Напрасно он тешил себя надеждами, что сможет убежать. На войне, когда ты раз переступил черту, пути назад нет

Выжить любой ценой или передать эстафету подвига? — Фильм «Восхождение»

Иосиф Серебряный. Партизанский отряд. Лесгафтовцы. 1942
Иосиф Серебряный. Партизанский отряд. Лесгафтовцы. 1942
Иосиф Серебряный. Партизанский отряд. Лесгафтовцы. 1942

В этом году мы отметили 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Моё поколение знает о той войне лишь по книгам и фильмам.

Сначала я прочитал книгу белорусского писателя Василя Быкова «Сотников». А когда узнал, что есть экранизация повести, — посмотрел фильм «Восхождение» и получил эмоциональный удар.

Мне стало интересно, кто создал этот потрясающий фильм. Режиссер фильма — Лариса Шепитько — одаренный художник и сильная личность, которая рано и трагически ушла из жизни. Сценарий к фильму написан совместно Ларисой Шепитько и Юрием Клепиковым, музыка — композитором Альфредом Шнитке. Игра актеров, исполнивших главные роли, Бориса Плотникова и Владимира Гостюхина, также произвела на меня сильнейшее впечатление.

Эта кинолента рассказывает о событиях Великой Отечественной войны. Действия происходят в белорусских лесах, где в годы войны в тылу врага действовало множество партизанских отрядов. Главные герои фильма — партизаны Рыбак (В. Гостюхин) и Сотников (Б. Плотников) — отправлены на задание. Они должны достать провизию, теплые вещи и медикаменты для своего отряда.

Рыбак — бывший армейский старшина, который выглядит более приспособленным к военным условиям, чем его напарник. Сотников — бывший учитель, интеллигент, к тому же на задание он пошел будучи простуженным. У него был жар и сильный кашель, но он просто не мог отказаться от задания, сославшись на болезнь.

Далее с главными героями происходит ряд непредвиденных событий (как это часто бывает на войне), которые приводят их в застенки немецкой комендатуры. Задание провалено, — и они обречены на смерть. Но каждый принимает трагические обстоятельства по-своему.

Рыбак очень хочет выжить любой ценой. Он думает: главное — спастись сейчас, что-то придумать, чтобы остаться живым и еще послужить своей Родине. Он делает один маленький шаг во имя своего спасения, потом другой… И в какой-то момент проходит точку невозврата.

А Сотников, измученный болезнью, раненный во время преследования, искалеченный пытками, в последние минуты жизни думает о людях, которые пострадают из-за него, — и пытается их спасти, взяв всю вину на себя. Этот момент фильма оказался для меня самым тяжелым эмоционально, но в то же время и самым сильным и духовно наполненным.

Игра актеров удивляет своей глубиной, правдивостью, способностью передать мучительные душевные переживания: растянутая во времени сделка с совестью Рыбака и обреченная решимость Сотникова умереть, потому что другого выхода нет. Я не видел на экране актеров, я видел Сотникова и Рыбака.

Когда Сотников стоит с петлей на шее, его взгляд выхватывает из толпы глаза мальчишки в буденовке, который с ужасом наблюдает за происходящим. Между ними происходит молчаливый диалог, партизан пытается улыбнуться и как бы говорит мальчику: «Не бойся». По-моему, это самая пронзительная сцена в киноленте, воздействие которой резко усиливается музыкальным сопровождением.

Фильм «Восхождение» оставляет очень глубокий след в душе и просто врезается в память. Режиссер противопоставляет двух главных героев: Рыбака и Сотникова. По мере того как разворачиваются события в повести, становится понятно, что неприспособленность Сотникова обманчива, и к финалу картины полностью раскрывается моральная и душевная сила героя. Напрасно Рыбак тешил себя надеждами, что сможет убежать. На войне, когда ты раз переступил черту, пути назад нет. Каждый выбрал свой путь: один стал героем, другой — предателем.

Увиденное заставляет задуматься о силе человеческого духа, о непростом выборе в обстоятельствах, которые невозможно изменить, и, конечно, о том, что сделал бы ты на месте главных героев.

События, показанные в фильме, для меня очень далеки, да и сам фильм был снят в 70-х годах XX века, но он заставил меня посмотреть на Великую Отечественную войну по-другому, с позиции каждой отдельной человеческой жизни, которая оборвалась в той страшной войне.

Художественный фильм «Восхождение» был по достоинству оценен не только на Родине, но также получил несколько призов на Международном кинофестивале в Западном Берлине в 1977 году, став первым советским фильмом, удостоенным высшей награды фестиваля — «Золотой медведь».

Этот фильм изменит ваши представления о войне и смерти на войне, навсегда сбросив с них налет романтики. Мощный сюжет и нереально правдивая игра актеров оказывают шокирующее действие. Фильм «Восхождение», несомненно, стоит посмотреть всем, особенно моим сверстникам.

Богдан Грузнов, 9-Б класс, УВК № 5 «Перспектива», Красный Луч, ЛНР

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER