У ВСУ с самоходными установками не так всё хорошо, несмотря на то, что у них и польские «Крабы» замечены, и другие самоходные системы

Ствольная артиллерия России против натовской у ВСУ. Интервью

Николай Самокиш. Атака Шевардинского редута. 1910 год написания.
Николай Самокиш. Атака Шевардинского редута. 1910 год написания.
Николай Самокиш. Атака Шевардинского редута. 1910 год написания.

Среди стран Запада нет такой, которая бы не приняла участие в оказании военной или иной помощи Украине. Отметились практически все — в меру своих военных и финансовых возможностей. В оказании помощи Украине замечены даже такие экзотические страны, как Камбоджа, Колумбия, Мальта и Марокко.

Запад оснащает Украину вооружением, военной, инженерной техникой, снаряжением, беспилотными летательными аппаратами и кораблями, радарами, разведсистемами, автомобилями, производит обучение, лечение, реабилитацию украинских военных. Кроме того, Украина получает мировую финансовую помощь.

Среди всего многообразия поставляемых на Украину вооружений стран НАТО существенную долю занимает ствольная артиллерия, буксируемые и самоходные артиллерийские установки. Так, США поставили Украине 105-мм гаубицы M101, М119, орудия 155 калибра М114, М777. Великобритания отправила ВСУ 105-мм гаубицы L118.

Поставлялись киевскому режиму 155-мм самодвижущиеся гаубицы FH70 разработки Италии, Германии и Великобритании, французские 155-мм самодвижущиеся гаубицы TRF1. Из самоходных артиллерийских установок известно о поставках чехословацких 152-мм самоходных пушек-гаубиц vz.77 «Дана», словацких 155-мм гаубиц Zuzana 2, французских 155 мм САУ CAESAR, польских 155-мм САУ AHS Krab, немецких 155-мм САУ PzH 2000, американских 155-мм САУ М109. Одними из последних были поставлены на Украину шведские 155-мм САУ Archer.

Список натовского артиллерийского вооружения у ВСУ немаленький, но к нему еще нужно добавить оставшиеся на вооружении у Украины орудия советского образца. Это буксируемые 122- и 152-миллиметровые орудия, из самоходных — 122-мм гаубицы «Гвоздика», 152-мм гаубицы «Акация», «Мста-С», пушки «Гиацинт-С», 203-мм пушки «Пион» и «Малка».

Перечень ствольной артиллерии, находящейся на вооружении российской армии, скромнее, но по количеству стволов он превосходит украинский арсенал. Также к советскому артиллерийскому наследию следует добавить отсутствующие на вооружении у ВСУ самоходные 240-мм минометы «Тюльпан» и 152-мм гаубицы «Мальва».

Чтобы разобраться в положении дел в ствольной артиллерии у Вооруженных сил России, в том, как успешно наша страна противостоит натовским орудиям на Украине, ИА Красная Весна обратилась к военному аналитику, редактору и коммерческому директору журнала «Арсенал Отечества» Алексею Леонкову.

ИА Красная Весна: Алексей, каков на ваш взгляд сложился сейчас баланс сил по ствольной артиллерии между Вооруженными силами России и ВСУ?

Алексей Леонков: Баланс сил сейчас склонился в нашу сторону, потому что советских систем у ВСУ осталось всего ничего, снарядов 152 мм болгары и румыны не смогли для ВСУ много «наточить». Поэтому у ВСУ присутствуют системы 105-го калибра.

Натовский 155 калибр выбивается в ходе контрбатарейной борьбы, так как он является одним из носителей кассетных боеприпасов, которые мешают нам проводить наступательные операции.

На зимне-весеннюю кампанию основным калибром украинской армии станет 105 мм — это артиллерийские системы 60-х, 70-х, 80-х годов. Когда-то считалось, что их огневого могущества достаточно. Их Украина получит в достаточном количестве, чтобы держать оборону и поддерживать наступательные операции, о которых они постоянно говорят. В каком количестве Запад их поставит, сколько там будет снарядов — вопрос открытый, но, конечно же, огневое воздействие орудий 105 мм в сравнении со 152 мм — это две большие разницы.

ВСУ не сможет орудиями 105 мм эффективно работать по нашим укрепсооружениям. Опять же неясно, насколько за время хранения на складах 105-миллиметровые орудия утратили свою эффективность ведения огня, сохранили работоспособность стволов и какую интенсивность ведения огня они могут выдержать. Но то, что 105-й калибр станет основным у ВСУ — это однозначно.

