго соображают, студенты техникума вообще зависли, не понимают, что такое формация и в каком обществе живут, приходилось подолгу объяснять и другие пункты. Но общаться с людьми очень интересно.

Максим [22.06.19 23:08]

Мы вчера в одной электричке на двоих за час собрали 84, но можно было больше, так как кончились ручки, а впереди были еще два вагона. Сегодня тоже почти 80, и опять ручек не хватило :).

Евгений И. [23.06.19 09:07]

Есть такой способ, как спокойно переживать отказы во время взаимодействия с другими людьми. Метод 100 жемчужин. Для себя внутренне решаешь, что ты учишься взаимодействию с другими людьми. И тебе надо набрать 100 жемчужин. По одной жемчужине за каждый отказ от человека на твое предложение. Настройтесь. Бодро-весело начинаешь общаться, рассказывать что-то, предлагаешь, зачем и как, и почему тебе нужна эта анкета. Если получаешь отказ, то фиксируешь себе плюс жемчужинка. Если согласие, то плюс анкетка. Через некоторое время намного проще ко всему этому делу относишься, чувствуешь себя увереннее, и повышается результат.

Peter N. [23.06.19 09:09]

Товарищи, действительно, тут работают множество русских поговорок:

«Вода камень точит»;

«Тише едешь — дальше будешь»;

«Копейка рубль бережет».

Каждый раз, выходя на час на улицу и собирая хотя бы по 5–10 анкет, вы вносите свою копейку, которая раз за разом и превратится в рубль. Главное — упорство и количество, которое обязательно перейдет в качество.

Денис Я. [23.06.19 09:58]

После некоторых особенно боязливых я теперь добавляю, что ни тюрьма, ни каторга никому не грозят… Вынужденная мера ;).

Отдыхающие на пляже с анкетами АКСИО
Отдыхающие на пляже с анкетами АКСИО
АКСИОанкетамиспляженаОтдыхающие

Состояние умов респондентов

Саша К. [23.06.19 10:49]

А я, наоборот, на вопросы про «посадят» громко говорю «обязательно посадят!!!» И таинственно хихикаю :))). Про вопросы, приедет ли к ним ФСБ, спрашиваю — а я чем хуже? Главное — делать это бодро и с явной иронией. Люди понимают, что над ними шутят, и расслабляются. Окружающие, которые это слышат, проникаются к тебе большим доверием :).

man-of [23.06.19 10:51]

Кстати, о деньгах. Одна дама на предложение заполнить анкету сказала какую-то фразу, подразумевающую, что мне эти анкеты оплачивают. Я ей в ответ совершенно искренне говорю, что опросом занимаются тысячи добровольцев по всей стране бесплатно, в свое свободное время, и я лично за деньги этим заниматься точно бы не стал, только ради спасения Родины. Ее это сильно удивило.

Сергей П. [23.06.19 14:28]

Мужчина сегодня сказал спасибо за опрос, так как анкета заставила задуматься. Особенно отмечал вопрос 26.

Ирина Б. [23.06.19 16:35]

Популярный вариант ответов у молодежи — три парнишки мне точно так же ответили: лучше всего лозунг «Свобода, равенство, братство» был реализован с 1861 по 1914 год, а в президенты выбрали бы Шойгу.

Вообще, читаешь ответы и поражаешься, как у людей всё в голове перемешано!

Сергей К. [23.06.19 16:49]

Из экзотики. Пожилой коммунист на этот вопрос ответил — до 1914 года.

Ольга П. [23.06.19 16:50]

А мне очень нравятся ответы, что виноват народ, что не смог организовать протесты, а в следующем вопросе — сам я не участвовал.

Ирина Б. [23.06.19 17:09]

У меня одна гражданка долго ныла, что промежутки между датами заданы неправильно, она считает, что после 91-го лозунг был реализован наиболее полно, а сейчас все опять схлопнулось. Для части граждан 90-е, действительно, «святые», по всей видимости. Может, правда, их отдельно надо было выделить? :)).

