«Метавселенная» Facebook вполне может стать черной дырой, в которой будут без следа растворяться людские жизни

Метавселенные являются виртуальными мирами или реальными кладбищами?

Изображение: pixabay
Погружение в социальные сети
Погружение в социальные сети

Крупные компании вовсю рассуждают о создании «метавселенных» — виртуальных миров с эффектом присутствия, в которых можно будет не только играть, но и работать, организовывать встречи, посещать концерты, творить, покупать, продавать и пр., и пр. 

22 июля 2021 года The Verge опубликовала интервью с Марком Цукербергом, в которой генеральный директор Facebook рассказал о планах создать «метавселенную» (его термин) в ближайшие пять лет. «Наша главная цель во всех этих инициативах — помочь воплотить в жизнь метавселенную», — заявил Цукерберг.

Что же такое «метавселенные», с которыми мы столкнемся в ближайшие несколько лет? Чего от них ожидать? Что планируют в них вложить разработчики?

Что такое «метавселенная»?

Чем метавселенная будет отличаться от ставшими привычными социальных сетей?

По словам Цукерберга, метавселенная даст новые способы взаимодействия людей с виртуальным пространством и друг с другом. Новые способы взаимодействия, эффект присутствия и др. планируется достигнуть за счет новых технологий виртуальной реальности. Но не только.

Директор Facebook подчеркнул, что «метавселенная» — это не только виртуальная реальность с эффектом присутствия, не только игры и развлечения, а «синхронная среда, в которой мы можем быть вместе». Предполагается, что в метавселенной будут обитать миллионы людей, которые будут создавать в ней уникальный опыт.

Директор Facebook рассказал о возможностях применения метавселенной для организации работы — сотрудник сможет «телепортироваться» в заранее настроенный виртуальный офис, проводить там встречи, демонстрации продукции и пр. «И мы явно только в начале этого пути. Я думаю, это будет очень увлекательно, люди смогут настроить свое офисное пространство по своему вкусу, почувствовать его физически и стать его цифровым продолжением», — сказал Цукерберг.

По мнению Цукерберга, в метавселенной должна быть своя полноценная экономика, в которой «миллионы людей будут работать и создавать контент — будь то впечатления, или пространства, или виртуальные товары, или виртуальная одежда, или работа».

Чтобы получить более полное представление о метавселенной, дополним интервью Цукерберга двумя статьями, в которых раскрывается содержание термина.

4 августа 2021 года на cnet.com вышла статья Скотта Штайна с заголовком «Microsoft, Facebook и все остальные создают метавселенную. Вы хотите там жить?». «В настоящее время определение метавселенной — это своего рода социальный центр будущего, пространство, где могут встречаться аватары, экосистема для подключенных приложений. Готовая к VR и AR мечта — ввести людей в какую-то виртуальную вселенную, столь же удобную для творчества, как Minecraft, такую ​​же популярную, как Fortnite, и столь же полезную, как Zoom, Slack и Google Docs», — раскрыл термина в своей статье Скотт Штайн.

Венчурный инвестор Мэттью Болл в статье «Метавселенная: что это такое, где ее найти, кто ее построит, и Fortnite» от января 2020 года выделил семь основных черт метавселенной.

1. Метавселенная продолжается бесконечно и никогда не сбрасывается.

2. В метавселенной могут происходить запланированные события, но и «как в реальной жизни» метавселенная «живет» в реальном времени.

3. Не ограничивать количество пользователей и предоставлять каждому пользователю индивидуальное ощущение присутствия.

4. Полноценная экономика — «отдельные лица и предприятия смогут создавать, владеть, инвестировать, продавать и получать вознаграждение за невероятно широкий спектр „работы“, производящей „ценность“, признанную другими».

5. Охватывать цифровой и физический мир, частные и общедоступные платформы.

6. Предлагать беспрецедентную совместимость данных и цифровых предметов. Например, «автомобиль, разработанный для Rocket League (или даже для веб-сайта Porsche), можно было бы использовать для работы в Roblox».

7. Быть заполненным «контентом» и «опытом», созданным и управляемым невероятно широким кругом участников, некоторые из которых являются независимыми людьми, а другие могут быть неформально организованными группами или коммерчески ориентированными предприятиями.

Подводя итог, можно заключить, что заявка делается на создание «вечного» виртуального мира с эффектом присутствия, в котором будут непрерывно «виртуально жить» — работать, создавать, покупать, продавать, играть, встречаться и пр. — миллионы людей, наполняя метавселенную уникальным содержанием.