У нас (в российской армии — прим. ИА Красная Весна) основной упор будет делаться на 152-й калибр, потому что именно этим калибром решается большинство основных задач по огневому воздействию на живую силу противника, на бронетехнику, на его укрепрайоны и опорные пункты.

ИА Красная Весна: Что можно сказать об оснащении самоходными артиллерийскими установками ВСУ?

Алексей Леонков: Я думаю у ВСУ с самоходными установками не так всё хорошо, несмотря на то, что у них замечены польские «Крабы» и другие самоходные системы. Таких САУ у ВСУ будет ограниченное количество, т. к. Запад такие артсистемы отдавать «на убой», скорее всего, не будет. Поэтому предполагаются единичные поставки. А советские САУ, доставшиеся Украине, вполне допускаю, что будут переделывать под натовские калибры.

Вместо 152-го калибра будут ставить 105-й калибр, и мы увидим такие гибриды — САУ советского наследия с орудиями 105-го калибра.

У ВСУ еще есть в наличии советские САУ, но к ним не хватает снарядов или вообще они отсутствуют, как в ситуации с САУ 122-го калибра, которые есть у Украины.

ИА Красная Весна: Что на ваш взгляд ожидает российскую ствольную артиллерию?

Алексей Леонков: До определенного времени считали, что ствольная артиллерия не должна развиваться, потому что существуют различные высокоточные ракеты, оперативно-тактические ракетные комплексы и системы залпового огня. В отношении ствольной артиллерии были лишь подвижки создания высокоточных снарядов наподобие «Краснополя».

Специальная военная операция показала, что для применения такой тактики, как «огненный вал» требуется большое количество орудий, сосредоточенных на одном участке, например, на километровый участок нужно порядка трехсот стволов. А чтобы осуществить тактику «подвижная огневая зона» таких орудий потребуется меньше, но тогда возникает вопрос к самим системам: они должны обеспечивать перемещение этого огневого воздействия в те зоны, которые необходимо поразить.

Здесь выясняется, что эти системы надо развивать не только по принципу создания высокоточных снарядов, но и по созданию высокоточных артиллерийских систем. Характерным примером такой артиллерийской системы является новая САУ «Коалиция СВ». В ней как раз сочетаются два принципа — она и высокоточными снарядами стреляет, и сама является высокоточной артсистемой. Нормативы расходов снарядов по целям благодаря этому сочетанию снижаются.

Все знают, что экономика всегда является определяющей в ходе боевых действий. И тенденция сейчас такова, что будут развивать сразу оба направления. Президент России Владимир Путин поставил такую задачу — по разработке и производству высокоточных артиллерийских систем, в том числе ствольной буксируемой артиллерии, а также по серийному производству высокоточных снарядов таким образом, чтобы удешевить стоимость одного снаряда.

Высокоточный снаряд наподобие «Краснополя», конечно же, стоит дороже, чем обычный снаряд. Поэтому, чтобы снизить расход снарядов, повысить точность поражения, мы будем отталкиваться от артиллерийских систем ствольной артиллерии, которые должны стать высокоточными комплексами.

Берем, к примеру, американскую гаубицу М777 — американцы ее создали для колониальных войн, но на этой же системе они создали блок — устройство, которое позволяет ей делать высокоточные выстрелы обычными снарядами. Этот блок позиционирует ствол орудия в пространстве таким образом, что обычный выстрел очень точно поражал намеченную цель.

Понятно, что будет создан российский аналог подобной системы, а может даже и лучше, потому что без артиллерии нельзя вести боевые операции высокой интенсивности, связанные с привлечением большого количества военной техники. Речь идет не о колониальных конфликтах, а о масштабных конфликтах, где роль артиллерии будет ключевой.

ИА Красная Весна: Алексей, вы затронули тему САУ «Коалиция СВ», которая была анонсирована довольно давно, но на вооружение в армию пока еще не поступила, не прокомментируете этот момент?

Алексей Леонков: «Коалиция СВ» будет закупаться Министерством обороны, установка прошла все испытания.