Sergio O. [23.06.19 17:11]

Сплошь и рядом в головах — каша: свобода, равенство и братство достигли апогея в сословном обществе в государстве без конституции — для людей с высшим, а то и двумя высшими образованиями, — это нормальный ответ: ((.

Andrey A. [23.06.19 17:13]

У нас сегодня главред «Знак.ком» анкету взял, заполнил, а когда увидел упоминание в анкете СВ, схватил ее и убежал. Ждем «разоблачений» от «Знака».

Александр Б. [23.06.19 17:46]

Самое печальное, что молодежь, отвечая, реально не сечет. Отвечая на вопрос, они только на него и отвечают и не могут сопоставить с тем, что они писали до этого. У меня пенсионер в 72 года в два раза быстрее заполнил, чем девчонки 19 и 21 года. Они не могут читать вопросы с такими длинными ответами, им нужно что-то попроще.

Вбивал анкету. Девушка 19 лет, коммунистическая идея близка, не верующая, но считает, что самое главное — жить по законам Бога, чтобы быть вознагражденной после смерти, и будет голосовать за Навального (блин, какая каша!).

Sergio O. [23.06.19 18:20]

Обычное дело. Ввожу анкету: сторонница радикально-либеральной ориентации хотела бы жить при социализме.

Olga G. [23.06.19 19:09]

У меня попадались такие, кого не устраивают периоды. Были те, кто хотел видеть временное правительство среди периодов (но они это не написали в анкете, а я забыла, к какой анкете это относится). Были те, кто с 1991 до 2000 года считает хорошим периодом. Были те, кто просто говорил, что у нас периодизация неправильная, они хотят другой период отметить как правильный, и просто не заполняли анкету. Я записываю это в комментарии, если они сами пишут на анкете другой период.

Жанна Т. [23.06.19 20:51]

Кстати, много православных коммунистов.

Olga G. [23.06.19 21:02]

У меня один молодой, прочитав про коммунизм, сказал, что что-то тут неправильно. Раньше ведь говорили, что это когда всё всем бесплатно. Я удивилась, не поняла, и пошла дальше. А потом уже, задним числом, до меня дошло, что он так понимает лозунг «Каждому по потребностям».

Майя А. [23.06.19 21:26]

Я сегодня тоже такое встретила. Мужчина, 31 год, с высшим образованием.

Ольга Н. [23.06.19 21:27]

Жертвы ЕГЭ, видимо.

man-of [23.06.19 23:23]

В вопросе, где нужно выбрать один из исторических периодов, заметное число людей (в первую очередь молодежи, но и средний возраст попадается) затрудняются ответить. Либо оставляют поле пустым, либо пишут «не знаю». А когда просишь все же что-то выбрать, говорят, что либо так, либо выберут просто случайным образом. Может быть, поэтому, как отмечают товарищи выше, встречаются абсурдные ответы на этот вопрос, противоречащие ответам на другие вопросы. Я предполагаю, что люди просто от балды отвечают.

Сложилось впечатление, что для значительной части молодежи все эти периоды как чистый лист, то есть они ни малейшего представления не имеют о них. Как, например, если бы у меня спросили про разные эпохи правления китайских императоров. И это на самом деле очень сильно настораживает.

Сергей К. [23.06.19 23:29]

Видимо, так в школе преподавали, что все периоды нашей истории — это беспросветная тьма. 10 лет талдычат о патриотическом воспитании, а по выходу воспитали граждан, у которых представление о собственной стране как о тюрьме.

man-of [23.06.19 23:31]

Да, возможно. Заметное число пишет «Нигде» отдельным пунктом. И наотрез отказываются выбрать «где лучше, хоть и не идеально». Либо вообще ничего не знают, либо в сознании равномерно вся история черной краской замазана.

Pavel R. [24.06.19 10:48]

Немного для себя сформулировал проблему: те, кто отказывается от опроса под предлогом бессмысленности («без нас всё всегда решают», «никого мое мнение не интересует» и т. д.), поставили (сознательно или бессознательно) себя в роль этакой жертвы власти и уже потом с удовольствием мазохиста исполняют эту роль.

Ратмир С. [25.06.19 01:04]

Я могу понять, когда человеку 19, но когда мужику 45 и он выделяет Навального, это край. Мое дело маленькое, как заполнили, так и ввожу.

Andrey L. [25.06.19 01:06]

У нас (Владивосток), по моим ощущениям, наиболее популярны Шойгу и Навальный. Причем за второго, действительно, не только молодежь пишет, но и люди в возрасте, вплоть до пенсионеров.

Ну и это не край, это повод задуматься.

Ратмир С. [25.06.19 01:09]

Я в армии, советской еще, успел послужить на границе, а мои ровесники — за Навального? Жесть.

Кеша У. [25.06.19 01:10]

Меня тут удивила 19-летняя немка консервативных взглядов (еще и дописала сама «монархизм»), ярая оппозиционерка, которая будет голосовать… барабанная дробь… Навальный и Жириновский напряглись… но нет. За Зюганова! Я упал.

Andrey L. [25.06.19 01:11]

Ну, мне не раз попадались коммунисты-сталинисты за Навального.

Татьяна Н. [25.06.19 23:09]

Я пробовала раздавать в деревне. Почему-то боятся, мало берут. Даже те, кто взяли, не отвечают на последние 2 вопроса.

Михаил А. [26.06.19 00:17]
[В ответ на man-of]

Сегодня проводили опрос в парке, в центре города, со столом и табличкой о «Важном соцопросе». В парке стоит будка полиции, Чтобы полицейские не приставали, пристал к ним сам, попросил принять участие в соцопросе. Сказали, что по шапке дадут, нельзя им участвовать. Пожелал удачи и приятного вечера.

Alexey S. [26.06.19 00:23]

При внесении анкет обнаружил интересную тенденцию: люди, определяющие свои взгляды как социал-демократические, пишут, что лучшим периодом с точки зрения «Свободы, равенства и братства» были 1861–1914 гг. Сейчас бы при Столыпине пожить, в золотой век российской социал-демократии, ага.

Ольга П. [26.06.19 22:25]

Ввожу анкеты студентов, добрая треть в 9-м вопросе пишет доход в 100 тысяч или около того. Ну это откровенный стеб, нет у нас таких студентов. То есть данные недостоверные однозначно.

А уж ответы… за реформу, но при этом подписали обращение против. Муж говорит: эти люди ЕГЭ так сдают — галочки случайно ставят, ты хочешь, чтобы они тебе анкету осознанно заполнили?

Игорь С. [26.06.19 22:36]

По наблюдениям, в среднем люди после сорока анкету заполняют 20 минут. Из молодежи очень редко кто в этот отрезок укладывается, доходит минут до пятидесяти. Что с ней делать почти час, вопрос, понятно, риторический.

Ольга П. [26.06.19 22:57]

Да, многим студентам у нас вообще никто не авторитет. Специфика такая. Хорошие анкеты, которые взяла педагог-организатор. У нее самый актив, неравнодушные мальчики и девочки, участвующие во всех мероприятиях и т. д. Но они приходят к ней по необходимости, а она им — анкету, они спокойно заполняют. Там и результат другой.

Игорь С. [26.06.19 23:06]

Убежден, что это наша проблема, взрослых. Не хотим мы с мальчиками и девочками разговаривать. Я на всех опросах и вообще общий язык быстрее с молодежью нахожу. Ну они интересны, не безразличные, есть мое внутреннее убеждение, что им не все равно.

А у ровесников и тех, кто старше, сразу считывается безразличие и желание самовыразиться. А я, признаться, не готов на это тратить ни свою эмпатию, ни время. Слушать «фи» какой-нибудь мадам минут по десять, когда впереди ждут десятки лавочек, заполненных людьми, — нет уж.