Разорвут ли метавселенные общество на «пузыри»?

В интервью журналист поинтересовался у Цукерберга, не опасается ли тот, что метавселенная расщепляет у людей чувство общей реальности? «Способствует ли она тому, что мы рассортируем себя в кучу не связанных между собой пузырей? Стоит ли нам об этом беспокоиться?», — спросил журналист. Согласитесь, вопрос не простой. И без метавселенных мы каждый день можем наблюдать утонувших в смартфонах молодых людей. Не приведет ли создание метавселенной к еще большей атомизации общества?

Отметим, что слово «пузырь» использовано, видимо, не случайно. В ряде западных стран за время пандемии была внедрена концепция «социальных пузырей», когда под предлогом борьбы с эпидемией людям ограничивали контакты.

«Что ж, это, я думаю, один из центральных вопросов нашего времени», — признал важность поднятой темы директор Facebook. Отвечая на вопрос Цукерберг заявил о преимуществах свободы и возможностей, которые дают новые технологии (особенно в условиях пандемии COVID-19, когда дистанционная работа стремительно становится новым стандартом). «Чем лучше будет технология присутствия, тем больше вы сможете жить там, где хотите, быть частью тех сообществ, которых хотите. И я думаю, что это более позитивно с точки зрения создания большего количества возможностей для людей. Конечно, очевидно, есть и недостатки, которыми нужно управлять. Чтобы иметь сплоченное общество, нужно иметь общую основу ценностей и некоторое понимание мира и проблем, с которыми мы все вместе сталкиваемся», — заключил Цукерберг.

То есть разработчик метавселенной согласен, что сортировка людей по «пузырям» будет происходить — ведь метавселенные дают человеку свободу делать то, что он хочет и быть с теми, с кем он хочет. Но это не плохо, потому что дает человеку возможности и свободу. Знакомая логика: тоже самое говорят и про уже существующие соцсети. Только вовлечение человека в метавселенные будет качествено глубже, то есть стенки виртуальных «пузырей», в которых будут запираться люди, будут все прочнее и прочнее.

А как будут регулироваться «пузыри»? Подобно тому, как сейчас регулируются соцсети — есть администраторы, а владельцы соцсетей задают глобальные правила? Что это будут за правила и кто их будет задавать?

Кто будет задавать правила?

Мета-вселенные предполагают гораздо большее вовлечение людей, а значит и большую зависимость людей от «виртуальности». А, следовательно, дадут владельцам гораздо большие возможности управления людьми. Поэтому вопрос о правилах и нормах взаимодействия в метавселенных стоит совсем не на последнем месте. Кто же будет задавать правила в метавселенных? Те же, кто сейчас задает законы работы соцсетей или виртуальных игр? И что это будут за правила?

В первом приближении можно было бы сказать, что метавселенные станут источником прибыли для компаний-владельцев и будут регулироваться «невидимой рукой рынка». «Мои дети уже глубоко погрузились в свои собственные метавселенные. Они просто называют их по имени приложения, которое они используют для доступа к ним, и эти компании уже хорошо об этом знают», — утверждает в своей статье Штайн. Но ведь и сейчас соцсетями управляет не только рынок?

Когда директору Facebook напомнили упреки со стороны властей США в распространении информации о COVID-19 и вакцинах, он назвал Facebook и Instagram инструментами, которые «широко используются почти во всех странах мира». А также заявил, что Facebook и Instagram «помогли миллионам людей, в том числе здесь, в США, использовать наш инструмент для поиска вакцин, чтобы действительно получить свою вакцину. Так что я вполне уверен, просто глядя на аналитику и чистое влияние, что мы были здесь положительной силой».

Нельзя не согласиться с тем, что соцсети стали мощным инструментом манипулирования обществом в самых разных странах (одну из таких манипуляций даже обозначили специальным термином «твиттерная революция»). Но признав инструментальность соцсетей, неизбежно задаешься вопросом — в чьих руках находятся эти инструменты? Чьи указания и в каких целях выполняет администрация соцсети?

История с COVID-19, а ранее с «русскими хакерами» и их якобы манипуляциями выборами в США, выявили огромные масштабы цензуры в «свободных» социальных сетях и их прямую подконтрольность спецслужбам. В некоторых случаях владельцы крупных интернет-ресурсов открыто заявляли готовность цензурировать информацию по указанию спецслужб. Если это так происходит с социальными сетями, как это может быть иначе в метавселенных?