Ее преимущество в том, что сама артиллерийская установка на гусеничном шасси, она сделана по автоматизированной технологии, в которой человек контролирует работу автоматики. Человек занимается только вопросом наведения, выбора целей (по данным разведки) и топопривязки. Благодаря автоматизации процессов стрельбы удалось сократить экипаж с пяти до трех человек и защитить его от поражающего воздействия в бронированной капсуле. В «Коалиции» используются технологии такие же, как и в танке Т-14 «Армата».

Она не сразу появилась в армии только потому, что систему доводили до ума. Когда возродилась тенденция на развитие ствольной артиллерии, то «Коалиция СВ» прошла все госиспытания. После этого она получила литеру «О1» — для последующего серийного производства. Сколько их закупит Министерство обороны, пока не ясно, но в программе гособорнзаказа она есть, в том числе в ГПВ — 2030.

Необходимо еще отметить, что в направлении развития ствольной артиллерии есть третья тенденция — производство стволов орудий должно идти по современным технологиям, чтобы их жизненный цикл был больше, чем у предыдущих поколений ствольной артиллерии.

ИА Красная Весна: Каким, на ваш взгляд, будет направление развития российских артиллерийских систем?

Алексей Леонков: Калибр 152 мм останется основным, это вооружение дивизионного, армейского, корпусного уровня.

Будут создавать высокоточные снаряды — «Краснополь 2», повышать дальности стрельбы активно-реактивными снарядами до 70 км и более. Будут создаваться осколочно-фугасные снаряды со взрывчатыми веществами, которые бы позволили повысить их могущество — это создание снарядов, которые будут заниматься разрушением укрепрайонов, бетонных и прочих сооружений, работать в оперативно-тактической зоне, то есть отрабатывать тактику подвижной огневой зоны и тактику кочующей артиллерии, потому что эта тактика себя зарекомендовала. Кстати, у нас появился комплекс «Мальва» на колесном шасси, который будет специализироваться на этой тактике, у него орудие 152 мм. «Мальва» способна с высокой точностью вести огонь и после выстрела быстро менять позицию.

Я считаю, что эти направления являются сейчас перспективными. Также будут создаваться снаряды по новым технологиям, снаряды осколочного и кассетного типа, они будут с программируемым подрывом над живой силой противника или над военной техникой противника. Будут модернизироваться минометные системы с крупным стволом — 240 мм. Скорее всего, пересмотрят некоторые виды боеприпасов и доведут минометы до прецизионных, то есть высокоточных систем.

Нужно увеличивать количество 203-миллиметровых орудий — это калибр для армейского корпуса, мощное осадное орудие. Как показали боевые действия в СВО, этих орудий нужно много для того, чтобы решать вопросы с укрепрайонами, имеющими высокую степень защиты с бетонными и железобетонными фортификациями.

Создание артиллерийских систем будет идти параллельно с созданием приборов и оборудования, которое обеспечивает высокоточную стрельбу. Осуществляться это будет с помощью интеграции этого оборудования в так называемые разведывательные огневые контуры, где целеуказателем станет беспилотник, который в режиме реального времени будет передавать координаты как неподвижных, так и подвижных целей. Стрельба артиллерии по подвижным целям — это тоже перспектива на будущее.

И еще момент — это объединение всех артиллерийских систем в единую систему управления войсками (ЕСУ ТЗ) — систему боевого управления. Это нужно для того, чтобы системы тактического уровня — минометы, системы залпового огня и ствольная артиллерия — работали в одном информационном пространстве, распределяли между собой цели и могли быстро и оперативно создавать, консолидировать средства поражения для создания подвижной огневой зоны — концентрации огня на определенных участках поля боя для поражения или подавления значительных сил противника, в оборонительных или в атакующих построениях.

Комментарии
КА

Константин Аверин 19:09 11.12.23

Не сказаны две важные вещи. 1. Артиллерия НАТО существенно превосходит наши  системы (кроме Коалиции, которая неизвестно когда будет в войсках в значимых количествах) по дальности стрельбы. 2. У нас нет снарядов, наводимых по Глонасс/GPS. "Краснополь" - это хорошо, но его можно применять только если цель подсвечивается лазером, а это не всегда реализуемо по понятным причинам. И еще - у артсистем НАТО операции топопривязки и наведения орудия автоматизированы, что позволяет быстро открыть огонь после прибытия на позицию, и так же быстро ее покинуть. А у нас так могут только модернизированные "Мста-С".

Обсудить в комментариях