Анна Р. [27.06.19 02:58]

Заполняли на улице парни, наверное, студенты последних курсов. Подошли к основным вопросам — прозвучала фраза с отчаянием в голосе: «Это же еще и думать надо!» После этого стало как-то грустно за молодых парней.

Анна С. [27.06.19 05:27]

Где-то на 50 респондентов обязательно встречается один, кто похвалит. Вчера одна женщина, которая работает в регистратуре частной клиники, долго хвалила нас за то, что мы этот опрос проводим. Ей очень понравились вопросы анкеты. Попросила дать ей анкету для мужа. Мы, в свою очередь, пообещали занести результаты.

Михаил А. [27.06.19 08:07]

Кстати, у меня при проведении опроса очень часто в разговоре с опрашиваемым высказывается мнение, что страну уже не спасти, в той или иной форме. «Мертвое уже не оживишь», — сказал вчера один молодой парень. Это к вопросу о том, что «мы не доживем». Какое-то ощущение безальтернативности приближающегося конца у людей проскакивает.

Анна С. [27.06.19 08:12]

Ага, а когда предлагаешь самим что-то изменить, ну вот, скажем, даже заполнить анкетку, то тут уж начинают по-разному отбрехиваться. Демагоги, одним словом. Заметила еще, что бюджетники у нас реально народ запуганный. Вот уж где тоталитаризм во всей красе. Случаев полно, вчера вот женщина отказалась заполнять, аргументируя тем, что у нее дочь учительница и как бы чего не вышло. И фиг докажешь, что никто не узнает и анкета анонимная.

Убило наповал, когда одна учительница начала выяснять, а не от ЕдРа ли эта анкета. Самое убойное было, когда она спросила: «А что отвечать?»

Andrеу P. [27.06.19 11:41]

Ребят, а кому-нибудь говорили, что, мол, по подписи найдут и вменят участие в оскорблении властей? (Моему другу при сборе подписей так сказали несколько студентов, а одного из них, оказывается, один раз уже за заполнение какого-то еще опроса вобще наказали, но опять же только с его слов).

Alexey S. [27.06.19 11:43]

В чем оскорбление-то? :)

Andrеу P. [27.06.19 11:46]

Что-то вроде как вопросы им показались провокационные. А уж в каком он раньше опросе участвовал, неизвестно.

Pavel R. [27.06.19 11:46]

«Вопросы вызывают желание оскорбить власть» :).

Дмитрий Т. [27.06.19 11:46]

Странно, что его не расстреляли, легко отделался.

man-of [27.06.19 11:52]

Шутки шутками, а на тех, кто сомневается, не будет ли ему что-то за заполнение анкеты, хорошо действует уверенное утверждение, что их обязательно расстреляют. Это резко возвращает людей к реальности. Берут анкету, заполняют. Некоторые при этом говорят, что «вас вообще бы тогда давно расстреляли, раз вы эти анкеты здесь раздаете». Логика!

Дмитрий Т. [27.06.19 11:53]

Я обычно говорю, что меня расстреляли. Если не доходит, добавляю: два раза.

Действует.

Andrеу P.[27.06.19 11:53] [В ответ на man-of]

Спасибо за совет!

Владимир П. [27.06.19 12:40]

Нам вчера в электричке мужик отказался заполнять анкету со словами: «Это бесполезно, вон „Суть времени“ миллион подписей собрала, и не помогло». Ну и дальше леваческие мантры про «челобитную», правда, без должной экзальтации.

Саша К. [27.06.19 14:07]

Мне вчера сказали: «Суть времени» — это секта, потому что Кургинян топит за фашизм, а сама организация только сборами подписей и занимается, но опрос правильный, поддерживаю.