Какие ценности хотят внедрять хозяева метавселенных?

Как и любой мощный инструмент, результат его использования зависит от того, в чьи руки он попадает. И дело не только в том, что метавселенные будут наращивать «рыночное» отчуждение и служить инструментами манипуляций в руках, в том числе, спецслужб. Есть и вторая сторона — человек, который попадает в метавселенную. Беда случается, когда неподготовленный человек получает в распоряжение слишком большие возможности. В случае с метавселенными не столько человек выбирает и обустраивает себе «пузырь», сколько «пузырь» деформирует под себя обитаталей. Разве хозяева и создатели не осознают, каким мощным формирующим инструментом могут стать метавселенные? В том числе и для внедрения ценностей.

Цукерберг заявил, что сплотить обитателей метавселенной должна «общая основа ценностей». А что это за ценности? И кто эти ценности будет навязывать?

Цукерберг привел рассуждения о необходимости исправлять перекосы «виртуального мира» на примере… гендерного равенства. «Одна из серьезных проблем, над которыми, я считаю, людям нужно задуматься, заключается в том, что сейчас наблюдается довольно значительный гендерный перекос, по крайней мере, в виртуальной реальности, где мужчин намного больше, чем женщин», — заявил Цукерберг. Рассказав о возможностях блокировки нежелательных контактов он заключил: «Ведь в конечном итоге у вас не будет здорового и динамичного сообщества, если оно слишком сильно перекосится в сторону того или иного пола, или если какая-то его часть не будет чувствовать себя в безопасности. Так что это будет иметь решающее значение. Это важно не только для хорошего социального воздействия, но и для создания хороших продуктов. И это то, на чем мы сосредоточены здесь с самого начала».

Таким образом создатели метавселенной заявляют, что с самого начала сосредоточены на внедрении в подконтрольном им «виртуальном мире» гендерных западных ценностей. Часть из которых в России, например, попадает под уголовное преследование, и некоторые из которых большая часть российского гражданского общества, судя по опросам, категорически не приемлет.

Какие еще ценности, кроме западного гендерного равенства, будут внедрять хозяева инструмента под названием метавселенная?

А человек?

Метавселенная — это «синхронная среда, в которой мы можем быть вместе», — заявляет Цукерберг. Быть КЕМ? Быть вместе С КЕМ? И что значит БЫТЬ в виртуальном мире?

Во что превращается человек, упрощенный до аватара в компьютерной игре и меняющий виртуальные личины по несколько раз на дню? «Аватары» вместо человека. «Танчики» вместо войны. Меняемые под «социальные пузыри» личины вместо личности. «Псевдовселенная» вместо жизни.

Помнится, как большевики критиковали религию за то, что она «уводит» человека из реального мира, лишая его возможности трансформировать реальный мир. Но метавселенные XXI века уводят человека из реального мира гораздо «круче». В определенном смысле человек есть тот след, который он оставляет в мире. А если мир — виртуальный? Тогда и оставляемый человеком в мире след — виртуальный. То есть из реального мира человек уходит в «метавселенную», не оставляя следа в реальности.

По сути человека уводят из реального мира в виртуальный, не просто ограничивая, а вовсе лишая его возможности преобразовывать реальный мир. А чтобы суррогат был более ярким его дополняют техническими «фишками». Наращивая тем самым отчуждение человека от человека и человека от мира.

Какая жалкая перспектива — уместить человеческую жизнь на диске в сервере Facebook. Но ведь обитатели метавселенных с этим не согласятся: вы пробовали вытащить из соцсетей современного ребенка? Теперь представьте, что притяжение соцсети-метавселенной увеличилось на порядок…

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Гомункул-потребитель
Гомункул-потребитель

Виртуальные миры или кладбища человечества?

Так что же такое «метавселенная»? Новый прорыв в возможностях человеческого взаимодействия, выводящий на новый уровень общение и совместную работу? Или очередной шаг в дегуманизации и порабощении человека «гаджетами» и превращении его в придаток машины?

Когда человека сводят к потребителю, а способы взаимодействия людей и предметов к «купи-продай-потреби», тогда и вселенная превращается в «метавселенную» Facebook или т. п. Такая метавселенная станет закономерным шагом в наращивании «дистанционности» и отчуждения человека от реального и виртуального мира, господства гаджетов и «цифры». И вполне может стать черной дырой, в которой будут без следа растворяться людские жизни.