В советское время по Дону курсировали суда на подводных крыльях. После развала страны водные пассажирские перевозки пришли в упадок

Восстановление водных пассажирских перевозок на Дону: мечты и реальность

Дмитрий Щербиновский. Пароход. 1902 г
Дмитрий Щербиновский. Пароход. 1902 г
Дмитрий Щербиновский. Пароход. 1902 г

В Ростовской области активно занялись вопросом водного транспорта. Планируется восстановить пассажирские перевозки — как речные, так и морские. Разговоры об этом ведутся еще с 2021 года, однако в этом году наметились конкретные шаги.

Весной 2023 года председатель заксобрания региона Александр Ищенко сообщил, что «выделяются 105 миллионов рублей на первый этап восстановления речного пассажирского транспорта, который в прошлые времена был визитной карточкой донского региона».

А летом губернатор области Василий Голубев отчитался, что начался процесс восстановления причальной инфраструктуры для судов, которые намечено приобрести уже в 2023 году.

«Есть суда, которые ходят только по реке, а есть суда типа „река — море“. Это дает возможность двигаться не только в Ростовской области, но и расширить географию. Мы прорабатываем такую возможность», — пояснил он в программе «О главном».

Новое — это хорошо забытое старое

В советское время в Ростовской области были хорошо развиты водные перевозки, они пользовались у жителей любовью и популярностью. По Дону курсировали суда на подводных крыльях: «Ракеты», «Кометы», «Метеоры», «Восходы». Из Ростова-на-Дону можно было по воде добраться до Азова, Таганрога, станиц Багаевской и Старочеркасской и других населенных пунктов области. А морские суда ходили и за пределы региона.

Первые «Ракеты» на подводных крыльях начали ходить по Дону в 1960 году. Судно развивало скорость до 60 км/ч. А затем в Ростовской области появились «Метеоры», скорость которых достигала уже 80 км/ч.

В 1966 году в регионе, помимо речных, запустили морские перевозки. Из Ростова-на-Дону можно было добраться по Дону и через Азовское море до Ейска (Краснодарский край), Керчи (Крым), Жданова (современный Мариуполь, ДНР).

В 80-е годы суда на подводных крыльях начали применять в туризме. В частности, из Ростова-на-Дону люди могли добраться на «Метеоре» до Калача-на-Дону (Волгоградская область), а оттуда автобус вез их в Волгоград на Мамаев Курган.

Что случилось с водными перевозками после развала СССР?

После развала Советского Союза пассажирские водные перевозки в Ростовской области пришли в упадок. Вместо Волго-Донского речного пароходства появились судоходные компании, которым в новых условиях по законам «свободного рынка» оказалось невыгодно развивать это направление.

Дело в том, что рост цен на дизельное топливо приводил к подорожанию билетов. Это, в свою очередь, отпугивало пассажиров, многие из которых в «лихие» 90-е еле сводили концы с концами.

Кроме того, «Метеоры» и «Кометы» производились в Поти и Феодосии, а эти города, будучи в составе Грузии и Украины, после распада СССР оказались зарубежными. Также зарубежными стали пункты маршрутов — Жданов (Мариуполь) и Керчь, а Азовское море перестало быть нашим внутренним морем. В 1991 году были отменены рейсы через Азовское море в украинские порты.

На сегодняшний день водных пассажирских перевозок в Ростовской области практически нет. Причальная инфраструктура за долгие годы простоя пришла в упадок. Так, 12 сентября глава администрации Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко сообщил, что «причальные стенки, за которые отвечает город, находятся в неудовлетворительном состоянии», добавив, что в таком виде их невозможно эксплуатировать.

Между тем, люди старшего и среднего возраста до сих помнят, как мчались по Дону на «Ракетах», «Кометах» и «Метеорах» и с сожалением констатируют, что сегодня это невозможно.

Планы по восстановлению водного транспорта

Сегодня в первую очередь намечено наладить речные перевозки. Сначала по Дону должны запустить два судна на подводных крыльях «Валдай 45Р». Планируется, что суда будут курсировать по маршруту Ростов-на-Дону — Азов — станица Романовская.

В дальнейших планах — наладить перевозку пассажиров по реке Северский Донец. Речь идет о запуске быстроходных судов до Белой Калитвы, а затем и до Каменска-Шахтинского.

Что касается морских перевозок, то их тоже не забыли. Власти заявили о намерении приобрести в 2024 году два морских судна на подводных крыльях «Метеор 120М». Этот проект вмещает 120 человек и способен развивать скорость до 80 км/ч.

«Метеоры» смогут выполнять рейсы в Ейск, Анапу и Мариуполь. Планируется, что в дальнейшем из Ростовской области по морю можно будет добраться и в Крым (в Керчь и далее в Ялту).

Совершать речные и морские путешествия смогут как местные жители, так и туристы. Власти Ростовской области расчитывают, что возрождение водного транспорта в регионе будет способствовать развитию Азова и Таганрога.

Что уже сделано?

Весной 2023 года в Ростовской области создана судоходная пассажирская компания «Дон». В роли учредителя выступило министерство транспорта региона.

В 2023 году был заключен контракт в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Алексеева (Нижний Новгород) на поставку двух речных судов «Валдай 45Р» вместимостью 45 пассажиров. Их покупка обошлась суммарно в 354 млн рублей.

«Мы спокойно строим по контракту, который заключили с Ростовской областью, и в этом году передаем им речные суда. Это есть», — подтвердили в пресс-службе ЦКБ.

Между тем в морском порту Таганрога в мае 2023 года запустили в эксплуатацию плавучий причал. Конструкция длиной 96 метров состоит из восьми секций каркаса, деревянного покрытия, швартовых тумб и ограждений. В том числе причал предназначен для судов на подводных крыльях.

Предпринимаются меры по восстановлению причалов в Ростове-на-Дону. Администрация города заключила контракт на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт пассажирских причалов, расположенных на правом берегу Дона от восточной границы бывшего хладокомбината № 1 до западной границы бывшего завода «Красный Дон». Протяженность участка составляет порядка двух километров. Документацию намечено подготовить к 6 декабря, и только потом будет решаться вопрос о выделении средств на ремонт.

При этом уже восстановлены причалы станиц Романовской и Кочетовской, а также в городах Константиновске и Семикаракорске. Работа в этом направлении продолжается.

Как видно, до советских масштабов, когда флот Волго-Донского пароходства насчитывал более 30 судов на подводных крыльях, еще очень и очень далеко. Однако первые шаги по восстановлению водных скоростных пассажирских перевозок уже делаются.