Павел К. [28.06.19 01:33]

Сегодня мужик раскритиковал анкету из-за 14–15-го вопросов. Что не так, спрашиваю, и чего не хватает? Он отвечает, что пункты все основные в наличии. Но вы, говорит, пишете с позиции угнетенных в 1,2,3,5 пунктах. А если ассоциирую себя с угнетающим меньшинством, то вы просто нагоняете ужас.

Andrey L. [28.06.19 01:33]

Мне молодой человек заявил, что анкета «слишком сконцентрирована на негативе».

Olga A. [28.06.19 01:35]

А у нас с Лидой пара молодых людей взяла, пролистала, увидела в списке Навального, воскликнули: «О! Если Навальный есть, значит, опрос не ангажирован!» И сели заполнять.

Olga B. [28.06.19 11:02]

Не знаю, что сколько весит, но с утра машина потребовала пристегнуть пассажира, которым были сто заполненных опросников. Ощутила субъектность кипы анкет. Отпечаток ста людей, как никак…

Молодые люди участвуют в соцопросе АКСИО в Калуге
Молодые люди участвуют в соцопросе АКСИО в Калуге
КалугевАКСИОсоцопросевучаствуютлюдиМолодые

Пробуждение

Andrey A. [28.06.19 11:19]

Мне человек не отдает анкету, говорит, я себя плохим почувствовал, вроде недоволен, а ничего не делаю, я ее заполнил, но обратно не отдам! Я предлагал ему посредине стопки засунуть, чтобы я не знал, какая, все равно — отказ. А еще сказал, что мы манипуляторы, зачем мы спрашиваем, при какой власти хотелось бы жить? И как вообще можно такие вопросы в анкете задавать…

Но мне показалось, что суть предъявы была в восклицании, что мы не имеем права будить совесть!

man-of [28.06.19 11:26]

Скажите, что если не отдаст, еще хуже себя почувствует. А чтобы лучше себя почувствовать, пусть еще у 2–3–5 человек анкеты соберет.

В плане мук совести ему немного зачтется.

Денис Я. [28.06.19 11:27]

Зовите его с собой на сбор :). Почистить совесть.

Andrey A. [28.06.19 11:48]

Спасибо, подействовало, передал 3 анкеты с наказом собрать :).

Татьяна Н. [29.06.19 10:05]

По моим наблюдениям, участвует в опросе наиболее активная часть граждан, кому не все равно. Много молодежи, которая на 80% за Навального. Запутинцы составляют малую часть опрашиваемых.

Владимир П. [29.06.19 10:07] [В ответ на Татьяна Н.]

Хотя это напрямую в опросе едва ли можно отразить — но это же очень показательно. Пассивные запутинцы (коли такие есть) будут себе пассивно сидеть и наблюдать, как активные, в том числе молодежь, будут «развлекаться» на площадях…

Владимир П. [29.06.19 16:38]

Едва ли не впервые при вводе встретил готового голосовать за Зюганова — при этом он указал социал-демократическую политическую ориентацию, а в вопросе 25 — где Свобода Равенство и Братство, — выбрал Свободу и Равенство для своих (п. 4). Эх.

Peter N. [29.06.19 19:39]

Заметил, что за Путина в 29-м вопросе голосуют те, кто в 28-м выбирает «единственно возможное решение — приспосабливаться». Корреляция очень сильная. Путин прямо лидер индивидуалистов и уклонистов!

Olga A. [29.06.19 21:54]

А мне сегодня впервые встретился человек, который хотел бы жить при фашизме.

Алексей К. [29.06.19 21:57]

Аналогично. Сторонником фашизма оказался… цыган.

Татьяна Н. [29.06.19 22:14]

С историей человек совсем не дружит. Мне так в анкете ответили на 24-й вопрос о свободе, равенстве, братстве, что этот лозунг больше всего был воплощен до крестьянской реформы 1861 года (при крепостном праве). Тогда этого равенства было завались…

Павел М.[29.06.19 22:45] [В ответ на Татьяна Н.]

У меня таких ответов было штуки 3–4. Трудно сказать, с чем здесь люди не дружат: с историей или с головой.